Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Иванова О., Васильева И. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТА. ЖЁЛТЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ


Информация об авторе: Иванова Ольга, Васильева Ирина
Ольга Леонидовна Иванова – архитектор, художник, педагог, создатель методик обучения изобразительному искусству. Координатор и организатор профессионального общения педагогов художественных школ Свердловской области. Один из создателей центра «Арт-игра», организатор многочисленных художественно-педагогических проектов. Канд.пед.наук.

Ирина Ильинична Васильева – филолог и художественный педагог. Создатель уникальной методики по работе в семейных клубах, системы общепедагогического образования родителей через художественное образование детей.
Желтый
 
Несмотря на то, что в этом разделе не рассматривается целенаправленное развитие способности ребёнка самостоятельно использовать цвет как характеристику эмоционального состояния и отношения к предмету изображения, предлагаемые занятия включают в себя работу на всех трёх уровнях восприятия. В основном это упражнения, формирующие умения и навыки восприятия и использования цвета и его оттенков. Ребёнок, осваивая социальной опыт интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальный опыт выражения своего отношения к миру. Ключевые понятия теории композиции, такие как контраст, нюанс, ритм, симметрия и др., в процессе работы над изображением не заучиваются, а постепенно осваиваются и входят в активный словарь детей.
Особенность живописи как вида изобразительного искусства – это создание иллюзорного цветового пространства. Ребёнок, работая цветом, осваивает всю поверхность белого листа. В том случае, когда заполнение всего листа цветом не представляется возможным, взрослый подбирает бумагу или картон необходимого для решения художественной задачи цвета.
 
Волшебные краски
  
Задание:
Создать картины летнего луга через открытие изобразительных возможностей смешения цветов.
  
Нам понадобятся:
Белый лист бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее № 10.
Тряпочки для вытирания кистей.
Работаем без воды!
 
Вариант разговора с детьми
Перед каждым из вас коробочка с красками. В ней 12 баночек. В каждой живёт краска. Достаньте баночку с жёлтой краской, это самая светлая краска. Затрудняетесь... Понятно почему. Оказывается, в коробочке не одна, а несколько жёлтых красок, а точнее три. Жёлтая – чистая жёлтая, жёлтая стронциевая или цвет лимона, жёлтая охра или цвет репы. Достаньте все три, а теперь достаньте синюю краску, этих баночек тоже три.
Синяя, ультрамарин, голубая краски. А сейчас попробуем смешивать все жёлтые краски поочерёдно со всеми синими красками. Краски выкладываем на палитру – это маленький лист белой бумаги, а рисовать мы будем на большом листе. Краску с палитры берём плавным лёгким движением, как будто слизываем кисточкой.
Смешиваем поочерёдно прямо на большом листе бумаги все жёлтые и синие краски и заполняем весь лист цветом, стремясь к тому, чтобы создать как можно больше оттенков зелёного цвета. В результате у нас получилась летняя лужайка, на которой весело играют солнечные зайчики. Лужайка получилась весёлая и живая. А если бы мы взяли одну зелёную краску и покрыли бы ей лист, то получилась бы скучная и невыразительная картина. А чтобы наша лужайка была ещё красивее и наряднее, нарисуем на ней цветы, например, ромашки.
Для этого мы жёлтой краской поставим пятнышко, а затем аккуратно кисточкой слизнем белую краску и мягким мазком вокруг жёлтой сердцевинки нарисуем лепестки. Кисточку при этом не моем. Лепестки получатся некоторые с жёлтым, некоторые с зелёным оттенком. Это придаст нашему цветку живость. Когда одна ромашка будет готова, приступим к изображению следующих цветов. Стремитесь к тому, чтобы серединки у ромашек были жёлтыми, но разных оттенков. Луговые цветы интересны каждый по-своему. Одуванчики – это солнечные цветы, их золотые шляпки вырываются из темно-зелёной травы.
А теперь соединим наши маленькие лужайки в один большой красивый живописный луг.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы таинственности и предчувствия чуда.
Практические: освоение способов работы с художественными инструментами и материалами; освоение способов получения оттенков синего и жёлтого цветов; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков тёплой гаммы.
Интеллектуальные: изучение названий оттенков синего и жёлтого цветов; формирование представлений о светлом и тёмном в живописи; создание ситуации открытия богатства оттенков жёлтого цвета.
Ключевые понятия: основной цвет и его оттенок, составной цвет.
 
  
Сказочная ночь
 
Задание:
Создай образ ночи, в котором открывается тайна свечения светлого на тёмном.
 
Нам понадобятся:
Белый лист бумаги АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов. Кисти плоские не менее №10.
Тряпочки для вытирания кистей.
Работаем на мокром листе!
 
Вариант разговора с детьми
Посмотрите, какой белый лист бумаги! Светлый, как белый день. Но вот приходит назначенный час, и Ночь осторожно, неслышно вступает в свои права. Как появится Ночь на ваших рисунках? Осторожно подкрадётся из уголков листа? Или опустится мягким покрывалом? Или родится из тёмной точки посередине?
Кисточка тихо и неслышно тянет за собой покрывало ночи и постепенно на листе не остаётся ни одного светлого пятна. Покрывало ночи соткано из лёгких дуновений ночного ветра. Они тёмные, ночные, но всё равно разные! Зеленоватые и синие. Лиловые и фиолетовые. Для того, чтобы можно было их отличить, берите краски из разных баночек.
А теперь вымойте кисточки, будем зажигать звёзды. Наберём на кисточки самой светлой краски и встряхнем её над поверхностью листа.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы таинственности и предчувствия чуда.
Практические: закрепление навыков работы с художественными материалами и инструментами; освоение способов получения оттенков тёмного синего, зелёного и др. цветов и оттенков светлого цвета; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков.
Интеллектуальные: знакомство с понятиями «тёмный» и «светлый», формирование представлений о контрасте светлого и тёмного.
Ключевые понятия: тёмный цвет и его оттенок, светлый цвет и его оттенок.
  
   
   
Фонарики
(для детей 3-4 лет)
 
Задание связано с освоением изобразительных и выразительных возможностей контраста по светлоте огоньков.
 
Нам понадобятся:
Цветной картон (или цветная бумага) тёмных холодных оттенков АЗ (420 X 297мм).
Набор художественных гуашевых красок 12 цветов.
Кисти плоские не менее №10.
Тряпочки для вытирания кистей.
 
Вариант разговора с детьми
В сумерках на улицах города зажигаются огни. На фоне тёмного вечернего неба появляются светлые пятна разных оттенков: голубоватые, светло оранжевые, светло-светло фиолетовые. Посмотри, какие разные краски есть в твоей коробке! Самая светлая из них – белая. Мы выложим на палитру столько кусочков белой краски, сколько фонариков разных цветов зажжётся на нашем рисунке, а ещё подберём краску, похожую на цвет картона, и тоже выложим её на палитру. Добавим в белую краску немного краски другого цвета. Размешаем. Получился светлый оттенок. Это свет фонаря. Где на листе загорится этот фонарик? Кисточкой нарисуем самое светлое пятно. Но свет фонарей постепенно рассевается в окружающей его темноте. И свет нашего фонарика, лучами раздвигая темноту, тоже меркнет. Добавим чуть-чуть холодной тёмной краски, приготовленной на палитре, в «свет фонаря». Потом ещё и ещё. Постепенно свет наших фонариков растворится в вечерних сумерках. Сколько ещё фонарей зажжется на твоём рисунке?
 
Комментарий для взрослых
В основе данного занятия лежит эффект контраста взаимодополнительных цветов (жёлтый светлый – фиолетовый тёмный. Оранжевый светлый – синий тёмный, красный светлый – зелёный тёмный; или наоборот, светло-зелёный – тёмно-красный).
 
Варианты выполнения задания
Для детей 6-7 лет данную работу можно дополнить изображением ветвей деревьев (см. занятие «Облака») с использованием эффекта светлотного контраста – тёмное на светлом, светлое на тёмном.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы сосредоточенности и делового сотрудничества.
Практические: освоение способов получения светлых оттенков различных цветов, постепенного перехода от более светлого цвета к более тёмному, получения тёмных оттенков; формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков.
Интеллектуальные: знакомство с понятиями «тёмный» – «темнее» и «светлый» – «светлее», формирование представлений о контрасте светлого и тёмного, изучение способов изменения цвета по светлоте, использование эффекта растяжки цвета по светлоте.
Ключевые понятия: тёмный цвет и его оттенок, светлый цвет и его оттенок.
 
Осенний ковёр
 
В зависимости от цели занятия, меняется содержание творческого процесса. Один и тот же приём может быть использован, с одной стороны, для осмысления возможностей цвета, с другой стороны – цвета и фактуры живописной поверхности. Для детей младшего дошкольного возраста наиболее значимым является двигательный опыт, цвет в их самостоятельных работах даёт эмоциональную характеристику настроения ребёнка или его отношения к изображаемому предмету или явлению. А для детей постарше на передний план выходит опыт зрительного восприятия. Поэтому вопросы «Что какого цвета?», «Почему и когда предметы и явления так выглядят?», «А у меня правильно нарисовано?», определяют иной характер творческой деятельности ребёнка.
 
Нам понадобятся:
Белая или тонированная (серая) бумага (АЗ).
Краски тёплых оттенков, выложенные на палитру.
Плоские кисти не менее №10.
Во время работы кисть не мыть, а вытирать тряпочками.
Рисуем на мокром листе!
 
Первый вариант ( для детей трёх – четырёх лет)
 
Задание связано с формированием двигательного навыка работы с кистью, с умением накладывать краску мягким мазком в процессе изображения ковра из осенних листьев.
 
Разговор с детьми
Посмотрите на лист бумаги: сегодня это холодная осенняя земля, мокрая от дождя. Налетевший порыв ветра сорвал с деревьев разноцветные листья и опустил их на землю. Наберём на кисточку краску и опустим «лист» на «землю». Листья падают тихо, и мы нарисуем их мягкими, ласковыми мазками. Листья падают и падают, укрывая землю разноцветным ковром, и на нашем рисунке не будет видно холодной земли, мы нарисуем листья всеми красками, которые есть на нашей палитре.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы покоя и тепла.
Практические: формирование навыков использования инструментов и материалов живописи (как держать кисть, как набирать и класть краску и т.д.)
Интеллектуальные: знакомство с тёплыми оттенками цвета, формирование первоначальных представлений о фактуре живописной поверхности.
Ключевые понятия: тёплые цвета, фактура мазка.
Вариант второй (для детей пяти – семи лет)
 
Задание:
создаём образ ковра из осенних листьев.
 
Разговор с детьми
Возьмём тёплые краски – красную и жёлтую, то есть все имеющиеся в коробочке оттенки жёлтого и оттенки красного, всего их будет 6. Выложим на палитру все эти краски.
Представим, что этот серый лист бумаги – участок асфальта, на который падают осенние листья. Они падают, покрывая его тёплым красивым осенним ковром. Одни листья ложатся рядом друг с другом, другие друг на друга, между третьими виднеется асфальт.
Широкими, мощными мазками мы изображаем эту удивительную картину. Любуемся, как цвет переливается из одного оттенка в другой на листочках или как один цвет переходит в другой.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: создание атмосферы покоя и тепла.
Практические: формирование навыка смешивания цветов и получения большого количества оттенков тёплой гаммы.
Интеллектуальные: поиск соответствия опыта наблюдений и изображения; осмысление выразительных возможностей тёплой гаммы для передачи своего отношения к увиденному.
Ключевые понятия: основные цвета, составные цвета, тёплые цвета.
 
Солнышко
 
Образ солнца дорог и близок детям всех возрастов. Этот образ архетипичен, он имеет глубокое символическое значение.
 
Нам понадобятся:
Картон голубого цвета или тонированная бумага (АЗ).
Красная, жёлтая разных оттенков и белая краски.
Кисти плоские не менее №10 и круглые (белка) не менее №5. Тряпочки для вытирания кистей.
Задание:
передай в рисунке отношение к солнцу как источнику света и тепла.
 
Вариант разговора с детьми
Солнце – это не только источник тепла на земле, но и источник света, поэтому кроме всех оттенков жёлтого и красного цветов, нужно выложить на палитру белую краску. Представим себе, что перед нами кусочек голубого летнего неба. На нём ярко светит теплое, июльское солнышко. Его лучики тянутся во все стороны, согревая всё, к чему прикасаются.
Кисть с набранным жёлтым цветом начинаем вращать вокруг своей оси, постепенно увеличиваем круг вращения и добавляем всё новые оттенки. Когда круг получится достаточно большой, принимаемся рисовать лучики.
Не забудем, что лучики не прерываются где-то на полпути, а достигают земли, согревая её своим прикосновением. Солнечные лучики могут быть прямыми, могут быть похожи на волны, могут напоминать языки пламени, могут расходиться кругами по небу.
 
Задачи, которые пробуем решать:
Эмоциональные: ощутить цвет как тёплый или холодный (содержащий жёлтый или содержащий синий цвет), тяжёлый и лёгкий (тёмный и светлый), глухой и звонкий (ненасыщенный и насыщенный);
Практические: используем различные оттенки цвета для создания ощущения разнообразия окружающего мира; создаём иллюзорное цветовое пространство на плоскости листа; учимся, смешивая краски, получать необходимый цвет для наиболее точной характеристики предметов и явлений. Формируем навык вращательных движений, нанесения коротких и длинных мазков.
Интеллектуальные: формируем представление о «тёпло-холодности» цвета; представления о пространственных свойствах цвета.
Ключевые понятия: холодный цвет, тёплый цвет, цветовой контраст, тяжёлый и лёгкий цвет.
 
Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/191
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/191
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Иванова Ольга, Васильева Ирина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?