Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

СЕКРЕТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ. СБОРНИК


Содержание:
  1. РАЗВИТИЕ
  2. Особенности программы
  3. Между способами и способностями
  4. Организация предметной среды
 
Основой программы «Развитие» стали исследования выдающихся отечественных учёных Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко о развитии умственных и художественных способностей детей. Именно в cпособностях детей (в отличие от знаний, умений и навыков) авторы программы, последователи Венгера и Дьяченко, видят основную линию в развитии ребёнка.
Способности понимаются ими как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребёнку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относиться к собственной деятельности.
Другое (более общепринятое) теоретическое основание программы - это концепция А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой успешное развитие ребёнка зависит не от ускорения, а от так называемой амплификации развития - т.е. обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.
 

РАЗВИТИЕ

программа, обращённая к способностям
 

Особенности программы

Дошкольное образование всегда ставят на ступень более низкую, чем школа, техникум, ВУЗ. У школы существует множество программ и некоторые из них далеки от совершенства. Этот процесс стихийный, и получается, что каждый сам себе экспериментатор.
В дошкольном образовании дела обстоят ещё хуже. Если в школе есть контроль в виде экзаменов и контрольных работ, то в детском саду всё «плывёт» в большей степени, и теряется ответственность за то, что даётся детям. Исследования нашей лаборатории, направленные на развитие ребёнка, развитие его способностей, легли в программу «Развитие». Но программа - вещь коварная: начиная заниматься этим, мы и не предполагали, какой груз взваливаем на свои плечи.
Мы не были готовы к встрече с практикой, детскими садами, педагогами. И дальше этот процесс пошёл так трудно потому, что ставил ряд проблем.
Первая проблема заключается в следующем. Мы начинали работу как исследователи, но перед нами встал живой ребёнок, живой процесс дошкольного образования, и дальше мы стали решать проблемы, которые возникали в таком живом диалоге, в живой встрече науки и практики.
Поэтому одним из основных направлений нашей работы стало исследование и доработка программы, и это нескончаемый процесс, который нас развивает и продвигает.
Вторая проблема, над которой работает наша лаборатория, - это проблема одарённого ребёнка, и вторая программа, которой мы занимаемся, так и называется - «Одарённый ребёнок».
Почему для нас этот вопрос стал принципиальным? Потому что хорошо известно, что в педагогической практике существует выравнивание подходов, «усреднение» ребёнка. И если можно нарисовать кривую нормального распределения, то в середину попадает большинство детей.
С той частью детей, которые в силу природы или условий жизни являются проблемными, занимаются и педагоги, и воспитатели, и социальные работники. Таким детям оказывают большое внимание; существует институт коррекционной педагогики.
Но другая часть детей, которые уже в детском саду показывают себя яркими, индивидуальными личностями, оказывается вне поля зрения. Такие дети для педагогов неудобны, им то и дело говорят: «Сиди и не мешай».
Если у нас есть внимание к детям проблемным, отстающим, то должно быть внимание и к одарённым детям, которые нуждаются в нём не меньше.
Программа «Одарённый ребёнок» базируется на программе «Развитие», и здесь существует целый комплекс проблем и особенностей.
Третья проблема - организация психологической дошкольной службы.
Вопрос о психологической работе с детьми в настоящее время крайне острый. Работая с детьми, мы должны понимать, что стоит за «фасадом» того, что выдаёт ребёнок - за его плохим поведением, за его нежеланием заниматься и т.п.
Вот очень кратко о тех проблемах, которые нам ещё предстоит решать.
Далее, мне хотелось бы осветить некоторые принципиальные моменты программы.
 
Способности - ключевой момент программы
Программа «Развитие» создавалась в лаборатории Леонида Абрамовича Венгера «Способность и творчество».
Основы программы были заложены в эксперимент, который продолжался с 1978 по 1979 гг. для детей от 3 до 7 лет (от младшей группы детского сада до подготовительной).
Основной вопрос эксперимента: что можно изменить в содержании образования, чтобы как можно больше, полнее раскрыть возможности каждого ребёнка?
Ключевое слово, понятие, которое заложено в программе - это понятие способностей ребёнка.
В программе изменён подход к дошкольному воспитанию: ставка делается не на знания, умения, навыки, а на развитие способностей.
Этот подход был взят на вооружение еще тогда, в 1978 году, когда начался эксперимент.
После того, как мы получили первые результаты, и благодаря тому, что в стране изменилась социальная ситуация и стало возможным делать вариативные программы, а не просто сложить результаты эксперимента в ящик, была создана программа «Развитие».
Своей естественностью и необходимостью программа обращалась к проблемам детского сада, проблемам развития ребёнка в детском саду, а не просто выясняла наличие тех или других возможностей детей.
Что здесь главное, и почему делается акцент на понятии «способности»? Почему это становится ключевым моментом работы по программе «Развитие»?
Дело в том, что программы можно строить по-разному, и по-разному рассматривать развитие детей. Можно перечислять все необходимые стороны развития ребёнка - развитие мышления, памяти, физическое развитие. Но можно пойти и другим путём, который имеет свои философские и психологические традиции, - постараться найти некоторую единицу, клеточку развития, как говорил ещё в своё время Гегель, через которую мы вытаскиваем основные стороны развития человеческой личности.
Само понятие способностей разрабатывал Л.А. Венгер на основе учения Л.С. Выготского о высших психических функциях. И здесь была заложена идея Л.С. Выготского о том, что человеком ребёнка делает его вхождение в культуру, освоение им знаковых форм культуры.
Освоение знаков - это и есть та «клеточка» развития, вокруг которой движется всё. Другими словами, насколько я осваиваю знаковую культуру, знаки, существующие среди нас, символы самого разного рода, настолько я становлюсь человеком. Почему?
Л.С. Выготский говорил, что поведение ребёнка, поведение человека отличается наличием определённых средств: я не просто действую с предметом, но если я человек, между мною и предметом всегда есть определённый знак, определённое средство, орудие, которое я употребляю, и это отличает меня от животных.
Сущность развития ребёнка заключается в постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение подобными средствами, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими в культуре способами. При этом, как отмечал Л.С. Выготский, подобные средства не только изменяют отношения человека с миром, но и прежде всего, служат средством воздействия субъекта на самого себя.
В процессе развития опосредованности психика ребёнка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые активно присваивает ребёнок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.
В основу программы легли два теоретических положения:
1. Теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, согласно которой основной путь развития ребёнка - это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. Это положение потребовало разработки особых, дошкольных путей развития ребёнка.
2. Концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основная линия в развитии ребёнка - это способности (в отличие от знаний, умений, навыков). Способности, в отличие от знаний, умений и навыков, имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. При этом существуют особые сензитивные периоды, в которые развитие определённых видов способностей происходит наиболее успешно.
Дошкольный возраст - это возраст наиболее образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, планы и т.п.).
Уже на уровне образа ребёнок как бы удваивает мир, различает его на обозначаемое и обозначающее, учится смотреть на мир сквозь «очки» человеческой культуры. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны.
Способности позволяют ребёнку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства осознанно, относиться к собственной деятельности.
 
Цели программы
Основными целями программы являются: развитие умственных и художественных способностей ребёнка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых форм и методов работы.
Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнёрства.
Условия, при которых может быть реализована эта программа:
  • формы общения взрослых друг с другом;
  • формы общения детей друг с другом;
  • формы общения взрослого и ребёнка.
Они прописаны в методических рекомендациях.
 
Программа - вещь развивающаяся
Работа над программой продолжается. В настоящее время идёт разработка новых факультативных видов деятельности.
Программа «Развитие» носит вариативный характер: она может изменяться в соответствии с региональными условиями, в зависимости от ситуации с родителями. Здесь мы делаем поправки на личность и интересы ребёнка.
Программа адресована воспитателю по всем разделам, кроме музыкального. В тесном сотрудничестве с Кирой Владимировной Тарасовой (единые принципы развития детских способностей) разработана программа «Гармония».
На базе программы «Развитие» создана программа «Одарённый ребёнок», которая предназначена для работы с группой умственно одарённых детей шестого года жизни. Ее использование требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одарённых детей.
Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одарённости в более раннем возрасте представляет значительные трудности.
Умственно одарённый ребёнок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Дошкольники проходят специальный психологический отбор, который выявляет их повышенные способности.
Хочется отметить тот факт, что одарённые дети, с которыми работают по данной программе, к школе значительно продвигаются в своём развитии - они независимы, любознательны, ничего не боятся, успешны в школе, самостоятельны, находят для себя новые проблемы и решают их.
Это позволяет быть им культурными людьми с культурно выраженными эмоциями.
 
Из выступления Ольги ДЬЯЧЕНКО,
автора программы «Развитие»
 

Между способами и способностями

Основные направления работы по программе
Основываясь на исследованиях, проведённых в отечественной и мировой психологии, авторы программы сосредоточили внимание не на содержательной стороне сообщаемого детям материала (конкретных знаниях, умениях и навыках), а на способах овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей.
При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Центральными задачами развития умственных способностей во второй младшей группе, с точки зрения авторов программы, являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации.
Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе детского сада. Она базируется на этой программе и также направлена на развитие умственных и художественных способностей у детей.
Основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы, с точки зрения авторов программы, является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Основные типы моделей, которыми овладевают дети в средней группе, - это графический план, используемый, прежде всего, при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач. В средней группе продолжается усвоение различных форм символизации, которое служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
Овладение наглядным моделированием в старшей группе проходит по нескольким линиям.
Первая линия - это расширение диапазона моделируемых отношений. В средней группе основное внимание уделялось работе с графическим планом, который дети использовали при ознакомлении с пространственными отношениями и графическими моделями при решении конструктивных задач. В старшей группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений (например, при построении моделей сказки), логических и др.
Вторая линия изменений касается степени обобщённости моделируемых отношений внутри каждого типа. Если вначале дети овладевают моделированием единичных конкретных ситуаций, то в старшей группе они учатся строить модели, имеющие обобщённый смысл и отображающие существенные (с точки зрения разрешаемой задачи) черты многих объектов и ситуаций (например, так называемые круги Эйлера на занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами).
Третья линия состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идёт от моделей, имеющих «иконический» характер, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемыми объектами (например, изображение тех или иных предметов на плане), к моделям, представляющим собой чисто условные изображения (числовая ось, модель звукового состава слова и т. п.).
В младшей и средней группах осуществляется фактически лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших моделей в их внешней форме. В старшем возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач.
В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т. е. их перевод во внутренний план. Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и её особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребёнка.
Что же касается развития художественных способностей, то центральную задачу в этом направлении авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.
 
Кроме своих теоретических оснований, программа отличается от традиционной следующими особенностями:
1. Основное место в программе для детей второй младшей группы занимает система занятий по сенсорному воспитанию.
2. Познавательный материал, в основном, даётся через чтение литературы и её обсуждение.
3. Занятия по изобразительному искусству «очищены» от технической стороны и насыщены заданиями на эмоциональное восприятие и выражение.
4. Из программы второй младшей группы устранены занятия по математике.
5. Работа по развитию игры, а также по физическому воспитанию вынесена за пределы занятий и проводится путём организации самостоятельной деятельности детей.
6. Основное место в программе для детей средней группы занимает система занятий по ознакомлению с пространственными отношениями.
7. Ознакомление с природой даётся через усвоение простейших форм символизации, условного обозначения объектов, а также через чтение детям художественной литературы и её обсуждение.
8. Занятия по математике вводятся в средней группе в небольшом объёме (одно занятие в две недели) с целью создания предпосылок для усвоения начал математики в старшей группе и охватывают лишь дочисловой период обучения.
9. В программу для детей старшей и подготовительной групп вводятся занятия по логике.
 
Сотрудничество ребёнка со взрослым реализуется в новых формах построения развивающих занятий. Так, на одних занятиях взрослый вместе с детьми находит решения поставленной задачи; на других - помогает в организации совместной деятельности детей (распределение материала, удерживание различных ролевых позиций и т. п.). На некоторых занятиях у детей существует свободный выбор деятельности: одни лепят, другие рисуют, третьи делают аппликации. Организация работы по подгруппам на многих занятиях позволяет уделять необходимое время каждому ребёнку, учитывать его возможности. Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, проводятся в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, за мольбертами, сидя на ковре и т. п.
Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 8.10 детей.
В то время, как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Если занятия проводятся в групповой комнате, то остальная часть детей может находиться в спальне, а в тёплое время года - на участке.
Успешное выполнение программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. Естественно, что проведение занятий по подгруппам создаёт известные трудности, связанные с тем, что дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто участвует в занятии.
Грубо пресекать этого не следует, наоборот, необходимо, чтобы дети чувствовали себя свободно, и лишь постепенно можно приучать их к тому, чтобы считаться с тем, что делают другие, не мешать им. Если сами занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме, они вполне могут выполнять задания воспитателя, не нуждаясь в «тепличной» обстановке. Желательно, однако, чтобы дети, участвующие в занятии, не покидали его самостоятельно до завершения и не отправлялись заниматься другими делами. Но достигать этого следует не «дисциплинарными» мерами, а индивидуальным обращением к ребёнку, поощрением его деятельности, если требуется - помощью в её выполнении или изменении предложенного ему задания. Во всех случаях, когда это возможно, детям, участвующим в занятии, предлагаются разные варианты задания. Детям, выполнившим свои задания раньше других, можно (в зависимости от желания и психологического состояния самого ребёнка) либо дать дополнительное задание, либо предложить покинуть занятие и присоединиться к играющим сверстникам.
Поскольку программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей, в ней отсутствуют специальные указания, касающиеся нравственного воспитания. Авторы считают, что оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребёнку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.
 
По книге «Программа «Развитие» (Основные положения)»
(М., 1994)
 

Организация предметной среды

«Среда обитания»
Попробуем выделить основные требования к материалу предметно-развивающей среды.
Материал должен быть:
- использовавшийся в процессе специально организованного обучения;
- иной, но похожий (например, если на занятиях используются строительные детали разной формы красного цвета, то вне занятий - синего);
- «свободный», то есть позволяющий ребёнку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
В детских садах существуют разные возможности обеспечения детей материалами указанных типов.
Создавая «среду обитания» ребёнка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д.
Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребёнка в детском саду, с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т.д.
Размещение материала связано с трудностями пространственного характера: ограниченностью помещения детского сада, тем более, что детям для проявления свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство.
Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшим образом, представлено так называемым принципом комплексирования и свободного зонирования.
Иначе говоря, создаются помещения, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных функциональных пространствах. Так, например, часть групповой комнаты, получившая условное название «кабинет» - подходящее место для размещения некоторых материалов по сенсорике, математике, логике, грамоте, а также дидактических материалов - игр типа лото, домино, диафильмов и т.п., но не стоит там держать настольный театр или материалы по конструированию.
Для конструирования следует выделить отдельное место - «мастерскую», где кроме материалов по конструированию располагаются материалы по ориентировке в пространстве.
В функциональном помещении «театр» размещаются не только материалы специфически театральные (ширма, наборы кукол и т.п.), но и некоторые материалы по разделу литературы и развитию речи (в первую очередь условные заместители). Полка с книгами находится в непосредственной близости от них.
Отдельного места требует изобразительная деятельность. Оно может находиться за пределами групповой комнаты, но стенку для работ детей (со смешанной экспозицией) лучше выделить в групповой комнате, а не в коридоре. Для размещения уголка живой природы можно использовать групповую комнату, поместив в ней комнатные растения, растения, характерные для различных времён года, и т.п. Дидактические материалы, относящиеся к разделу «Природа» - игры лото, домино, диафильмы и т.п., - находятся в «кабинете».
 
«Кабинет»
Организуя предметную среду для детей младшей группы, в функциональном помещении «кабинет» располагают материалы по сенсорике:
1. Башенки (пирамидки) - одноцветные, окрашенные в цвета спектра;
2. Пирамидки из 6-8, 8-10 толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра;
3. Мисочки-вкладыши (из 10 штук);
4. Матрёшки 2-3-4-местные;
5. Наборы игрушек (мелких, деревянных и пластмассовых) одноцветных, основных цветов спектра и его оттенков.
6. Мячи 3-4-х размеров.
7. Наборы песочных формочек для игры с водой.
Раздел грамоты представлен предметными картинками, «звуковыми часами», атрибутикой для игр «Детский мир», «Магазин», «Зоопарк», «В лесу» и др.
 
Помещение «Мастерская»
Здесь располагается материал по конструированию. Важно, чтобы он был классифицирован по форме и размеру и хранился в специально отведённых для него шкафах в открытых коробках.
Строительный материал - это готовые универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы) 2-3 разных размеров.
Напольный (крупный) строительный материал размещается в той части «мастерской», которая свободна от других видов деятельности детей. Свободное пространство на полу даёт возможность детям сооружать постройки для игры.
Для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала хорошо иметь наборы разнообразных мелких игрушек (кукол, зверушек, ёлочек, грибочков, машин разной величины).
 
Изостудия
Для изостудии оптимально иметь отдельное помещение, но возможно использовать и другие, временные помещения - раздевалка, коридор, зал и др. Иногда в помещениях групп бывают ниши, где можно разместить материал. Там должны быть столики с поднимающимися крышками, краски, кисточки, бумага разного формата, тряпки, баночки, фартуки, тазики, пластилин.
 
Помещение «Театр»
Функциональное помещение «театр» и уголок сюжетно-ролевых игр располагаются недалеко друг от друга.
Здесь находятся следующие материалы: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур), материал для изготовления персонажей и декораций; бросовый материал, карандаши, краски, ножницы.
Здесь же могут быть готовые костюмы, условные заместители, а также полка с книгами - по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 2 новых, незнакомых детям; 1-2 столика, на которых есть карандаши и бумага.
В игровом пространстве могут находиться игры из раздела «Сенсорика»: «Прокати шарик», «Попади в ворота», «Спрячь мышку», лото «Цвет», лото «Цвет и форма», мозаика геометрическая плоскостная, игра «Поймай рыбку».
 
Уголок живой природы
Для размещения уголка живой природы можно использовать разные места. В уголке могут быть:
1. Животные. Держать следует только тех животных, которые хорошо переносят жизнь в неволе и не требуют сложного ухода. Это могут быть рыбы и улитки в аквариуме, черепахи, морские свинки, птицы. Временными обитателями могут быть ёж, белка, кошка или собака, принесённые детьми из дома. Воспитатель создаёт условия для наблюдения за повадками животных, способами их питания, передвижения и т.д.
2. Постоянно находящиеся в групповой комнате растения с красивыми листьями различной формы, цветущие, не требующие сложного ухода: фиалка узамбарская, традесканция, бальзамин, фуксия, бегония.
3. Растения, характерные для различных времен года. Так, осенью - пересаженные в горшки или срезанные в букеты астры, хризантемы, золотые шары. Зимой - ветки хвойных (ель, сосна). Весной - весенние первоцветы, посаженные в горшки (мать-и-мачеха, подснежник). Летом - букеты летних садовых (пион, ноготок, роза) и луговых (ромашка, клевер, колокольчик) цветов, колосья хлебных злаков.
 
Раздевалка
Здесь хранится инвентарь для ухода за растениями и животными, для игр, экспериментирования, а также ящик с природным материалом.
 
Средняя группа
Воспитатель организует предметную среду для детей, ориентируясь на тот же принцип функциональных помещений, добавляя в «кабинет» материалы из разделов «Математика», «Грамота» и «Природа» и оставляя те материалы из раздела «Сенсорика», которые необходимы для развития представлений об отношениях предметов по величине.
На стенде помещается круговая диаграмма смены времён года. В «мастерской», кроме строительного материала разных типов, помещается природный материал. В качестве дополнительных средств организации деятельности - рисунки, схемы, трафареты, карандаши, бумага. Здесь же располагаются кукольная мебель, фланелеграфы, геометрические фигурки - заместители мебели, макет детского сада, план участка, планы отдельных помещений группы и детского сада.
 
Старшая и подготовительная группы
Принципиальных изменений в расположении функциональных помещений в старшей и подготовительной группах не предусматривается. Но материалы в каждом из помещений меняются в соответствии с программой.
Так, в «кабинете» находятся материалы по математике и грамоте: доска школьная, мел; дидактические игры с математическим содержанием; настольные игры, в которых просчитывается количество шагов, игры типа «Танграм», геометрические головоломки.
В подготовительной группе хорошо иметь часы «Времена года и месяцы», разноцветные фишки, книги для чтения, кассы букв, листы бумаги, разноцветные фломастеры.
В «мастерскую» к строительным материалам добавляется другой вспомогательный материал (другие иллюстрации, рисунки отдельных частей построек - колонн, башен, схемы конструкций; металлический конструктор с изображением поделок; разные пластмассовые строители).
Здесь же в старшей группе размещается макет детского сада, города, области, республики, страны. В подготовительной группе добавляются подробная карта-схема района детского сада, транспортные схемы своего города, схема метро (если оно есть в городе); совмещённая карта города и ближайшего пригорода; компас, доска, мел.
В обеих группах - наборы открыток или репродукций с видами, достопримечательностями родного города, местности, пригорода, других городов России.
К материалам в изостудии добавляются пастель, соус, глина, кисточки меньшего размера, рулонная бумага для свободной и совместной деятельности.
Дополнительный материал: кнопки, коробочки для росписи, мелкие кусочки дерева, цветные лоскутки, бусинки, листья, жёлуди, «золотая» и «серебряная» фольга, обрезки цветной бумаги для изготовления коллажей, элементы костюмов, «волшебные сундучки», «волшебные палочки» и т.д.
Функциональное помещение «театр» в большей мере обустраивается самими детьми, которые изготовляют маски, разные атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации.
Воспитатель обсуждает с детьми, что оставить, что убрать, что добавить к материалам, каких героев можно сделать, из чего и как следует построить декорации. Здесь же целесообразно располагать уголок для сюжетно-ролевых игр, создаваемый детьми совместно с воспитателем.
Можно посоветовать некоторый дополнительный материал из раздела «Математика»: карточки с цифрами - деньги и числовые карточки - чеки для разыгрывания сюжетных игр типа «Магазин»; из раздела «Природа» - игры типа лото, домино, электровикторина, книги с иллюстрациями различных животных и растений, диафильмы, слайды.
В старших группах уголок живой природы обогащается: добавляются комнатные растения, служащие для знакомства детей с различными видоизменениями частей растения (кактусы, алоэ, фикус, кринум, комнатный виноград, вьющийся плющ).
Следует также иметь специальный стенд, на котором сменяются материалы по различным темам: например, наборы картинок по разным климатическим зонам («Пустыня», «Арктика» и т.п). по экосистемам («Лес», «Город» и т.п.). Там же постоянно находится модель эволюционного древа.
 
Подготовили Галина ПОГОДИНА и Наталья РУБЛЕНКО
Подзаголовки
  1. В комментариях авторов и воспитателей
Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 14 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/183
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/183
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?