Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Никитина Л. ОТЧИЙ ДОМ


Содержание:
  1. ВРЕМЯ НА ВОСПИТАНИЕ

← Оглавление


ВРЕМЯ НА ВОСПИТАНИЕ


Чаще всего в письмах, в разговорах ставят проблему: где взять время на воспитание детей? И почти никто не говорит о том, как его использовать. А я думаю: это последнее куда важнее. Почему? Времени у меня, что ли, много? Да ничего подобного! Когда у меня спрашивают: «Когда вы все успеваете: работа, хозяйство и детей куча?» - я смеюсь: «Все-то как раз я и не успеваю». Просто из всех дел выбираю, что важнее. То и делаю. Такой вот выход для себя нашла. Далось это мне не сразу. Когда-то даже до слез доходило - так хочется все успеть, а не улучается, хоть разорвись. Теперь пришел опыт: что-то сама научилась делать побыстрее, кое-что из домашних дел (могли бы и побольше) взяли на себя отец и ребята, пробую совмещать дела, разумнее чередовать их, но настоящим открытием стало для меня вот это - выбери главное и не терзайся, если остальное не успеешь сделать так, как хотелось бы... И получилось, что дети очень быстро потеснили с первого места все прочие дела и заботы.

Сказали бы об этом мне восемнадцатилетней, я бы не поверила: была ярой противницей привязанности женщин к семье, быту, детям. В моем представлении все валилось в одну кучу; тряпки, кастрюльки, младенцы с их мокрыми носами и пелёнками. Брр... Я считала себя творческой личностью, жаждала необыкновенной деятельности, научной, общественной и т. д., и т. п. И вдруг - какой пассаж! - семеро детей и, конечно, все, что с этим связано: от кастрюлек и пеленок до... Вот! Об этом я в свои восемнадцать лет и не подозревала. Только сейчас понимаю, что верхней границы здесь просто нет: как бы высоко ни стояла мать в своем развитии, все равно ей нужно подниматься ещё выше.

Как же это оказалось интересно: наблюдать, размышлять, пробовать, открывать ребёнку мир, а для себя мир ребёнка, расти вместе с ним...

Это что - призыв к многодетности? Назад к домашнему очагу? Нет, я о другом: не о том, что мы приобрели, а о том, что мы теряем, теряем, теряем... Я о времени, которое мы недодаем детям, и даже не замечаем этого. Пришлось мне однажды говорить с многодетной матерью, которая никогда не бросала работу, добилась больших успехов в своей профессиональной деятельности и выглядит моложе своих лет. «Все это, конечно, очень сложно, - пожаловалась она, - во многом приходилось себе отказывать, а уж время - каждая минута на учете: ни театра, ни путешествий, ни художественной литературы, сколько бы хотелось. Особенно было трудно, когда дети были маленькие, зато потом стало куда легче...» - «А у меня что-то наоборот получается, - заметила я, - дети растут, а времени на них уходит больше». - «Странно». - «Да нет, что ж тут странного: малышами были - я с ними, как говорится, между делом управлялась, а теперь: поговорить с каждым, выслушать да ещё надо услышанное пропустить сквозь сердце и голову - на это ведь тоже время нужно...» - «Ну, уж это слишком, - вдруг возразила моя собеседница, - мать должна быть с ребёнком до пяти лет, а потом меньше опеки, больше самостоятельности. Зачем, например, чтения вслух, если каждый и сам читать умеет? Главное - пример матери и отца: как они относятся к своему делу, как ведут хозяйство, как разговаривают с людьми - вот что действует на ребёнка больше всего - пример. Я вот спрашиваю свою двенадцатилетнюю дочь: «Когда же это я тебя воспитываю?» А та отвечает: «С утра до вечера и с вечера до утра». Вот так. А все эти нотации и разговоры ни к чему. Надо прежде всего вырастить детей здоровыми, а для этого нужны чистота и питание. На это время и уходит». - «Значит, - попыталась возразить я, - по-вашему, материнский труд главным образом сводится к ведению хозяйства?» - «А по-вашему, это не труд? Я валилась с ног от одних только пеленок, но зато дети у меня были в чистоте и имели в зависимости от возраста разное меню. Разве это не материнский труд? А починка, стирка - вспомнить страшно - вот на что надо было бы дать матери дополнительное время за счет рабочего. А разговоры с детьми - пожалуйста! - за общим столом. Этого вполне достаточно. Если надо что-то по секрету сказать, можно и на это время найти, но ведь это случаи исключительные...»

Все в её речи так правильно, рационально, но мне почему-то становится не по себе: «У меня-то, - думаю, - этих «исключительных случаев» каждый день хватает: я сама без них не могу».

Разговор этот не дает мне покоя. Время на разговоры - зря? Чтение вслух - не нужно? А поиграть - уж вовсе излишество? Оказывается, воспитывать можно весь день, не выделяя для этого особого времени? Интересно, что ещё десять лет назад я сама утверждала что-то подобное. А теперь с каждым годом все острее чувствую, как много матери и отцу надо времени, чтобы отдать его детям - специального времени для общих дел, для интересных занятий, для чтения, походов и игр, для наблюдений и разговоров обо всем на свете - без этого жизнь взрослых скудна, а детей - неполноценна. Ирина Щ. из Целинограда пишет: «Наши родители всегда спешат. Им все некогда. Хочешь поделиться радостью, а в ответ: «Отстань, у меня нет времени...» Идешь с горечью: «Ну, а что я могу поделать!» Спешат, спешат, а успевать ничего не успевают. С ними неинтересно». Вот так: друг с другом скучно.

Прочитала я недавно в одной статье: «Как ни странно, но у людей, прошедших аспирантуру, часто бывают неинтересные и малоразвитые дети: их родители зачастую бывают настолько поглощены своими собственными занятиями, что не находят времени для своих отпрысков».

Мне очень повезло: моя аспирантура, моё хобби, мой отдых - дети.

Тогда почему я не бросаю работу, собираюсь на старости лет даже в хор записаться? Да потому, что ребятам-то не столько руки мои нужны, сколько голова и сердце. Значит, как говорил Марк Твен, надо самозатачиваться.

А дома быт заест, заржаветь можно. «Ну, а если бы, - спрашивают меня, - у вас было какое-то другое главное дело в жизни? Скажем, медицина, или биология, или искусство? Как тогда?»

Тогда у меня не было бы столько детей. Двое-трое, не больше, просто времени не было бы. Думаю, что многодетность пока несовместима с глубоким увлечением, какой-либо другой областью творчества. «Значит, образно говоря, либо Ковалевская, либо Ульянова?» - так спросили меня однажды. «Да! По крайней мере пока. Пеленки и кастрюльки мешают не только ученой, но и матери. Лучше бы на это времени тратить вообще поменьше. Но это уже проблема государственная. Убеждена, что совместные семейные постирушки и поочередное мытье посуды этой проблемы не решат».

Хорошо сказано в письмах: «Пусть меньше обременяют нас материальные заботы, пусть «доходят руки» до формирования духовного мира своих детей... Тут скрывается один из источников большого наслаждения» (А. Анисенко, Пенза).

«Наше свободное время - это капитал, который нельзя положить на сберкнижку, нельзя оставить на хранение. Его можно использовать только в тот момент, когда оно есть. Мы любим своих друзей, книги, театр, почти у каждого найдется своё хобби. Но если в семье ребёнок, то все это должно перейти на второй план. Наше свободное время принадлежит ребёнку. Его нельзя тратить на тысячу мелочей. Ребёнок - не тысяча первая мелочь, а то главное звено в нашей жизни, которое соединяет нас с будущим. На почве нашего свободного времени происходит его развитие и познание окружающего мира и самого себя. Не для нотаций и нравоучений, не для применения строгих мер, а для совместных дел, увлечений, общения» (Ю. Климов, Москва). Вот для этого нужно время.

 

 
Страницы: « 1 ... 10 11 12 13 (14) 15 16 17 18 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/208
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/208
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Елена Никитина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?