Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Домбровский А. МЕТОД ПРОЕКТОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ


Содержание:
  1. 7. МЕЧТЫ ОТЦА ФЕДОРА
Информация об авторе: Андрей Домбровский
Домбровский Андрей Владимирович, (г. Санкт-Петербург) был учителем географии, депутатом Санкт-Петербургского городского совета, координатором российско-датского проекта Народных школ для взрослых. Сегодня он руководит Центром Природы и Окружающей Среды в городе Павловске. Туда приезжают ребята из самых разных школ многих городов. Поводом для их совместной работы служат занятия ремёслами.

7. МЕЧТЫ ОТЦА ФЕДОРА

1. Урок парафина
Первое мое столкновение со свечным делом было подобно катастрофе. Точнее, это и была маленькая катастрофа. Видимо, я решил заняться изготовлением свечей на кухне квартиры. «Видимо», потому что испытанное мною «удивление» настолько превзошло мою способность удивляться, что возникшие последствия надолго стерли из памяти мысли о том, чего же я, собственно говоря, хотел.
Я взял остатки свечей, валявшиеся до этого времени в кладовке, подобрал подходящую по размеру консервную банку, плоскогубцы - чтобы было не горячо браться за банку... и начал разогревать парафин на плите. Я не помню, была ли приготовлена какая-нибудь форма, имелся ли фитиль... все это через несколько мгновений уже не имело никакого значения. Парафин сначала затрещал, заструился тоненькими лужицами по дну банки, заполняя блестящее дно, потом над банкой стал подниматься белесоватый дымок, через мгновение воспламенившийся огромным огненным шаром... Когда первое «удивление» прошло, на потолке, прямо над плитой, я обнаружил следы этого огненного шара - здоровое черное пятно. Сходного цвета хлопья летали в воздухе, стоял неприятный запах.
Я уже не помню, как удалось уладить с мамой вопрос о черном пятне, однозначно только одно - первый опыт надолго отбил у меня охоту к экспериментам с парафином.
Может быть, он внес какую-то лепту в подготовке меня к пожароопасным ситуациям - не знаю, но к свечам я вернулся много-много лет спустя. ~7.21
 
2. Свечка-парафин-свечка
Собственно, все мы, наверное, так или иначе, делали свечи. Почти что делали - собирали стекающий парафин, катали из него шарики, подбрасывали в горящую свечу. Это уже способ - немного больше парафина, разогрейте его на источнике тепла с невысокой температурой (мятие руками - это тоже способ разогрева, можно воспользоваться батареей парового отопления) и вылепите свечку. Еще один способ разогрева - в горячей воде. Он, наверное, идеально подходит для работы с большим количеством маленьких детей, когда использовать другие источники тепла небезопасно. Стоит, однако, помнить, что вода, попадающая в тело свечи, при горении вызывает сильное потрескивание.
Все здорово до того момента, когда возникает вопрос, а где же зажигать. А фитиля-то и нет. Эта проблема разрешима довольно просто. Достаточно спицы, которую надо нагреть (на сильном огне) и, если у вас не слишком высокая и тонкая свеча, за несколько раз вы наверняка проделаете достаточно большое отверстие. Фитиль - это нить, пропитанная парафином. После охлаждения он становится похож на спицу, которую легко вставить в пробуравленное отверстие.
Способ кажется примитивным, важно, однако, то ощущение и удовольствие, которое можно получить. Если у вас остались кусочки окрашенных свечей, их можно вмешать в замысел. Замечательное свойство такого метода в том, что все вмешанные цвета не смешиваются и остаются яркими и радостными.
 
3. Руки мастера
Если у вас лежит душа к скульптуре, попробуйте сделать скульптуру этим методом, если же вы чувствуете, что вы не Микеланджело, не отчаивайтесь, наши руки - сами по себе замечательная скульптура, и парафин - это способ сделать с них дивный отпечаток. Возьмите достаточно большой кусок парафина и сожмите его плотно между ладонями - так, как вы лепите снежок, выдавливаете тесто - Я называл эти свечи камушками. Они действительно похожи на маленькие блестящие камушки, которые только что вытащили из морской воды. А то, что у вас получилось - действительно ручная работа.
 
4. Вавилонская башня
Двигаясь вверх по лестнице усложнения (к слову сказать, это вовсе не обязательно - двигаться по этой лестнице все время вверх - спуск вниз иногда бывает не менее увлекательным и поучительным), может быть, в какой-то момент вы попробуете размять шарик парафина в лепешку, закатав получившуюся лепешку рулетиком - вот вам и еще одна технология - рулетики или спиральные свечи.
В качестве заготовки интереснее использовать не круг или прямоугольник, а треугольник. Разрезаете прямоугольник по диагонали, укладываете фитиль вдоль катета и закручиваете. То, что получается в итоге, чем-то напоминает Вавилонскую башню - этакая спираль.
 
5. «Сложите мне, пожалуйста, свечку»
Собственно, это и вся технология крученых свечей, однако это далеко не все, что можно сделать, воспользовавшись небольшим количеством фантазии. Пластинки из теплого парафина легко и приятно изгибаются, и мне доставляло удовольствие создавать из них произвольные фантазии (иногда их даже можно было использовать как свечи). Например, можно нарезать парафин неширокими пластинками (по 2-3 сантиметра шириной) и сложить их стопкой, обернув одной из пластин получившуюся стопку по периметру (если имеется в виду свеча, надо не забыть вложить фитиль в середину). А можно попробовать вылить круглую пластину и сделать из нее цветок. А можно строить... не знаю, попробуйте сами. В конце концов, во всякой конструкции можно проделать дыры, способом, о котором шла речь выше. ~7.2
 
6. Сердце свечи
Фитиль - центральная часть свечи и в прямом и в переносном смысле. От его качества будет во многом зависеть то, что будет происходить со свечой во время горения и будет ли она вообще гореть. К сожалению, в наших магазинах найти готовые фитили (и так, чтобы было написано, что это фитиль) невозможно. Те образцы, которые используются в хозяйственных свечах, увы, не являются образцами для подражания, это скорее то, что можно использовать в самом крайнем случае, когда ничего приличного под рукой не оказалось.
Хороший фитиль должен быть сделан из хлопчатобумажных нитей, быть крученым или плетеным и соответствовать толщине свечи. В нашей практике мы нашли, что хлопчатобумажная пряжа 3x3 вполне удовлетворяет при изготовлении свечей средних толщин. 3x3 означает, что пряжа должна состоять из трех жгутов, каждый из которых, в свою очередь, скручен из трех нитей. Фитиль перед использованием надо основательно пропитать горячим парафином.
Для планирования ваших дизайнерских замыслов полезно знать, что толщина фитиля (количество нитей, из которых он сделан) определяет толщину свечи, которую этот фитиль способен расплавить и спалить. Толстый фитиль в тонкой свече приведет к тому, что свеча сгорит гораздо быстрее, чем следует. Тонкий фитиль в толстой свече не сможет расплавить всю толщину свечи, в результате чего лунка горения и фитиль будут опускаться при горении вниз, а край свечи будет оставаться. ~7.14
 
7. Цветные муки или цветная умеренность
Цвет - это, конечно же, очень важно, тем более, что парафин способен окрашиваться в яркие и радостные тона, но где их взять? Увы, состояние нашего рукодельного промысла таково, что приходится изобретать то, что лучше всего было бы просто купить. Проблема с окрашиванием парафина имеет несколько сторон. Во-первых, далеко не всякие вещества способны окрашивать парафин и вообще приставать к его поверхности. Это касается практически всех водорастворимых красителей. Однако если вам и удалось нанести какую-то краску на поверхность (или внутрь) парафина, это еще ничего не значит. Свеча-то должна еще и гореть. Именно сложности, возникающие с горением, не позволяют использовать в сколько-нибудь больших объемах восковые мелки. Они хорошо растворяются в парафине, легко доступны, дают яркие цвета, но, увы, увы, красивая и яркая свеча будет самопроизвольно тухнуть через небольшие промежутки времени. Дело, видимо, в том, что содержимое восковых мелков не выгорает и с течением времени накапливается в лунке, образующейся вокруг фитиля. В результате свеча задыхается. Тут надо, однако, заметить, что удушить свечу можно используя и профессиональные красители, если добавлять их без всякой меры. Может быть, имеет смысл попробовать ограничиться окрашенными элементами, вкраплениями, крошками.
 
8. Свечная классика
Свечи, сделанные двумя вышеописанными способами, это все же скорее экзотика. Если вас тянет к чему-то более привычному и массовому в производстве, то вам обязательно надо попробовать маканые свечи и литые.
Маканые - то есть сделанные способом макания, и это занятно и поучительно. С точки зрения пользователя, конечно же, хорошо, чтобы свеча была красивой, необычной, но если она при этом плохо горит (гаснет, течет), то все остальные качества не искупают главного недостатка. Плакать должны не свечи, а свечник, который их так некачественно сделал. Так вот, с точки зрения качества - то есть стабильности и продолжительности горения - лучшая свеча - это маканая свеча. Если сделаете срез такой свечи, то обнаружите, что подобно дереву, она образована концентрическими кольцами, в сердцевине которых находится фитиль. Эти кольца или слои и создают то качество, о котором шла речь выше. Они не дают пламени самопроизвольно растапливать тело свечи в произвольном направлении и как бы удерживают, окольцовывают тело свечи. Такая структура задается технологией изготовления маканых свечей - маканием.
 
9. Поспешишь...
Фитиль, бидончик с расплавленным парафином, водяная баня и способность не торопиться - все, что нужно. Опускаете фитиль (лучше, если он уже пропитан один раз горячим парафином), вынимаете и ждете (пока немного остынет), снова опускаете (только опустить и поднять, не надо ждать, иначе у вас начнет расплавляться то, что уже пристало), поднимаете и ждете, снова опускаете... Первые раз пять как будто бы ничего не происходит. То, что у вас в руках, по-прежнему больше напоминает фитиль, только чуть более толстый. Потерпите. Еще через несколько десятков раз вы заметите, что в руках у вас замечательная стройная, тонкая свеча. Можете сделать ее толстой, можете оставить ее как есть.
 
10. Свечная кулинария
Крученые (спиральные свечи). Вашу свечу, пока она еще тепленькая (лучше чуть подольше подержать ее в горячем парафине в последний раз, чтобы она прогрелась и внутри), кладете на деревянную поверхность и раскатываете деревянной же скалкой вдоль оси свечи, постепенно доводя до той толщины, на которой вы сочтете нужным остановиться.
Делается это достаточно быстро и свеча не успевает остыть. Берете ее одной рукой за верх, другой за низ и закручиваете. Получившуюся спираль, как обычно, надо подвесить на гвоздик. Увы, процесс необратим. Если уж вы испортили заготовку, все, что можно сделать - отправить ее в чан с парафином на переплавку. Что может быть важно? По моему опыту - это деревянные поверхности, с которыми соприкасается свеча в процессе работы с ней. Дело в том, что она продолжает остывать, и если температура поверхности, с которой она соприкасается, слишком отличается от ее собственной, слои, из которых свеча состоит, начинают расслаиваться, покрываться пупырышками, короче, свеча идет в брак.
 
11. Надежность
Одна из сложностей, возникающих при освоении способа маканием, заключается в том, чтобы сделать всю установку достаточно устойчивой. Это важно, поскольку работа с парафином требует аккуратности и надежности. Но особенно важно, если вы хотите организовать процесс с детьми. На фотографии показана такая свечная установка в собранном виде.
 
12. Используйте знания
Другая сложность - количество парафина. Маканые свечи, как правило, хорошо смотрятся, когда имеют достаточно большую длину. А это значит, что высота бака, в котором плавится парафин, должна быть большой, и уровень парафина высокий (к этому надо заметить, что парафин постоянно выносится из бака, наращиваясь на свечи, и уровень постоянно падает). Прикинув объем (а ширина бака тоже должна быть не слишком маленькой), вы поймете, что это, скорее всего, несколько килограммов парафина. И дело не только в том, что вам приходится выводить из оборота довольно значительную часть парафина. В перерывах между макательными сессиями парафин, естественно, застывает и чтобы разогреть всю массу до рабочей температуры 70-80 градусов потребуется не один час. Чтобы всех этих неудобств избежать, можно использовать одно свойство парафина - то, что он легче воды.
Берете немного парафина (так, чтобы хватило для начала процесса), растапливаете его на дне бака, а потом поднимаете его горячей водой - просто доливаете в бак кипятка. Поскольку парафин легче, он весь всплывет на поверхность, и макаемая свеча будет каждый раз проходить через слой парафина, нарастая, как и прежде. По мере «истощения» слоя, парафин можно добавлять.
 
13. «Поверхностный подход»
Окраска маканых свечей производится по поверхности, поскольку красители дороги и не всегда способствуют качественному горению (по этой причине, если вы вдруг решите восполнить дефицит крашеного парафина, купив в магазине цветные свечи, проявите бдительность - срежьте у одной свечи торец на пробу. Как правило, все они крашеные только по поверхности и краски из них «добыть» удастся немного). Можно красить свечи в слое окрашенного парафина в том же баке - намакали белых, добавили красителя, покрасили. Это не всегда удобно. Во-первых, свеча не должна сильно остывать между маканиями, иначе слои начнут отслаиваться друг от друга, а во-вторых, если вы работаете с большой группой детей, разве будут они ждать, пока одно закончится, другое расплавится... Чтобы выйти из положения, можно вставить в большой бак еще один, меньшего диаметра. И в нем растопить немного крашеного парафина, подняв его, как и в первом случае, водой. Идея хорошая, но на практике нам долго не удавалось ее реализовать, поскольку было просто не найти подходящий бак. Выход «нашелся» в отделе сантехники. Кусок пластиковой фановой трубы среднего размера с приклеенной заглушкой прекрасно справляется с ролью бака меньшего диаметра и стоит недорого.
 
14. Свечи без свечей
У нас уже были свечи с фитилями и без фитилей, заливаемые в форму и без формы. Настала пора сказать, что свеча может быть и вовсе без свечи - свеча, которая не горит и гореть не должна. Наверняка подобная идея уже бродила у вас в голове, если вы наблюдали, как горит свеча большого диаметра. Лунка расплавленного парафина и пламя постепенно опускаются вниз, а стены продолжают стоять, пропуская через себя неровный свет пламени и окрашивая его в свой цвет. ~7.6 Свеча без свечи - это и есть только стены, которые предназначены не для горения, а для пропускания и рассеивания света. Для того, чтобы сделать такой светильник, не надо вырезать внутренности (да это и не очень реально), а надо макать. Но макать не на фитиль, а на банку. Парафин будет нарастать так же, как раньше. Намакать - это просто, а вот как снимать, - скажете вы. Сам по себе парафин вряд ли снимется. То, что он способен сильно сцепиться со стенками формы, вы узнаете, когда будете вынимать литые свечи из форм. Подойдет тот способ, который не очень хорошо работает с выниманием из форм - разогрев. Когда на стенку банки нарос достаточно толстый, по вашему мнению, слой парафина (помните, что он должен просвечивать), дайте изделию остыть, а потом налейте в банку очень горячей воды. Одной рукой держите парафиновый стаканчик, другой - форму за горлышко. Температура левой руки подскажет вам, что разогрев пошел, пробуйте правой начать вращать форму, которую вы держите за горлышко. Изделие снято.
А еще замечательно, что можно включать в эти стаканчики кусочки листьев, цветные фрагменты, кусочки серпантина или елочки. Поскольку стаканчик гореть не должен, пожарные ограничения становятся гораздо менее жесткими. И все же помните, что горящие свечи оставлять без присмотра не рекомендуется.
 
15. Поиски формы
Эксперимент с сахарной призмой, о котором шла речь в «бумажном» разделе ~2.15, имеет большую ценность для свечного дела. Посмотрев на него под другим углом зрения, можно заметить, что то, что было сделано для его проведения - это призма для жидкости, а, может быть - и форма для заливания свечей. Проделайте отверстие на середине сгиба и форма готова. Не просто форма, а форма, с которой легко и удобно работать.
Может показаться, что форма - это никакая не проблема, однако это до поры, пока вы не попробовали свечи лить.
Сложности начинаются с того, что в форме должна быть дырка для фитиля (т.е. не слишком большая, но и не слишком узкая). По этой причине отпадает большинство стеклянных и керамических предметов (хотя, конечно, отверстие можно просверлить и в них). Другим способом использовать стеклянные формы может быть приклеивание фитиля к днищу формы. Но тогда надо решать, как вы фитиль оттуда отлепите, когда свеча остынет. Иногда, впрочем, выемка свечи и не входит в намерение изготовителя. Получается свеча в контейнере. В горшочке, например, - тоже славно (клей лучше использовать какой-нибудь хороший, термостойкий, поскольку желательно, чтобы фитиль находился в свече в натянутом состоянии. А как вы его натянете, если он прилеплен пластилином?). А можно воспользоваться идеей, изложенной в начале - вообще не вставлять фитиля, а просверлить дырку в остывшей свече. А можно вообще оставить свечку без фитиля - все равно свою первую свечку сжигать жалко.
 
16. С чего начинают все
Во-вторых, форма должна быть термоустойчива и по этому показателю отпадают практически все пластиковые баночки из-под йогурта, стаканчики от сметаны и т.п. вещи. Конечно, в них можно делать свечи, но тогда надо очень внимательно следить за тем, чтобы форма не потекла вместе с парафином. Достаточно надежным признаком того, что парафин достиг «безопасной» температуры может служить начало подергивания парафина пленкой. Но если парафин уже холодный, в него трудно внедрять кусочки другого цвета. К тому же такие формы неудобно ставить (фитиль выходит прямо в дно, и делает его неровным), они быстро изнашиваются (ломаются).
Я так критикую этот метод, наверное, потому, что когда-то сам с него начинал, когда ни опыта, ни других форм не было.
 
17. Свечная стереометрия
Да, еще форма, конечно же, должна быть герметичной, то есть парафин не должен из нее вытекать. Это замечание может показаться странным после рассуждений о баночках и стаканах, но дело в том, что форму можно и сложить. Кажется, это были мои первые свечи, изготовленные методом литья - пирамидки, форма для которых делалась из листа пищевого картона (с глянцевой поверхностью). Три треугольника, выступ для склеивания и, в принципе, форма готова. Воспользуйтесь баночкой для того, чтобы форму можно было поставить на время остывания, а не держать полчаса в руках. Похожим образом можно сделать и конус. Изготовление свечей - дело завлекающее, и можно быть уверенным, что найдется кто-нибудь, кто продолжит попытки сложения новых форм, развиваясь в сторону стереометрии и пространственного мышления.
Один из аспектов стереометрии я открыл для себя, экспериментируя с заливкой конусов и пирамид слоями парафина разного цвета. Если пирамидка или конус стоят вертикально, получается просто чередование слоев разного цвета. А если их наклонить? Начинаются сечения. И здесь можно посмотреть, какие сечения образуются, и от чего это зависит.
 
18. Зримая температура
Послойная заливка тоже таит в себе одну сложность - подбор температуры. Если предыдущий слой слишком остыл, а заливаемый парафин не очень горяч, велика вероятность того, что после вынимания из формы ваша свеча распадется по стыку. Если же, напротив, слой не очень остыл, а вы наливаете горячий парафин, скорее всего новая порция парафина растворит предыдущую, и никакого цветового перехода не получится.
Наблюдения за цветом - это еще один аргумент в пользу того, чтобы форма была прозрачной. Короче говоря, намаявшись с разными формочками, стаканчиками, бумажными конструкциями, вы будете действительно рады, что так просто можно сделать форму. Прозрачную, герметичную, которая к тому же еще и удобна - сама стоит на столе.
 
19. Давить!
Выше я говорил о том, что форма должна быть герметична, но и это не всегда так. Вопрос в том, заливаете ли вы свечу жидким парафином, или формуете ее из мягкой теплой массы полуостывшего парафина. В последнем случае форма нужна вам для изготовления фрагментов, которые потом можно соединить вместе. В некотором отношении этот подход похож на складывание свечи из полосок разноцветного парафина. ~7.5
 
20. Пустота + парафин
По умолчанию кажется, что свеча должна быть полнотелой - то есть в ней не должно быть пустот. Однако можно сделать и с пустотами. Складывание из фрагментов - это один путь. Другой - это перед заливкой положить в форму несколько кубиков льда. Неприятность может случиться, если какой-нибудь из кубиков полностью окажется внутри свечи. Тогда при горении в какой-то момент ясное пламя вашего изделия будет залито обнажившимся в процессе горения источником воды.
 
21. Ода водяной бане
Возвращаясь к началу свечной истории, время сказать, как все-таки разогревать парафин до высокой температуры и при этом не рисковать и не ухудшать качество свечи. Способ этот называется «водяная баня» - устройство до неимоверности простое, но очевидное только после того, как с ним сработаешься. Водяная баня - это, собственно говоря, всего лишь навсего кастрюля, в которую вы ставите ковшик или другую емкость, где и греется парафин. Словосочетание «водяная баня» часто встречается в описаниях бытовых манипуляций, от этого, однако, понимание принципа не становится ближе. Хитрость с водяной баней заключается в том, что нагревание в водной среде принудительно ограничивает температуру расплава. Вода будет нагреваться, кипеть, выкипать, но при всем при этом ее температура не превысит 100 градусов. А это значит, что парафин будет плавиться, но никогда не закипит. Пока в водяной бане есть вода!
 
22. Купайтесь в парафине - это полезно
Много надо парафина, чтобы попробовать разные способы. Но где же его набраться? Не покупать же хозяйственные свечи?
Самое доступное место, где можно купить полкило парафина на пробу - это аптека. Да, да, рецептурный отдел аптеки. Там вам, может быть, заодно расскажут, как делать парафиновые ванны, почему это полезно... а попробовав сделать ванну для руки, обнаружите способ сделать свечку в виде кисти вашей руки.
Подзаголовки
  1. Инструктивно-методические материалы для заместителя директора школы по учебной работе
Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 11 12 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/204
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/204
Начальная школа
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Андрей Домбровский & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?