Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Иванова О., Васильева И. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЦВЕТА. ЖЁЛТЫЙ, СИНИЙ, КРАСНЫЙ


Информация об авторе: Иванова Ольга, Васильева Ирина
Ольга Леонидовна Иванова – архитектор, художник, педагог, создатель методик обучения изобразительному искусству. Координатор и организатор профессионального общения педагогов художественных школ Свердловской области. Один из создателей центра «Арт-игра», организатор многочисленных художественно-педагогических проектов. Канд.пед.наук.

Ирина Ильинична Васильева – филолог и художественный педагог. Создатель уникальной методики по работе в семейных клубах, системы общепедагогического образования родителей через художественное образование детей.

Часть 1. Рисунок, который не искусство,
а изучение себя и мира

Язык живописи как язык жизни

Зайцы невероятной красоты

Мы привыкли, что мир таков, каким мы его видим. Но почему мы видим так, а не иначе? И всегда ли мы воспринимали мир так же, как сейчас?
Разглядывая детские рисунки, мы удивляемся фантастичности мира, где фиолетовые зайцы прыгают по лимонной траве и показываем на реальных примерах, что трава зелёная, а зайцы белые зимой и серые летом... И постепенно способность ребёнка не только обозначать предметы в изображении, но и выражать своё отношение к ним исчезает. Глядя на рисунки маленьких детей, мы легко критикуем их: «Это не собака! У собаки четыре ноги, два уха, зубы и хвост!». А на рисунке у собаки может оказаться пять ног и одно ухо, и шерсть невероятного окраса. Его автору было важно запечатлеть ощущение мягкости шерсти и мелькание лап бегущей собаки. В рисунках детей отражается мир таким, каким они его воспринимают с помощью разных органов чувств.
Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, которое не «фотографично», а целенаправленно и избирательно.

Пространство губ. Пространство рук. Пространство глаз

С первых дней своей жизни ребёнок осваивает пространство, в котором живёт. Различают три фазы, которые своими названиями показывают, как познаётся пространство ребёнком:
• «пространство губ»;
• «пространство рук»;
• «далёкое» пространство – «пространство глаза».
Первые впечатления младенца связаны с ощущениями тепло – холодно, темно – светло, тесно – просторно, шумно – тихо и др. Зрение постепенно становится основным и наиболее важным способом познания действительности. Оно связывает воедино результат работы всех анализаторов и их цепей: тактильно-вибрационно-слуховых; тактильно-двигательных; тактильно-температурно-болевых; тактильно-обонятельно-вкусовых. (Об этом много писал в своих работах крупнейший отечественный психолог дошкольного детства Александр Васильевич Запорожец).
Иными словами, всё, что чувствует кожа, слышит ухо, видит глаз, ощущают язык и нос, синтезируется в зрительный образ. Поэтому в основе изображения, которое создаёт ребёнок, особенно на начальных этапах развития, может оказаться опыт движения в пространстве, опыт тактильных и других ощущений. Воплощение различных ощущений в зримой форме помогает ребёнку осмыслить своё место в окружающем его мире.

Сюжетность графики и эмоциональность краски

Изобразительная деятельность не только выражает сложившиеся формы восприятия ребёнка, но и ставит перед ним новые задачи и способствует формированию новых, более совершенных способов взаимодействия с миром природы и человеческой культуры.
Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, пером, палочкой, мелом и другими графическими материалами и тем, как он работает красками. В первом случае его интересует сюжет, форма, отношения между персонажами, во втором – выражение своих эмоций и отношения к изображаемому явлению через сочетание цветов.
Каждый человек способен различать огромное количество цветов и оттенков. Это заложено природой, однако, если нет необходимости использовать этот дар, он постепенно утрачивается. Способность видеть мир в бесконечном богатстве оттенков заменяется знанием о том, как называется та или иная их группа. Это – красный помидор, но помидор может быть алым, тёмно-малиновым, розовым и даже фиолетовым, если на него падает холодный свет. Зелёное яблоко, освещённое лампой, не будет просто зелёным. На свету оно будет жёлто-зелёным, в тени – сине-зелёным. Задача педагога в том, чтобы помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения. Более того, цвет способен дать чёткую эмоциональную характеристику изображаемой ситуации и дошкольники в своих рисунках интуитивно используют эту способность, выбирая так называемый непредметный цвет. Задача взрослого научить детей использовать выразительные возможности цвета сознательно.
За физиологическую возможность видеть цвет отвечают особые чувствительные рецепторы (палочки и колбочки), находящиеся на сетчатке глаза. Палочки отвечают за различение изменения освещённости (светло – темно), в искусстве такому свойству человеческого глаза соответствует ахроматическая гамма. В неё входят все оттенки серого от чёрного до белого. Эти цвета можно различить только по светлоте (светлее – темнее).
Колбочки помогают человеку увидеть собственно цвет. Они реагируют на изменение длины световой волны. Самая длинная волна, которую различает человеческий глаз, воспринимается как красный цвет, самая короткая – как фиолетовый. В искусстве этому свойству человеческого глаза соответствует хроматическая гамма, цвета которой отличаются друг от друга по цветовому тону (красный, зелёный, оранжевый и др.), светлоте (светлый – тёмный), и насыщенности (яркий – тусклый).
Психологический уровень цветовосприятия связан со способностью человека связывать различные эмоциональные состояния с различными цветовыми сочетаниями и выражать своё отношение к предметам и явлениям внешнего мира. Изменение цвета по светлоте, например, способно передать ощущение лёгкости и тяжести (светлый – лёгкий, тёмный – тяжёлый). Изменение цвета по цветовому тону может создать ощущение тепла и холода. Изменение цвета по насыщенности сделает изображение наполненным энергией, или чувством подавленности. (Успешному проведению занятий, направленных на развитие способности ребёнка выразить в своих работах отношение к себе и миру вокруг, поможет использование цветового круга Гёте в качестве инструмента).
«Интеллектуальное богатство человека зависит от того, что он увидел ребёнком. Искусство и подавно живёт лишь детским видением, теми трофеями, что добыли новорожденные глаза» – так писал испанский философ Ортега-и-Гассет.

От рефлексов восприятия к гармонии мира

Ребёнок включает в сферу восприятия лишь то, что необходимо для его деятельности, то, что соответствует его интересам, физическим и интеллектуальным возможностям.
Первым мотивом для восприятия становится необходимость обслуживания безусловных рефлексов. Вторым мотивом – потребность в познании мира. И, наконец, наиболее сложным и в то же время наиболее значимым мотивом для восприятия становится потребность в гармонии форм и звуков, то есть потребность в художественно-организованной среде.
Развитие зрительных восприятий и представлений происходит через культуру современного ребёнку общества, и язык этой культуры постепенно становится тем средством, с помощью которого малыш заявляет о себе.
На сложном пути включения в культуру каждому ребёнку необходим проводник, помощник, советчик, человек, способный так включить ребёнка в диалог, чтобы тот не просто чему-то научился, а эмоционально пережил ситуацию. В этом случае социальный опыт, носителем которого является взрослый, станет индивидуальным, необходимым в повседневной жизни.
Таким образом, человек, волей судьбы оказавшийся рядом с открывающим мир ребёнком, должен владеть тем языком, на котором говорит искусство, и чувствовать интересы и потребности маленького человека. Это необходимо для того, чтобы знаковые системы искусства стали языком, на котором ребёнок может заявить о себе.

Символика традиции и символы своего опыта

Социокультурный уровень восприятия цвета связан с теми символическими значениями, которые закрепляются за цветом в определённом историко-культурном пространстве. Например, белый цвет в европейской культуре – цвет праздника, чёрный цвет – траура и печали. Восточные культуры вкладывают в интерпретацию этих цветов диаметрально противоположный смысл. Хотим мы того или не хотим, ребёнок, воспитываясь в конкретной культурно-исторической среде, впитывает символические значения цветов, и это влияет на выбор цвета в процессе работы над образом.
Цвет – это основное выразительное средство живописи. Глядя на картину в первый момент, не вдумываясь в содержание изображения, благодаря колориту, выбранному художником, мы можем почувствовать радость или грусть, тревогу или спокойствие, которое излучает холст.
Ребёнок, осваивая социальный опыт интерпретации цвета, постепенно приобретает индивидуальный опыт выражения своего отношения к миру.

Рисунок и человек в пути

Широко распространённое понятие «детское творчество» в дошкольный период чаще всего применяется именно по отношению к изобразительной деятельности. «Рисование, – отмечает Л.С.Выготский, – является типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного. В эту пору дети рисуют охотно, иногда не побуждаемые никем из взрослых; иногда достаточно бывает лёгкого стимула для того, чтобы ребёнок принялся за рисование».
Наблюдение Выготского говорит о том, что освоение возможностей изображения имеет для ребёнка особое значение: в нём объединяются главные проявления его творческой индивидуальности – эмоциональное, интеллектуальное и деятельностное (практическое).
Что следует из этого, на наш взгляд?
Прежде всего, что цель художественных занятий с дошкольниками во всяком случае не должна состоять в максимально ускоренном обучении их рисованию «так, как это нравится взрослым». Ребёнок может очень быстро и добросовестно осваивать тот изобразительный язык, который ему будут навязывать окружающие. Но своё отношение к миру у него останется неразвитым.
Авторы этой книги видят цель художественного общения с детьми-дошкольниками в том, чтобы в меру сил способствовать естественному процессу освоения языка изобразительного искусства, в котором формируется ценностное отношение ребёнка к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности и к индивидуальности другого.
Такая позиция предполагает:
• внимание к естественным проявлениям ребёнка;
• обеспечение возможностей для самовыражения;
• признание позиции ребёнка в его решениях художественных задач;
• стремление к формированию ценностного отношения к миру, образу своего «Я» и «Я» другого человека, раскрывающимся в процессе создания изображения;
• новые знания, умения и навыки не навязываются ребёнку, а ждут своего часа, когда потребуются ему для удовлетворения его собственной потребности в необходимых средствах выразительности.
Любой способ изображения, любой приём должен быть присвоен ребёнком, стать тем инструментом, который позволит ему проживать события, свершающиеся в реальности воображения, фиксировать их и делать видимыми для других.

Ребёнок – человек в пути. Он рисует на этой странице, которая тоже условна (сам прямоугольный лист бумаги – это явление культуры, которое возникло не так давно, в эпоху Возрождения). Ребёнок в этот прямоугольник вкладывает, вернее, пытается уместить тот мир, который воспринимает. Для малыша именно это самое важное: как уместить то, что я переживаю, на этот прямоугольник.
Процесс интереснейший, сложнейший, у него свои законы и свои этапы, которые ребёнку надо пройти. Не пройдёт, значит, он не пережил какой-то необходимый период между своим «я» и миром.
Поэтому, прежде чем предложить вашему вниманию варианты занятий и методических приёмов, попробуем внимательнее присмотреться к тем этапам, через которые естественным образом проходит художественное творчество современных детей в первые пять-шесть лет их жизни.

 

Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 14 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/191
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/191
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Иванова Ольга, Васильева Ирина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?