Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

СЕКРЕТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ. СБОРНИК


Содержание:
  1. ДЕТСТВО
  2. ТИПОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
  3. О доработке программы в связи с подготовкой третьего издания
  4. Наш выбор - «Детство»
  5. «Мы»: программа в программе
  6. Организация малых туристических походов
 
Программа «Детство» разработана знаменитым научным коллективом дошкольной кафедры РГПУ им. А.И. Герцена под руководством профессора Веры Иосифовны Логиновой. Мотивом для создания программы (как и программы «Радуга») послужила новая «Концепция развития и воспитания детей дошкольного возраста», которая предполагала изменения во взглядах педагогов на цели, содержание и технологию образования дошкольников. На кафедре к тому времени был накоплен огромный опыт исследований. Тогда В.И.Логинова и предложила коллегам на основе идей традиционной педагогики и результатов современных исследований сделать целостную оригинальную программу.

ДЕТСТВО

программа, созданная учёными Герценовского университета
 

ТИПОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Интервью с авторами
- В связи с чем выбрано название программы - «Детство»?
- Над названием думали долго. Было много предложений. Одно из - них «Ромашка». Удобно выделить виды деятельности, распределить содержание в похожей на ромашку схеме. Но однажды, по нашим воспоминаниям, Татьяна Игоревна Бабаева предложила назвать программу очень-очень просто, но значимо - «Детство». Почему?
В центре программы - развитие личности ребёнка, здоровый образ жизни, развитие его познавательной активности в разных видах деятельности, воспитание гуманного отношения к миру, поведения.
- Какие новшества использованы в программе? В связи с чем?
- Основное новшество в реализации идеи целостного развития личности ребёнка. Исходя из этой идеи определено содержание программы и задачи развития ребёнка: забота о здоровье ребёнка, внимание к развитию познавательных способностей, к художественно-эстетическому, речевому развитию через разные виды активной детской деятельности. Впервые определены критерии оценки уровня освоения ребёнком программы (уровни освоения), что помогает воспитателю планировать педагогическую коррекцию.
- Задуманы ли авторами программы такие методические разработки, в которых будет представлена система занятий по каждому разделу?
- Типовая система занятий по программе, в общем, необходима, но при условии её неформального использования педагогами ДОУ. То есть, чтобы не было досконального копирования каждого слова или содержания занятия. В организации и проведении занятия воспитателем должен реализовываться творческий подход, учитываться уровень развития ребёнка и прочие индивидуальные особенности детей.
Думаем создать такую систему организации разных видов деятельности детей, чтобы при её реализации творчество воспитателей не угасало, а наоборот, чтобы они смогли совершенствовать её и своё педагогическое мастерство. Такая система складывается, во-первых, из индивидуального подхода к развитию и воспитанию ребёнка, во-вторых, из учёта местных условий (регионального компонента образования), в-третьих, из динамики предметно-пространственной развивающей среды, в-четвёртых, из контроля за развитием ребёнка, и, в-пятых, из своевременной педагогической и психологической коррекции.
- Возможно ли использование нескольких программ одновременно в одном детском саду? Есть ли такие сады?
- Такие детские сады есть.
Закон об образовании допускает использование в одном ДОУ нескольких программ. Так, младшая группа конструирует педагогический процесс по программе «Радуга», средняя - по программе «Детство» и т.д. Но, по нашему мнению, следовать этому не стоит. Почему? Освоение новой программы - сложный процесс. В каждом дошкольном учреждении необходима разработка специальной системы профессионального совершенствования воспитателей, согласно концепции выбранной программы. А если одним ДОУ выбрано несколько программ, то процесс освоения педагогами содержания, методов и приёмов организации деятельности детей, а также повышение своего педагогического мастерства затруднён или практически невозможен.
К сожалению, бывают случаи, когда в одной возрастной группе используются элементы нескольких программ. Вот это совсем недопустимо!
- Какие вопросы по программе «Детство» наиболее часто задают педагоги?
- Вопросов бывает много. Наиболее важные из них: вопросы планирования как календарного, так и перспективного; о педагогических технологиях реализации программы «Детство»; о конструировании развивающей среды; о возможности разработки типовых конспектов занятий и другие.
 
C авторами программы «Детство»
Лидией МАНЕВЦОВОЙ и Зинаидой МИХАЙЛОВОЙ
беседовала Елена КОВАЛЁВА
 

О доработке программы в связи с подготовкой третьего издания

Образовательная программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы кафедры дошкольной педагогики Российского государственного университета имени А.И.Герцена.
Концепция программы включает три основных положения. Первое - концепция обогащения развития ребёнка-дошкольника, созданная известным психологом А.В. Запорожцем. Её смысл - обогащать развитие ребёнка, используя все возможности дошкольных видов деятельности - игры, общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, детского труда, изобразительной деятельности, а не сводить всё к учёбе. Действительно, дошкольника можно многому научить, но всему своё время. В программе нет школьных задач, она наполнена специальными детскими дошкольными видами. Второе положение концепции - целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности (это моя диссертация). Развитие ребёнка как индивида, личности, индивидуальности, субъекта деятельности. Третье положение концепции базируется на исследованиях Логиновой В.И., Леушиной А.М., их учеников. Они показали, что дошкольник может осваивать знания системного характера. Освоение системных знаний даёт возможность ребёнку быть самостоятельным, успешно осваивать позицию субъекта во всех детских видах деятельности.
Программа направлена на целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребёнка. В связи с этим программа предлагает обогащённое образовательное содержание, соответствующее возрастным потребностям, интересам и возможностям современного дошкольника. Содержание программы по возрастным ступеням дошкольного детства ориентировано на психологические новообразования развития ребёнка и его общую готовность к школьному обучению, укрепление физического и психического здоровья.
В настоящее время осуществляется подготовка программы «Детство» к третьему изданию. С этой целью, исходя из современной ситуации развития системы образования в стране, в содержание программы внесён ряд изменений и дополнений.
В объяснительной записке к программе дополнительно включены положения, раскрывающие воспитателям особенности конструирования педагогического процесса путём интеграции разных видов специфически детских, дошкольных видов деятельности; необходимость личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Все разделы программы доработаны авторами в едином подходе к раскрытию содержания, формулировкам задач, определению критериев уровней освоения программного содержания детьми. Текст программы существенным образом упрощён, сняты сложные формулировки и научные термины, затрудняющие восприятие и осознание основного содержания дошкольными работниками.
Наибольшей коррекции и стилистической правке подвергнут раздел «Старший дошкольный возраст». Сущность внесённых изменений обусловлена необходимостью установления более тесной преемственности содержания дошкольного и школьного образования, устранения неоправданного дублирования образовательного содержания, соответствующего государственному стандарту начальной школы.
Раздел «Первые шаги в математику». Из содержания раздела исключены: представления о трёхмерности объёмных предметов, дробных числах, алгоритмах, а также математические знаки «больше», «меньше» и др. Изменены пределы освоения чисел старшими дошкольниками (до 10). Снято знакомство детей с арифметическими действиями, решение арифметических задач и примеров. В связи с этим скорректированы уровни освоения программы. Существенно упрощена терминология и стилистика изложения. Скорректированное элементарное математическое содержание носит предметно-практический характер и предполагает освоение через разнообразные игры и практические упражнения.
Раздел «Развиваем речь детей». Из содержания исключён подраздел «Обучение грамоте», в котором ставилась задача овладения детьми слоговым и слитным способами чтения. Сделан акцент на развитие речевых умений звуковой культуры речи, обогащения детского словаря, связности и выразительности речи, что обеспечивает базисные условия для обучения грамоте в начальной школе. Соответственно внесены изменения в уровневые показатели речевого развития старших дошкольников.
Раздел «Ребёнок познает мир природы». Снята задача формирования у детей природоведческих и экологических понятий. Сокращён общий объём представлений за счёт устранения материала, не связанного с непосредственным чувственным опытом дошкольников (субтропики, тундра и пр.). Упрощены формулировки программного содержания, уточнены уровни освоения программы детьми.
Раздел «Ребёнок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки». Значительно переработан подраздел «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей». Сокращён объём представлений о жанрах изобразительного искусства для детей старшего дошкольного возраста. Сняты некоторые искусствоведческие понятия («монументальная, декоративная, станковая скульптура», «индустриальный, горный, космический пейзаж», «социальный, исторический портрет» и др.). Упрощены уровни освоения программы по данному разделу.
Таким образом, результатом работы авторского коллектива по подготовке образовательной программы «Детство» к третьему изданию явилось совершенствование её содержания, усиление ориентированности на воспитателя-практика, а также установление большей преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Программа имеет гриф МО РФ, широко внедрена в практику работы дошкольных учреждений разных регионов России (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Москва и Московская область. Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Комсомольск-на-Амуре, Пермь и Пермская область, Екатеринбург, Хабаровск, Иркутск, Вологда и Вологодская область, Мурманск, Петрозаводск, Ярославль, Кострома и др.).
Рекламаций на программу и методическое сопровождение не поступало. Мониторинг качества образовательных услуг, проводимый в дошкольных учреждениях, работающих по программе «Детство», свидетельствует о стабильном повышении эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и их подготовки к обучению в начальной школе.
 
Авторский коллектив программы «ДЕТСТВО»
 

Наш выбор - «Детство»

- Марина Вильевна, расскажите, пожалуйста, с чего всё началось, как состоялся Ваш выбор и что на него повлияло?
- В марте 1998 года меня утвердили на должность заведующей детским садом № 227. На протяжении 15 лет при прежней заведующей детский сад был стабильным, работая в режиме функционирования. Но времена меняются, и, как следствие, меняются требования общества и школы.
Четыре года я работала в этом учреждении детским психологом, поэтому мне, как профессионалу, было видно, что возникла необходимость что-то менять в процессе обучения и воспитания детей. Наша типовая программа Васильевой нуждалась в дополнении, применении других технологий. И как раз в то время остро встал вопрос о преемственности между детским садом и школой. Мы всегда сотрудничали со средней образовательной школой № 108, поскольку наши выпускники шли туда. Требования школы возросли, мы получили «заказ» на более подготовленных к первому классу детей.
Директор школы А.И.Попова, изучая новые программы, остановилась на программе «Детство», т.к. она создана по образцу типовых.
- А чем привлекла программа ваш коллектив?
- Все разделы как бы типовые, но приоритет отдаётся развитию логического мышления. Я, как психолог, сотрудничая с начальной школой, в своё время сделала вывод из опыта своей коррекционной работы, что через развитие логического мышления очень хорошо развиваются все остальные психические процессы. Поэтому мы вышли с предложением освоить программу «Детство». Мы связались с педагогическим колледжем №2, и они дали нам «введение» в эту программу, совместно определили последовательные шаги. Затем провели двухнедельные курсы, на которых проучился весь наш коллектив. Когда мы поближе познакомились с концептуальными основами программы, нам захотелось выйти на авторов.
- Как вам удалось наладить связь с авторами программы, каким образом поддерживаете связь сейчас?
- Для того, чтобы связаться с авторами, нам нужно было в том 1998 году прежде всего самим найти спонсоров и прилететь в г.Санкт-Петербург, на кафедру дошкольной педагогики, возглавляемую Т.И.Бабаевой.
Кафедра как раз проводила семинар по программе, и мы попали на этот семинар. Нам предоставили диагностику по всем разделам, и теперь мы имеем возможность делать диагностические срезы в начале и конце года. Видеокассеты отвозим авторам, они их просматривают, обсуждают с нами, вносят коррективы.
- Очевидно, встречи с авторами обогатили ваш опыт. Что запомнилось в каждую из встреч, что прояснилось?
- Конечно, это посещение детских учреждений, работающих по программе «Детство». Регулярно, на протяжении трёх лет, нам дают такую возможность. Мы тесно сотрудничаем с прогимназией №40 Выборгского района г. Санкт-Петербурга, с её заведующей И.В. Суминой. Этот сад - один из базовых, профиль у них такой же, как и у нас, там тоже есть речевые группы, а для нас этот момент очень интересен. Дело в том, что на первом этапе освоения программы была небольшая проблема с нашим логопедом: она никак не хотела отходить от классической методики. Но затем, используя элементы программы «Детство», достигла очень хороших результатов в работе с ребятишками. Также мы сотрудничаем с детским садом №117, изучаем их опыт работы по программе. Зачем изобретать велосипед, когда он уже изобретён, а в нашем случае можно учиться на опыте коллективов, уже прошедших первые этапы работы.
- Планируете ли вы встречи с авторами по содержанию программы?
- Конечно, это мы делаем заказ по тематике встреч, поскольку испытываем в этом потребность. Например, начали мы с первого раздела математики, просмотрели теорию, приняли участие в семинарах. Подготовили сами пособия, наполняя развивающую среду в соответствии с этим разделом программы. Когда всё сделали, последовательно переходим к следующему разделу «Трудовое воспитание», прослушали лекции Крулехт М.В., заполнили развивающую среду, идём дальше - к разделу «Экологическое воспитание». Точно так же работаем по освоению следующего раздела. То есть, мы развиваемся последовательно, исходя из своих возможностей и способностей.
- Чувствуете ли вы себя соавторами программы или постоянно находитесь в роли учеников?
- Есть моменты, когда можно говорить о соавторстве. Ведь мы адаптируем программу с учётом нашего регионального компонента. Взять раздел «Приобщение к истокам русской культуры». Авторы опираются на свои традиции, так как растят юных петербуржцев, а мы опираемся на историю Сибири. Но по базовым разделам своего особо не внесёшь, хотя темы самообразования тоже индивидуальны, несколько отличаются от тех схем, по которым работают в г.Санкт-Петербурге.
- Как к новой программе отнеслись родители?
- Особых трений с родителями не было. Я считаю, что нашей большой заслугой было то, что мы смогли грамотно донести до родителей суть и перспективы программы, сумели увлечь их за собой и сделать своими помощниками.
Детский сад стал более открытым для родителей: они с интересом помогают в подготовке утренников, праздников, занятий. Программа требует очень большого количества дидактического материала, развивающих игр. В связи с этим требуются большие материальные затраты. Родители приобретают развивающие игры, сами играют с детьми, берут игры домой.
- Как вы определяете, что программа в саду ИДЁТ?
- По диагностическим срезам. Есть диагностика уровневая, для педагогов и родителей, кстати, сами родители могут её проводить, всегда имеют возможность проследить, как ребёнок осваивает программу. Также в этом плане интересны диагностические карты, заполняющиеся в начале, середине, конце года, и, конечно, психологическая диагностика, осуществляемая психологом.
- Благодаря каким управленческим решениям удалось освоить и наладить работу по программе?
- Поначалу мне было очень сложно. Дело в том, что у большинства членов коллектива, которым я начала руководить, был очень низкий профессиональный уровень, после проведения первого семинара многие поняли, что работать по этой программе просто не смогут. Первое, с чего пришлось начать, - это подбор профессиональных кадров. До сих пор идёт становление коллектива. За два года многие значительно повысили свою квалификационную категорию по результатам аттестации. Второе - это многоканальное руководство.
- О каких заметных успехах можно уже говорить?
- Основным достижением в этом году можно считать продление саду лицензии и получение аттестации и аккредитации. И ещё хотелось выделить такой момент, как изменение психологического климата в группах. Это стало возможным потому, что программа несёт идею личностно-ориентированного подхода. Но, как мне кажется, без этого не пойдёт ни одна программа.
- Что осложняет вашу работу?
- Считаю, что сейчас мы переживаем своеобразный кризисный момент. Когда мы только переходили на новую программу, у нас было много задач: содержание воспитательно - образовательного процесса, изменение материальной базы, подбор и переквалификация кадров. Но на протяжении трёх лет мы очень плотно занимались содержанием: наработали много дидактического материала, приобрели развивающие игры, наполнили развивающие среды в соответствии с программой. А теперь столкнулись с тем, что у нас слабая материальная база. Например, мебель не соответствует нормам. «Зонируем» старьём, полочки делаем тоже из старой мебели, ведь все «родительские» деньги уходят на приобретение пособий. Если бы в нашем распоряжении была стандартная современная мебель, программу «Детство» можно бы было двигать быстрее. Сейчас мы добиваемся присвоения нашему саду статуса базовой площадки на районном уровне.
- Что бы вы посоветовали коллективам детских садов, только начавшим освоение этой программы?
- Программа очень сложная, требует высокого уровня подготовки кадров. Во-первых, эту программу нужно «пропустить» через себя, важно, чтобы весь коллектив её принял как «свою». А во-вторых, необходимо грамотно освоить теорию, желательно прослушать её у самих авторов.
 
Из беседы с Мариной КАЛКАНОВОЙ,
заведующей АОУ № 227 Советского района г. Красноярска
 

«Мы»: программа в программе

Программа «Детство» складывается из целого ряда «парциальных» (по-школьному можно было бы сказать «предметных») программ. За каждой из них стоит своя история, свой опыт исследований и открытий. Одна из них - это программа «Мы», программа экологического образования детей. (Впрочем, используется она не только в детских садах, но и в работе с учениками начальных классов и руководителями детских кружков и клубов).
Перейдя рубеж дошкольного возраста, ребёнок уже не будет настолько эмоционален, так открыт миру, перед ним встанут другие жизненные задачи. Важно, чтобы именно до 7 лет ребёнок накопил опыт позитивного отношения к миру, который он в дальнейшем пронесёт через всю свою жизнь.
Цель программы «Мы» - воспитание гуманно-ценностного отношения к природе. Её научным руководителем и идеологом была Н.Н.Кондратьева. Темой её исследований были представления о живом у детей старшего дошкольного возраста. Это исследование показало, как дети могут накопить и освоить представления о живом организме - и, главное, что эти представления существенно меняют отношение детей к природе.
Взрослый предполагает, что ребёнок может усвоить те или иные знания. Но для того, чтобы быть уверенным в этом, нужно провести работу с разными детьми. Необходимо узнать, что ребёнок посчитал важным, отобрал для того, чтобы действовать самостоятельно. Получить от малыша (от многих малышей!) обратную связь, только затем обдумать и обобщить это.
Со временем мы отказались от злоупотребления словом «знания» и сделали опору на возможности ребёнка. Слова «дать», «знать» в тексте программы отсутствуют. Задача воспитателя найти такие слова, выражения, подобрать такую литературу, такие методические приёмы, чтобы эти знания перешли в опыт ребёнка, накопились у него. И он мог воспользоваться ими в самостоятельной деятельности.
Итак, характерная черта программы «Мы» в том, что она отталкивается от тех особенностей отношения детей к природе, которые были изучены и сформулированы в исследованиях её авторов. Каковы эти особенности?
Во-первых, так называемый примитивный гуманизм, а не подлинно гуманное отношение к природе. Вы наверняка замечали, что дети, искренне желая помочь, создают для живого объекта условия комфортные с точки зрения человека, не учитывая своеобразие реальных потребностей самого объекта. Такой гуманизм обусловлен, прежде всего, присущим детям способам осмысления мира, они как бы примеряют всё на себя: что мне нравится, то понравится и другому, что хорошо для меня, то и для остальных хорошо. А с другой стороны, дети мало знают о природных объектах как живых существах, о своеобразии их потребностей, отличии от человека.
Следующая особенность - прагматизм восприятия дошкольниками природных объектов. Зачастую дети считают, что в природе всё существует для удовлетворения потребностей человека, и право на существование имеют те животные и растения, которые полезны человеку. Такое убеждение - особенность возрастная, но взгляд на природу, как на полезный продукт, формируется у ребёнка и воспитывающим его взрослым. Мы составляли содержание программы таким образом, что ценность объектов природы предстаёт во всём своём разнообразии (самоценность, оздоровительно-гигиеническая, эстетическая, познавательная, нравственная, практическая ценность, природа как среда обитания).
Отношение детей к природе имеет познавательный характер. Ребёнок всегда стремится узнать что-то новое, интересное. Но в то же время способом познания природы для ребёнка часто становится экспериментирование над живыми существами. Дети, например, отрывают усы, ноги, крылья насекомым, разрывают на части дождевых червей, чтобы узнать, как устроено животное, сможет ли оно жить без какой-либо части или органа. И тогда положительный, по сути, интерес ребёнка к окружающему может вызвать страдания животного или его гибель, а малыш в своей деятельности приобретает опыт жестокого, бессердечного отношения к окружающему. Поэтому мы посчитали нужным отобрать в программу знания о том, что животные и растения - живые, что все их органы и части взаимосвязаны, что нарушение целостности какой-либо части ведёт к страданиям живого и даже его гибели.
Мы полагаем, что воспитание гуманного отношения основывается на том, что ребёнок познаёт не внешние характеристики природных объектов, а их сущность, то, что они живые.
Чем больше будет дошкольных учреждений, реализующих экологические программы, тем больше будет людей, понимающих, что необходимо изменить своё отношение к природе. Ведь когда мы реализуем воспитательные программы для детей, в этот процесс неизменно включаются и родители.
 
Из беседы с авторами программы «Мы»:
Татьяной ШИЛЁНОК, Ольгой ВОРОНКЕВИЧ,
Татьяной ВИНОГРАДОВОЙ,
Татьяной МАРКОВОЙ
 

Организация малых туристических походов

Недалеко от нашего детского сада располагается парк.
Экскурсия в парк - прекрасная возможность познакомить детей с природой. Но проводить такое сложное по организации мероприятие ради нескольких минут наблюдения за окружающим было бы не рационально. Мы проводим малые туристические походы. Эта форма работы позволяет нам решать комплексные задачи:
. знакомить детей с жизнью природы, учить их наблюдать за различными живыми объектами;
. воспитывать правила поведения в природе, навыки природоохранной деятельности;
. учить детей ориентироваться на местности: на улице города, в парке;
. формировать знания и практические умения безопасного поведения.
 
Подготовка к походу: дети
В походы ходят дети старшего дошкольного возраста четыре раза в год. Мы наблюдаем природу осенью, зимой, весной, летом. Непосредственно перед походом проводится предварительная подготовка детей. На занятиях познавательного цикла воспитатели обсуждают с детьми значение похода, правила его проведения, учат готовить туристическое снаряжение, правильно выбирать одежду. В совместной деятельности педагоги проводят наблюдение за природными объектами на прогулке, рассматривают иллюстративный материал, читают природоведческую литературу. Мы подготовили атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Поход» - палатки, рюкзачки, кукол-туристов с набором необходимого снаряжения, которое можно взять с собой в поход. Дети с удовольствием играют в эту игру как до похода, так и после него.
 
Подготовка к походу: родители
Перед походом важно правильно провести работу с родителями, особенно, если дети идут в поход первый раз. Ещё при поступлении воспитанников в наш детский сад мы знакомим родителей со всеми направлениями нашей работы и, конечно же, с тем, что мы проводим с детьми малые туристические походы. Родители принимают самое непосредственное участие в организации похода.
Они беседуют с детьми дома, настраивают их, делятся собственным опытом, готовят сухой паёк, выбирают одежду и обувь, поддерживают интерес ребёнка к природе, желание больше знать и уметь самому. Поэтому воспитатели группы на общем собрании, в индивидуальных консультациях рассказывают родителям о том, как пройдёт поход, чем будут заниматься дети, что будет им необходимо. Подробная информация о походе заранее вывешивается на стендах для родителей. Всё это мы делаем, чтобы родители доверяли нам, стали нашими союзниками и помощниками в деле воспитания детей.
 
Подготовка к походу: воспитатели
В подготовке и проведении похода участвуют пять педагогов - два воспитателя группы, эколог, руководитель изостудии, инструктор физической культуры. Каждый из них не только сопровождает детей, отвечает за их безопасность, но и решает свою педагогическую задачу. Эколог (а именно он является начальником похода) - проводит наблюдения и эксперименты в природе, руководитель изо-деятельности - рисование на пленэре, инструктор физо - подвижные игры и эстафеты, воспитатели - сбор материалов для уголка природы, игры на развитие речи, математических представлений и т.п. Предварительную работу по подготовке похода мы начинаем за десять дней до его проведения. Обговариваем цель похода, его содержание, задачи каждого из его участников, необходимое оборудование, особенности подготовки детей.
 
Пора в дорогу
За годы работы у нас сложились определённые традиции проведения малых туристических походов.
- В поход мы ходим с одной группой, в ней около 20 человек;
- Общая продолжительность похода 2-2,5 часа, мы выходим из детского сада примерно в 9.30 - 10 часов утра и возвращаемся к обеду.
- В день похода дети приходят в детский сад немного раньше. С одной стороны, все - и дети и взрослые - с волнением ожидают наступления этого долгожданного дня, а с другой стороны, необходимо собрать вещи. Мы обязательно берём с собой рюкзаки с сухим пайком, термоса с чаем, салфетки, аптечку, два куска полиэтилена, полотенце, кружки, два флажка, фотоаппарат, компас, план маршрута, план местности парка. В зависимости от времени года, целей похода, желаний самих детей можно взять те или иные атрибуты для эстафет и подвижных игр, экспериментов и наблюдения, рисования. Все это оборудование оговаривается и готовится заранее. После завтрака дети с помощью взрослых укладывают рюкзаки. Наш опыт показал, что детям не интересно нести мешок или сумку, рюкзак более привлекателен для них, да и более удобен.
- Мы уходим в поход и возвращаемся в детский сад разными дорогами: уходим более длинной, возвращаемся более короткой
- Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те же объекты в разные сезоны, и видели, что сейчас происходит с нашей любимой сосной, у птичьего гнезда, как поживают обитатели реки, цветочной клумбы, муравейника. Эти объекты обозначены на карте, которой мы пользуемся во время похода.
- Дети знают, что, придя в парк, какое-то время они могут поиграть, подвигаться, отдохнуть. Через несколько минут мы делимся на пять подгрупп, каждой из которых руководит один педагог. Дети и взрослые рассредоточиваются по парку, играют, наблюдают, выполняют различные задания. А затем переходят от одного педагога к другому.
- Примерно в середине похода мы устраиваем небольшое чаепитие. Расположиться можно по-разному: на скамейках, на поляне, на санках.
Взрослые расстилают полиэтилен, на который кладётся скатерть, расставляется посуда. Раскладываются печенье, сухари, сушки - всё, что мы взяли с собой сухим пайком.
Дети протирают руки влажными салфетками, с удовольствием чаёвничают. Этот момент очень нравится ребятам, их радует то, что они могут все вместе, дружно, как взрослые настоящие туристы перекусить на свежем воздухе.
- Как правило, из похода мы стараемся принести что-нибудь в детский сад - природный материал для поделок, веточки деревьев для букета, пробы воды для опытов, но однажды мы ушли из парка с пустыми руками. На наш вопрос: «Что же вы сегодня принесли из похода?» дети ответили: «Мы принесли свои впечатления, свои воспоминания о том, что видели, что наблюдали». Эти впечатления дети выражают в своих рисунках, поделках, рассказах. Полученные в походе знания закрепляются на занятиях, в беседах и разговорах с детьми. Фотографии, сделанные во время похода, хранятся в альбомах группы.
 
Людмила ИВАНОВА, г. Колпино

Подготовили Ольга ЦВЕТКОВА и Наталья РУБЛЕНКО

Подзаголовки
  1. В комментариях авторов и воспитателей
Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 14 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/183
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/183
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?