Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Иванова О., Васильева И. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТА. ЖЁЛТЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ


Информация об авторе: Иванова Ольга, Васильева Ирина
Ольга Леонидовна Иванова – архитектор, художник, педагог, создатель методик обучения изобразительному искусству. Координатор и организатор профессионального общения педагогов художественных школ Свердловской области. Один из создателей центра «Арт-игра», организатор многочисленных художественно-педагогических проектов. Канд.пед.наук.

Ирина Ильинична Васильева – филолог и художественный педагог. Создатель уникальной методики по работе в семейных клубах, системы общепедагогического образования родителей через художественное образование детей.
Синий
 
Каждое развивающее задание для детей (иначе его можно назвать «художественно-изобразительной задачей») должно мотивировать творческий поиск формы, в которой можно выразить своё отношение к изображаемому предмету; оно должно приводить к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта, полёту мысли и фантазии.
Стимулирование потребности в освоении элементов языка изобразительного искусства и само педагогическое взаимодействие должны быть основаны на сохранении индивидуального «почерка» в продуктах детского творчества, своеобразной манеры в рисовании и самостоятельно найденных ребёнком способов выражения своего отношения к изображаемому.
Таковы, наверное, два главных условия, необходимых для сознательного поиска ребёнком образного решения.
 
Замёрзшее дерево
(для детей 4– 5 лет)
 
Задание:
создадим образ замёрзшего дерева, передающий ощущение холода с помощью цвета.
 
Нам понадобятся:
Лист белой бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее №10, кисти круглые не менее №5.
Тряпочки для вытирания кистей.
Раздаточный материал: графические изображения или фотографии деревьев различных пород без листвы, таблички с примерами линий различного характера: колючие (сосульки, кристаллы, снежинки), мягкие плавные (сугробы, метель, вьюга).
 
Вариант разговора с детьми
Мы сидим сейчас в тёплом помещении, а за окном ветер, снег, холод. Деревья, которые мороз не успел укутать белым пушистым снегом, замёрзли, да и под снежным покрывалом им совсем не тепло.
Давайте представим себе, что мы оказались на улице без шубок, шапок и варежек. (Дети демонстрируют). Мы пытаемся сохранить тепло, которое у нас есть: для этого группируемся, съёживаемся, превращаемся в маленький комочек, голову втягиваем в плечи, пальцы сжимаем в кулачки, обхватываем себя руками. Мы – замёрзшие деревья. Туловище – это ствол, руки – ветки. Дереву холодно, оно пытается закрыться от пронизывающего ветра и мороза. Оно скрючивается, сжимается, сгибается, но не падает.
Многих художников волновал образ замёрзшего дерева. Перед нами репродукции картин, на которых одним деревьям холодно, зябко, а другим комфортно. Почему у нас возникают такие ощущения? Какие краски использовал художник в картинах, от которых веет холодом и стужей, а какие – в картинах, от которых веет теплом? Как изображены ветки в том и другом случае?
Выберем то дерево, которое больше всего нравится (детям предлагается раздаточный материал – рисунки, на которых изображены деревья различных пород). Представим себе, что твоё дерево замёрзло и превратилось в дерево-сосульку, дерево-сугроб, дерево – снежное кружево, дерево-кристалл, дерево-снежинку. Создавая тот или иной образ, необходимо напомнить, что дерево – это обязательно ствол (туловище) и ветки (руки), что дерево растёт снизу вверх, ветки растут из ствола, в местах присоединения образуются утолщения (междоузлия).
Замёрзшее дерево может быть большим, старым и одиноким, маленьким, гордым, сломленным и т.п. Кто-то из вас представит дерево во вьюге, кто-то в хрустальном покое, кто-то в зимнем сне.
Выкладываем на палитру синюю, голубую, зелёную, жёлтую, красную краски. Для получения холодного оттенка в каждую краску добавляем синюю краску.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: побудить детей вспомнить свои ощущения, когда им было холодно, создать условия для переживания холода, зябкости.
Практические: освоение способов получения оттенков синего цвета, постепенного перехода от более холодного к более тёплому, от светлого к тёмному; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков.
Интеллектуальные: анализ формы и строения ветвей лиственных деревьев, например, линии веток берёзы, дикой яблони, боярышника, клёна, облепихи и т.п. (через работу с реальными объектами); знакомство с понятиями «холодный» – «холоднее», «теплее»; «светлый» – «светлее», «темнее», формирование представлений о контрасте светлого и тёмного, о том, что цвет может дать явлению или предмету эмоциональную характеристику. Соотнесение ощущения холода с характером линий, которые может выбрать ребёнок при изображении дерева.
Ключевые понятия: холодный цвет и его оттенки.
 
Дерево, хранящее тепло
 
Задание:
создай образ дерева, несущего в себе уверенность в своей силе и победе над стихией. Это ощущение надо передать в цвете.
Создание этого образа может быть поводом для рассуждения о том, что такое подвиг, что такое уверенность в себе и др.
Занятие проводится в два этапа. Сначала дети рисуют дерево, а затем всё то, что его окружает.
 
Нам понадобятся:
Лист белой бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее №10.
Баночка для воды.
Тряпочки для вытирания кистей.
Раздаточный материал: графические изображения или фотографии деревьев различных пород без листвы, таблички с примерами линий различного характера: колючие (образ дерева: дерево-салют, дерево-вулкан, дерево-кристалл), мягкие, плавные (образ дерева: дерево-осенний лист , дерево-добрый великан, дерево-горячий ветер).
 
Вариант разговора с детьми
Первый этап. Когда мы были в стране волшебницы Златы, мы там видели (а потом сами создавали) деревья, залитые теплом, на них играли солнечные зайчики. Давайте вспомним наши тёплые деревья, которые мы нарисовали раньше. А теперь представим, что вокруг холод, пурга – а нашим деревьям всё нипочем, они как были тёплыми, яркими, открытыми, так и остались. И теплота их неисчерпаема. Подумаем, на что такое дерево может быть похоже по цвету и форме? Это – дерево-«салют», дерево-«горячий ветер», дерево-«вулкан», дерево-«добрый великан»… Дерево может быть маленьким, большим, но всегда это дерево сильное, противостоящее холоду.
Какие краски нам нужны для изображения тёплого дерева? (Детям можно предложить таблички с вариантами цветовых сочетаний, которые можно использовать в качестве примера для выбора необходимой для воплощения замысла гаммы, а также таблички с примерами линий различного характера).
Второй этап. А что творится вокруг? Может быть, трещит мороз, и холодные льдины надвигаются на дерево, грозя раздавить его. Может быть, злая снежная вьюга, пытается вырвать его с корнем, но ей это не удаётся.
Какие краски нам нужны для передачи холода? (Педагог помогает детям выбрать для изображения среды более приглушённые и мягкие тона холодной гаммы, каким бы энергичным ни было, по замыслу ребёнка, окружение).
 
Для усиления эмоционального воздействия темы возможно использование музыки во время проживания задуманной ситуации.
Первый вариант: музыка соответствует образу сильного, могучего дерева.
Второй вариант: музыка предаёт настроение разбушевавшейся стихии, а ребёнок сохраняет в себе ощущение силы и тепла – и, несмотря на эмоциональное воздействие музыки, играет «в тёплое дерево».
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание ситуации, в которой переживается напряжение борьбы и обретение уверенности в себе.
Практические: формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков тёплой и холодной гамм. Формирование навыков использования линий различного характера и различных оттенков тёплого цвета в процессе создания образа дерева.
Интеллектуальные: анализ формы и строения дерева, изучение тёплых и холодных оттенков различных цветов; освоение выразительных возможностей контраста холодной и тёплой гаммы.
Ключевые понятия: цветовой контраст, тёплая и холодная гамма.
 
Тёплый дом
 
Навыки работы с цветом не приобретаются за одно занятие. Необходимо ещё и ещё раз возвращаться к одному и тому же приёму, но наполнять его разным содержанием, близким ребёнку.
По задачам работы с цветом это задание подобно предыдущему. Главным выразительным средством остаётся цветовой контраст тёплой и холодной гамм.
Однако это иной образ, и для его создания необходимо опираться на иной эмоциональный опыт. Задание выполняется за два занятия.
 
Задание:
создай образ дома, воплощающий ощущения покоя, тепла, защищенности с помощью цвета.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание ситуации, когда всем тепло и хорошо вместе.
Практические: освоение выразительных возможностей цветового контраста и контраста фактур, освоение способов получения оттенков цветов по светлоте и цветовому тону; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков тёплой и холодной гаммы.
Интеллектуальные: анализ внешней формы зданий, различные формы окон, дверей, кровель и т.п.
Ключевые понятия: контраст по цвету и фактуре; нюанс.
 
Нам понадобятся:
Белый или тонированный лист бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее №10, круглые не менее №5.
Тряпочки для вытирания кистей.
Баночка для воды.
Фотографии жилых зданий и их деталей.
 
Вариант разговора с детьми
Первое занятие. Мы живём в северной стране, и погода нас не балует. Полгода за окном то дождь, то снег, то пронизывающий ветер. Утренняя заря поздно загорается, а вечерняя – рано гаснет. Мы идём в садик и на работу в темноте, в темноте возвращаемся домой. А дома нас ждут свет, тепло и уют. Когда мы возвращаемся домой, нас манят светящиеся окна. Сейчас каждый для себя придумает дом, в котором его любят и ждут. Этот дом может быть многоэтажным, может быть маленькой избушкой и нарядным дворцом. Давайте посмотрим фотографии, рисунки и выберем для своего дома форму стен, крыши, окон и других деталей.
Для рисунка здания используем тёплую гамму красок. Помним, что детали дома, которые мы видим, тёмные, потому что вечер... Только окна излучают свет и тепло (используем светлые краски). Работаем без карандаша.
Дом мы как бы выстраиваем из кирпичиков, из блоков, из брёвен или другого «строительного материала». Педагог показывает способы работы «от пятна» при изображении здания.
 
Варианты работы над образом дома
•      «Строим» дом. Работу начинаем так же, как и строители – с фундамента. Постепенно «надстраиваем» пятно за пятном, оставляя место для будущих окон и дверей. Затем «зажигаем» свет в окнах.
•      «Рассматриваем» дом, представляя, что тёмным вечером мы приближаемся к нему. Сначала мы видим только светящиеся окна. Горящими пятнами изображаем их на листе. По мере «приближения» к дому мы видим его силуэт. Тёмными тёплыми пятнами заполняем контур дома. «Подходим» ближе и становятся видимыми детали   и декор здания (переплёты окон, фронтон, оформление входа, балконы и лоджии, наличники, ставни и т.п.). Рисуем их более светлыми или более тёмными тонами.
 
Второе занятие.
Вокруг нашего тёплого дома разыгралась непогода. Это может быть ливень, гроза, пурга, пронизывающий ветер и т.п. От непогоды ещё сильнее хочется спрятаться за надежными стенами тёплого дома.
 
Педагог помогает детям с выбором холодной гаммы, максимально контрастной к цвету дома. Дети работают на контрасте: тёплый неподвижный спокойный дом и динамичное холодное окружение. В изображении стихии очень важно подчеркнуть направление и характер движения ветра. Мазки энергичные, передающие динамику движения.
 
 
Замерзающие цветы
 
Это задание основано на том же приёме, что и занятие «Фонари»: та же растяжка по светлоте, но материал и эмоциональное наполнение иные.
 
Задание:
создай образ прощания с красотой уходящего лета.
 
Нам понадобятся:
Белый или тонированный лист бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее №10, круглые не менее №5.
Тряпочки для вытирания кистей.
Баночка для воды.
Фотографии цветов (астры, хризантемы, георгины и т.п.) – или живые цветы.
 
Вариант разговора с детьми
Посмотрите на цветы, которые нас сегодня окружают. Они впитали в себя свет солнца и звёзд, тепло уходящего лета, они радуют нас даже тогда, когда их касается холодное дыхание приближающейся зимы. (Внимательно анализируется форма и строение соцветий астр, георгинов или хризантем. Форма их лепестков напоминает иголочки, кристаллы, язычки пламени и т.п. А сам цветок – звезда, игольчатый шар, маленький костер и т.д.) Выкладываем на палитру большое количество белой краски. Внимательно посмотрите на цветы: лиловые, бордовые, алые, фиолетовые, розовые и т.д. На палитре подберём подходящие оттенки.
Надвигающаяся зима своим дыханием замораживает цветок. Холод утреннего заморозка покрывает краешки лепестков белоснежным инеем. В центре соцветия ещё горит цвет, но постепенно он бледнеет и становится почти белым. Холодное дыхание зимы окружает цветы, и навевает им волшебные сны. (Во время этого разговора можно показать детям на мольберте приёмы получения оттенков цвета от яркого к белому, варианты изображения цветов лёгкими мазками по радиусу от центра, дугообразными мазками, торцом плоской кисти и др.).
Осенью рано темнеет и поздно светлеет. Замерзающие цветы окружены утренним или вечерним дыханием зимы, дуновениями холодного ветра. Тёмные холодные цвета помогут нам передать их движения.
 
Возможные варианты заданий
Для детей 4-5 лет. Рисунок создаётся на тонированном картоне (глухие холодные тона). На палитре подготавливается набор красок, с которыми дети экспериментируют. В результате получается графическая работа, в которой в качестве выразительных средств работает не столько цвет, сколько линия, мазок. Поэтому основное внимание при анализе натуры необходимо обращать на характер лепестков и особенности их расположения в соцветии.
Для детей 6 лет и старше работа ведётся на белом листе, основной задачей становится создание цветового пространства, движения цвета, однако внимание к форме растения не исчезает, хотя цвет является основным в анализе формы. В результате получается живописная работа.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: переживание «уходящей красоты», создание атмосферы таинственности и предчувствия чуда.
Интеллектуальные: анализ формы цветов, освоение выразительных возможностей цветовой растяжки, изучение названий оттенков холодных и тёплых цветов; формирование представлений о светлом и тёмном в живописи.
Практические: освоение способов получения оттенков цветов по светлоте; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков тёплой и холодной гаммы.
Ключевые понятия: высветление цвета, растяжка по светлоте.
 
Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/191
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/191
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Иванова Ольга, Васильева Ирина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?