Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Домбровский А. МЕТОД ПРОЕКТОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ


Содержание:
  1. ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ДЛЯ УМА И ДУШИ
  2. 8. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ УМА
Информация об авторе: Андрей Домбровский
Домбровский Андрей Владимирович, (г. Санкт-Петербург) был учителем географии, депутатом Санкт-Петербургского городского совета, координатором российско-датского проекта Народных школ для взрослых. Сегодня он руководит Центром Природы и Окружающей Среды в городе Павловске. Туда приезжают ребята из самых разных школ многих городов. Поводом для их совместной работы служат занятия ремёслами.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ - ДЛЯ УМА И ДУШИ

8. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДЛЯ УМА

1. Швабра для головы
Обычно почему-то получается так, что, выполняя какую-нибудь работу, мы стараемся использовать для ее выполнения инструменты: швабру, чтобы подметать пол, рубанок, чтобы строгать дерево... Но вот когда дело доходит до головы, все получается иначе. Мы думаем, думаем, думаем... но инструментов у нас при этом никаких нет. И нас это не смущает, хотя, если бы мы начали подметать пол руками, это, наверное, выглядело бы странно.
 
2. Карта размышлений
Карта размышлений (mind map) - инструмент полезный в самом начале дела. Мысли скачут, теснятся, цепляются и перепрыгивают с одного на другое. Трудно сосредоточиться и собрать все в единое целое, тем более, что системы еще никакой нет.
 
3. «Ой вы, мысли мои, скакуны»
Предположим, что вы решили попробовать красить бумагу маслом по воде. ~6.4 Так, значит, надо поддон, потом листы бумаги... А где взять поддон? Может быть, что-нибудь подходящее есть в кладовке. Надо пойти посмотреть.
Кажется, поддон был где-то в самом низу - ванночка, оставшаяся от занятий фотоделом. Но, прежде чем его извлечь, приходится разгрести половину кладовки, сталкиваясь по пути с другими вещами, которые захватывают мысли и уводят от цели действия. Начав с мысли о крашении бумаги маслом, мы можем закончить чем угодно, в том числе и крашением бумаги, но это будет скорее случайность, чем закономерность.
 
4. Средний путь
Конечно, можно сказать, что дело здесь в самодисциплине, но что делать тем, у кого эта дисциплина, увы, отсутствует. К тому же, какие-то столкновения с другими вещами могут помешать - отвлечь, а какие-то, наоборот, помочь - подтолкнуть к новым необычным решениям. Часто в этой коллизии выбирается либо жесткое следование инструкциям, не позволяющее творчески отнестись к делу, либо бесконечное блуждание в лабиринте вариантов, не приводящее к продуктивному действию. Карта размышлений - это возможность «среднего пути».
Возьмите чистый лист бумаги и напишите в центре цель предприятия. Допустим, это –
 
попробовать покрасить бумагу под мрамор
 
Что для этого надо? Поддон, краски, бумага. Добавляем все это на нашу карту. Да, краска-то нужна жидкая, значит, нужен растворитель, а еще баночки, в которых можно развести краску и какие-нибудь палочки для размешивания.
Потом надо будет готовые листы просушить, значит, нужен утюг, что-нибудь, что можно постелить на стол и лист газеты, через который можно будет гладить.
А, вот еще, газеты ведь потребуются, чтобы подстелить под поддон и весь красительный процесс.
 
5. Прыжки ассоциаций
Слово «газета» натолкнуло нас на мысль, относящуюся к другой линии размышлений. В обычной ситуации, когда мы думаем «просто», «головой», этот перескок мысли способен сбить нас с пути, и, начав думать о том, что подстелить под поддон с краской, мы забудем, что думали о просушивании бумаги, потом снова вернемся обратно, потом прыгнем снова на какую-нибудь другую линию размышлений и закончится все это полной сумятицей, головной болью, или решением «делать как получится». Получится как всегда: с испачканными масляной краской руками, вы будете бродить в поисках утюга, потом искать растворитель, чтобы оттереть утюг от масляной краски - Будьте уверены, большая неприятность бродит где-то рядом.
 
6. Ветвление мыслей
На карте размышлений, оставив одну ветвь, мы с легкостью переключаемся на другую, воспользовавшись ассоциативной связью, зная, что в любой момент можем вернуться назад. Всякую деталь мы можем рассмотреть и разобрать столь подробно, сколь этого требует конкретная ситуация, возвращаясь к исходному пункту нашего планирования, расположенному в центре листа.
 
 
7. Системотехника
Итак, еще потребуются газеты, чтобы подстелить под поддон и место, где будет производиться окрашивание.
А для утюга ведь еще нужна розетка или удлинитель. Кстати, растворитель неудобно лить через край в маленькую баночку. Лучше, чтобы под рукой оказалась вовремя пипетка и вообще все эти масляно-растворительные вещи стояли в каком-нибудь отдельном «корытце» - уж больно они пачкаются. Все изгибы, скачки и переливы наших мыслей с легкостью вмещаются на карту размышлений.
То, что происходит в момент создания карты размышлений - это выстраивание системы. Перестраивая кружочки, меняя движение стрелочек, можно упорядочить систему по новому.
Стрелочки передвинуть куда легче, чем утюги, или столы или поддон с налитой в него водой и масляной краской.
  
 
8. Выбор
При всем удобстве карты размышлений, некоторые вещи на ней не очень хорошо помещаются и запутывают только-только возникающую ясность.
Например, на столы можно подстелить газеты, а можно взять клеенку. Это ситуация выбора. Надо выбрать что-то одно, но другое тоже лучше какое-то время удерживать в поле внимания - вдруг планы переменятся. Ситуация с застиланием столов достаточно проста, и здесь можно просто пометить в том же овале как дополнительный вариант через косую черту «клеенка». Но иногда выбор далеко не так прост. Перебор вариантов стоит упорядочить в отдельном списке, который можно назвать «списком выбора вариантов».
 
9. Сложный выбор
Например, вы собрались попробовать делать свечи, составили карту размышлений и задумались: где взять парафин? В свечном разделе ~7.22 упоминались некоторые варианты: купить в аптеке, купить в компании, продающей химреактивы, попытаться собрать огарки и остатки использованных свечей. Может быть, появятся еще какие-нибудь варианты. Сведем то, что есть, в таблицу, добавив два столбца для записи плюсов и минусов каждого из вариантов.
Где взять парафин
 
Вариант
Плюсы
Минусы
Купить в аптеке
- легко найти,
- не надо выкладывать сразу много денег, можно купить небольшое количество
- если покупать много, парафин получается дорогой,
- много лишней упаковки, поскольку расфасован маленькими партиями по 200 – 300 грамм
Купить в компании, продающей химреактивы
- самый дешевый парафин
- надо искать компанию,
- не довезти «на руках», требуется транспорт,
- надо сразу много денег
Собрать огарки и остатки
- денег не требуется,
- среди принесенных огарков наверняка будут кусочки крашеного парафина
- ненадежность,
- может быть низкое качество,
- потребуется сортировка
Переплавить хозяйственные свечи
- заранее можно быть уверенным, что «это» будет гореть,
- можно купить небольшое количество
- дороговато
 
И так далее.
 
10. Минусы к действию
Перебирая варианты, вы обнаружите, что возможностей существенно больше, чем просто «найти много денег и все купить».
Можно принять к исполнению сразу несколько вариантов, например купить в аптеке и переплавить хозяйственные свечи. Тогда в карту размышлений можно добавить соответствующие объекты и стрелочки «деньги на парафин», найти аптеку с рецептурным отделом, хоз.магазин, где продаются свечи и т.д. То, что отмечено как минусы у выбранных вами способов, это то, что надо будет сделать для реализации выбранного варианта.
 
11. Переключатель ресурсов
С другой стороны, на таблицу выбора вариантов можно посмотреть и как на своего рода перераспределитель ресурсов.
Начиная всякое дело, мы имеем в виду какие-то ресурсы, в число которых входит опыт (или его отсутствие), деньги (или их противоположность - долги), свободное время, помещение и т.д. и т.п. Перебирая варианты, вы оцениваете их с точки зрения наличных ресурсов. Нет опыта, но есть деньги - можно попробовать поучиться за деньги (например, пригласить специалиста), нет ни опыта, ни денег - может быть, есть свободное время - посвятите часть его пробам. Хорошие отношения с родителями учащихся - может, среди них есть химик (или алхимик - любитель двигаться методом проб и ошибок), который разделит с вами бремя поисков.
 
12. А если?..
Более того, по мере развития событий, ситуация может изменяться: вы планировали, что дадут премию, а ее не дали.
Или, о чудо! Неожиданно дали премию, которую можно потратить на мешок парафина. Имея под рукой таблицу выбора вариантов, всегда можно вернуться в точку принятия решения, заново оценить варианты под новый расклад ресурсов и перестроить планы. На то они и планы, чтобы изменяться.
 
13. Уверенность деталей
Карта размышлений обрастает все большими подробностями, но самое главное, что вы начинаете чувствовать себя увереннее: ни одна деталь не ускользнула от вашего цепкого внимания. Что-то можно сгруппировать, делая оценки, сколько, например, потребуется газет и что сделать, если их не окажется под рукой (собственный ребенок, не предупредив, сдаст все в макулатуру).
 
14. Назад от цели
Для того, чтобы преобразовать уверенность в план действия, необходимо закрепленные на плане аспекты упорядочить во времени. Удобнее это сделать на отдельном плане-графике, поскольку время в нашей голове течет не во все стороны, а линейно и, как правило, слева направо. На нашем графике сразу появятся две точки - там, где мы находимся прямо сейчас и там, где мы хотим быть. Промежуток между этими точками - это тот путь, который нам предстоит пройти. Поскольку мы находимся там, где находимся, то и планировать мы, чаще всего, начинаем из этого пункта. Надо сказать, что это не самый надежный путь. В точке нашего отправления распускается веер возможностей, каждая из которых сопряжена с неопределенностями и выбор, опирающийся на «возможное» может не «пристыковаться» к той цели, которой мы хотим достичь.
 
 
15. Жесткий выбор
Начнем от результата - цели. Такой подход обеспечит необходимую жесткость плана. К намеченной дате все должно быть готово. Что все? Допустим, что мы планируем провести занятие по изготовлению китайских фонариков ~1.27 и хотим это сделать 30 ноября.
Вернемся к карте размышлений. Ее надо дополнить. Во-первых, тем, что потребуется для изготовления фонарика. Нет, сначала надо «доделать» то, что относится к крашению бумаги. На мой взгляд, в предыдущем варианте не хватало «инструкции» - того, чем можно воспользоваться, если под рукой нет учителя. Но, может быть, лучше не инструкция, а инструктор - кто-то из учащихся, кто будет направлять действия на этом отрезке процесса. Лучше, наверное, иметь и то и другое.
Но хорошая инструкция - это дело не простое. Лучше ее начать делать заранее, может быть, стоило бы ее опробовать, например, на том же инструкторе. Наверное, окончательный вариант инструкции лучше иметь заранее, скажем, за неделю до занятия, а где-то недели за две провести пробное действие с участием будущего инструктора (или двух) и пробным вариантом инструкции. Значит, к этому моменту пробный вариант должен быть готов, а после пробного занятия его надо отредактировать.
 
16. Линия действия
Попробуем отобразить это на графике. Для удобства ориентации не хватает точек на временной оси. Очевидная веха - середина и, может быть, отрезки, соответствующие неделям. Вещи, которые должны быть готовы к определенному сроку, но исполнение которых мы не привязываем к определенной дате, располагаются вдоль временной оси, а то, что должно произойти в определенное время - перпендикулярно к ней. С инструкцией, вроде бы, все понятно. Ее подготовку мы фактически выделили в отдельную линию.
 
 
Теперь снова к карте размышлений (в этом и заключается удобство инструментальной работы - мы с легкостью переключаемся с одного действия на другое, возвращаясь в нужный момент в нужную точку).
 
 
17. Цели как средства и наоборот
Прежде всего, все, что относилось к окрашиванию бумаги под мрамор, обведено общим овалом и подчинено задаче более высокого уровня - изготовить китайские фонарики (точнее, а здесь важна точность, «провести занятие по изготовлению китайских фонариков»). Этот переход имеет большое значение, и мы обратимся к нему, когда будем говорить об эмоциональных переживаниях, связанных с проектной работой. Сейчас надо отметить, что наличие целей более высокого уровня является важным регулятором деятельности. Действительно, то, что мы хотим сделать китайские фонарики - это тоже средство для чего-то другого. Может быть, это часть подготовки к Новому Году, а может быть, введение к изучению искусства Китая. То есть то, что было целью на одном уровне, становится средством для достижения цели более высокого уровня. Но то же самое действительно и для обратного перехода. Например, то, что в свернутом виде обозначено на схеме как «бумага» можно развернуть, указав различные виды бумаги, которые будут иметь разную степень светопропускания (а может быть, это и не обязательно должна быть бумага). Или то, что касается масляных красок, может быть обращено в исследовательский эксперимент, связанный с вопросами поверхностного натяжения. Но, в зависимости от изменения нижележащего уровня, возможно, должен будет измениться и вышестоящий уровень. Проводя эксперименты с поверхностным натяжением, мы, скорее всего, не доберемся до китайских фонариков. Или же путь будет куда более извилистым и длинным.
 
18. Чтобы цель сначала развернулась
Применительно к составлению карты размышлений это означает, что отдельные ее части могут сворачиваться или разворачиваться в зависимости от целей нашего предприятия, нашего опыта и других обстоятельств. Другой важный вывод в том, что всегда полезно иметь в виду цель более высокого уровня. Она позволяет правильно определить место того, что мы делаем в настоящий момент или планируем делать в системе наших задач и целей. Более подробно это соотношение развивается в технологии разработки проектов, известной как метод логических схем (LFA - Logical Framework Approach).
 
19. Организационная линия
Другие изменения, которые появились - это элементы, связанные с этапами изготовления фонариков. Я их не стал разворачивать подробно.
Новыми являются и организационные вопросы, связанные с подготовкой занятия. Учитывая, что пример в этой части носит довольно абстрактный характер, я ограничился лишь двумя примерами того, что может вполне составить самостоятельную часть под названием «организация».
Далее следует посмотреть, какое место находит каждый элемент на графике подготовки. Оттолкнувшись от даты проведения занятия с инструкторами, легко понять, что краски, растворитель и поддон должны быть готовы накануне. Не позднее, чем за неделю надо согласовать изменения расписания с завучем и т.д. и т.п.
 
20. Проверить, чтобы не дергаться
Планирование стало детальным, упорядоченным во времени, но, может быть, надо сделать еще одну вещь - выделить критические точки - моменты, где нас ожидает самое большое напряжение, где велик риск неудачи, ставящей под сомнение реализацию всего начинания. Ну, например, все подготовлено, все здорово, но утром, собираясь на работу, вы обнаруживаете, что в холодильнике закончилось подсолнечное масло, которое до начала занятий вы купить не успеваете (это ситуация из личного опыта). С одной стороны, проблему, конечно, можно решить за счет гибкости мышления - в моей ситуации я правильно предположил, что в школьной столовой должно быть можно одолжить полстакана масла (резервный вариант заключался в том, чтобы смазывать бумагу вазелином, который точно был на работе, но это был бы уже эксперимент). В ситуации стресса, а это стресс, когда вы проводите новое, неизвестное для вас занятие, гибкость мышления, как правило, снижается, и доводить ее до нуля промашкой с подсолнечным маслом навряд ли стоит. Куда же она пойдет дальше? Отсюда простое орудие труда под названием чек-лист - лист для проверки. В него вы записываете все, что надо запомнить, не забыть, захватить, поставить, налить... А потом, по мере складывания, расстановки, подключения, наливания проставляете «птички». Сам чек-лист делать, может быть, и не очень увлекательно, но проставляя «птички» точно начинаешь чувствовать себя человеком: и то есть, и это готово - Здорово!
 
21. Спокойствие для удовольствия
Систематическое думание - занятие не из легких. Мысли наши более приучены скакать с одного на другое и заставить их двигаться в определенном направлении - не простая задача. Для ее решения, в частности, важна обстановка, в которой вы этим занимаетесь. Вряд ли процесс пойдет успешно, если вас постоянно кто-то отвлекает или одолевают мысли о другом. Если мысли о другом не перестают одолевать, оставьте на время китайские фонарики и составьте карту размышления и план-график для того, что важнее. Этим вы решите сразу две задачи, а то и три. Первое: вы потренируетесь в работе с инструментами планирования и сделаете это на том материале, который вам сейчас действительно важен. Второе: ваши китайские фонарики не будут нести на себе родимое пятно другой нерешенной проблемы. Третье, и самое главное, спокойное состояние духа - необходимое условие, чтобы дело было сделано с удовольствием. А то ведь как в анекдоте: «Граждане, будьте внимательны. В продаже появились поддельные игрушки. Они во всем похожи на настоящие. Только не радуют!»
Подзаголовки
  1. Инструктивно-методические материалы для заместителя директора школы по учебной работе
Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/204
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/204
Начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Андрей Домбровский & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?