Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

СЕКРЕТЫ ДОШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ. СБОРНИК


Содержание:
  1. Приложения
  2. Дошкольное воспитание: наука и искусство
  3. Работа в детском саду и программа
  4. Вопросы читателям от редакции газеты «Детский сад. Управление»
 
Во второй четверти девятнадцатого века Фридрихом Фребелем были организованы общественные учебные заведения для детей от 4-5 лет. Принципиальным моментом при организации их работы был отказ от школьных форм обучения, бытовавших в те времена. Эти учреждения получили и новое имя - детские сады.
С тех пор начала складываться и новая профессия - воспитатель детского сада. И возникли её непростые взаимоотношения с программами - ещё от первой всемирной «типовой» дошкольной программы, созданной Фребелем.
 

Приложения

взгляд на программы сквозь полтора столетия
 

Дошкольное воспитание: наука и искусство

...Несомненная заслуга Фребеля состоит в том, что он первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их характер, стремления, наклонности и взглянул на детскую жизнь, как на жизнь, относительно полную и законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые.
Педагоги часто забывали, что ребёнок не только готовится жить, но что он уже живёт и что эта жизнь имеет свои права и свои потребности; но так как в жизни ребёнка игра составляет то же самое, что для взрослого человека всякая, так называемая серьёзная деятельность, то естественно, что Фребель обратил преимущественное внимание на игры детей. Как всякий нововводитель, он слишком увлёкся, слишком систематизировал их и придумал много таких, в которых мало детского, потому что придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека.
Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые придуманы уже веками и в которые играет и русский мальчик, и маленький итальянец.
Детские игры ожидают ещё своего историка, который с удивлением заметит, как какая-нибудь игра с необыкновенной верностью и даже точностью, потерявшей иногда всякий смысл, передавалась из поколения в поколение, через несколько тысячелетий. В играх, придуманных Фребелем, как я уже сказал, много искусственного и не детского. Песенки, по большей части, скучны, натянуты, написаны очень дурными стихами, которые, по замечанию швейцарского педагога Фрелиха, могут только портить вкус ребёнка, а главное, проникнуты несносным для детей дидактизмом.
Странно даже, как Фребель, знавший так хорошо детскую природу, выпустил из виду, что мораль в песнях ничему не может выучить пятилетних детей. Здесь он был, кажется, увлечён общей немецкой страстью морализировать кстати и некстати. Однако же игры Фребеля, а ещё более придуманные им или собранные детские занятия имеют много достоинств и в руках хорошей наставницы, понимающей инстинктивно потребности детской природы и умеющей удовлетворять им, для которой главное не система Фребеля, а самые дети, приносят много пользы. Но много ли таких наставниц? Сами фребельянцы сознаются, что очень мало, и этим стараются оправдать неуспех детских садов во многих городах.
Я видел лучший из этих садов - образцовый в Берлине, где самая пламенная последовательница Фребеля и его непосредственная ученица, баронесса Маунгольц, посвятившая и всю свою жизнь, и всё своё имущество идее детских садов, читает об них лекции девицам и дамам, желающим поступить в детские садовницы, там же учатся три из наших русских девиц.
Но если берлинский сад так хорош, то этим он обязан не столько самому Фребелю, сколько своей начальнице - девушке лет 30-ти, которая такой природный педагог и такая развитая по уму и по сердцу женщина, каких мне редко случалось видеть. Если бы Фребель и его последователи не существовали и если бы этой наставнице поручить тех же самых детей, то она сумела бы и занять их сообразно их возрасту, и устроить эти занятия так, чтобы они развили телесные и душевные способности детей. Конечно, занятия и игры, придуманные Фребелем, облегчили воспитательнице её труд, дали ей средства, которых она сама во всей их полноте, может быть, не отыскала бы скоро.
Спрашивается, однако, много ли можно найти таких наставниц, таких детских садовниц? Те же, которых я видел в других местах, по большей части тяжелы для детей своими играми, как, например, в Мангейме, где дети зевают и чуть не плачут, представляя известную птичку и стрелка из фребелевских игр. Видел я ещё одну превосходную садовницу, самую простую женщину, по костюму и манерам напоминавшую наших кухарок, но удивившую меня своими педагогическими познаниями. Это было невдалеке от Штутгарта, в деревеньке Корнталь. Но таких женщин нельзя найти много и нельзя даже приготовить ни в каком заведении. Педагогика не наука, а искусство и, как всякое искусство, требует врождённого таланта. К счастью, педагогические таланты не так редки, как другие, но для детской садовницы требуется громадный педагогический талант, который попадается редко.
Весьма желательно было бы, чтобы дети в возрасте от 4 до 7 лет (раньше я решительно не допускаю возможности оставления ребёнком семейной среды без крайней необходимости) сходились вместе поиграть разумно и в игры, положительно развивающие способности, под руководством наставницы, обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твёрдым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила всё, что нужно знать для того, чтобы занять их. В таком саду дети приучились бы к общественности, в нём сгладились бы угловатости их характеров, они привыкли бы играть вместе, что очень важно, уступать и помогать друг другу, полюбили бы порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках. Где можно устроить такой сад, там должно его и строить по возможности скорее, но это возможно только для людей богатых, в столицах и больших городах.
 
Константин УШИНСКИЙ
 

Работа в детском саду и программа

...Читая все эти программы, не забываешь ли, что дело идёт о детском саде, о детях от 3- или 4-летнего возраста до 7-ми? Не производят ли они впечатление школы? Где здесь свободное самопроявление детей? В чём выражается свободное творчество? Где широкое поле для проявления их инициативы?
Конечно, имея в руках такую программу, кажется, очень легко заняться с детьми. Всё выходит очень стройно, гладко.
Изучил по программе о чём завтра говорить с детьми и что с ними делать; приготовил для этого материал и спокойно можно идти к детям и заставить их проделать всё, что предписано программой на этот день.
Но какую роль играют при этом дети? Где их внутренняя жизнь? На каких принципах строится работа?
Скажут: нельзя заниматься с детьми без всякой программы. Нельзя идти к ним с пустыми руками.
Чтобы ответить на это, нужно припомнить, какую конечную цель ставит себе детский сад. А цель эта - создать такую обстановку и внешнюю и внутреннюю, в которой ребёнок каждого возраста мог бы спокойно осуществлять свою жизнь, участвовать в устройстве жизни детского сада; мог бы нормально развиваться физически, умственно и морально; где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно и находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим его возрасту.
Раз мы хотим создать детскую жизнь, то приходится говорить о программе жизни, а не о программе занятий. А эта программа должна основываться на природных склонностях и стремлениях детей - общих, по наблюдению, всем детям:
1) На их стремлении всё превращать в игру,
2) на стремлении к деланию вещей и к активности,
3) к движению,
4) к созданию и творчеству,
5) к драматизации всех окружающих их явлений и их подражательности.
Нужно принимать во внимание их рост, как физический так и умственный.
Каждый человек, который приступает к этому делу, должен признаться, что он детей почти не знает, и первой задачей для него должно быть - узнать их поближе, а для этого нужно наблюдать их.
Наблюдать детей, как и вообще людей, можно только тогда, когда они живут в обществе себе подобных, когда они сталкиваются друг с другом в работе, игре, интересах. Из наблюдений вытечет, сам собой, дальнейший план действий.
Все вышеприведённые программы дают материал и указания для умственного развития, но не касаются внутренней жизни ребёнка, его психики, а эта сторона как раз самая важная в этом возрасте, самая скрытая, и не поддаётся никакой программе.
Если ясен принцип работы и цель, к которой стремишься, то путь достижения её выясняется сам собой - и нельзя сказать, что подходишь к детям с пустыми руками.
Очень легко в детском саду увлечься программой занятий, как это делается в школе и уйти от жизни, как ушла от жизни школа. Но работники детского сада всегда должны помнить, что именно они должны намечать и вырабатывать пути преобразования школы, что они делали до сих пор, а не уподобляться ей.
Следя за развитием вопроса дошкольного воспитания, мы видим, что в последнее время всё больше и больше приходят к сознанию необходимости изучения детской жизни, к исключению из неё всего искусственного, к стремлению создать в детском саду атмосферу, в которой дети свободно и радостно живут, а не подготовляются только к жизни дальнейшей. В этом и лежит залог успешности такого жизненного дела, как воспитание маленьких детей.
 
Луиза ШЛЕГЕР,
соратница С.Т.Шацкого, руководитель первого народного детского сада в Москве; её книга была основным пособием для начинающих воспитателей в первые годы Советской власти (Из книги «Сад при Обществе «Детский труд и отдых»), 1915 год
 

Вопросы читателям от редакции газеты «Детский сад. Управление»

Итак, Вы работаете по программе, которая доставляет и Вам, и детям удовольствие, а не лишнюю головную боль. По программе, ценности которой совпадают с ценностями воспитателей и родителей. При этом известно, что программа основана на некоторых принципах. Как Вы понимаете смысл этих принципов? Что они значат для Вас?
Помогают ли они Вам в работе? Как данные принципы учитываются и реализуются в деятельности воспитателей, методистов? Есть ли необходимость управленчески учитывать содержание базовых принципов программы?
Какие проблемы решает программа, по которой Вы работаете? Быть может, Ваша программа решает задачи, за которые не берётся никто? Или же она решает проблемы, известные всем, но совершенно уникальным образом? Укажите на эту уникальность, расскажите о ней.
Процесс освоения программы воспитателями имеет, на наш взгляд, две стороны:
- правильное выполнение всего того, что предусмотрено программой;
- творческое отношение к программе со стороны воспитателей после достижения ими определённого уровня мастерства (коррекция элементов программы в соответствии с местными условиями, изменение и совершенствование элементов программы).
К сожалению, до сих пор считается, что чтения текста программы и методических рекомендаций к ней достаточно для запуска и успешной работы по программе. С другой стороны, последствия такого понимания также известны.
И поэтому, какие принципиальные этапы внедрения программы вам известны? Как должна быть организована переподготовка кадров, как должно проходить обучение, чтобы воспитатели смогли в работе с детьми реализовывать основные принципы программы? Важно рассказать о том, к чему педагогический состав детского сада должен быть готов, берясь за реализацию программы. Какие условия должны быть выполнены, какие материалы и инструменты нужны? Как нужно изменить организацию деятельности детского сада, есть ли противопоказания?
Вы могли бы рассказать о планах и тематиках педагогических советов по наиболее важным вопросам реализации программы; о рекомендациях для методистов по планированию обучающих семинаров для воспитателей; о планах и формах подведения промежуточных итогов.
Опыт внедрения программы не прост, и на этом пути вами уже обнаружены особо сложные места, «подводные камни». Можете ли Вы поделиться советами с теми, кто только-только начинает осваивать эту программу? Среди советов могут быть рекомендации о том, чего не следует бояться, а что следует обязательно учесть; что имеет смысл предварительно сделать, о чём нужно договориться с родителями.
Ведь образовательная программа сродни джинну в бутылке - но не тому, который готов выполнять любые желания, а тому, которого ещё нужно приручить. (Только обычно никто не знает, как приручить джинна, который достался по «разнарядке»...)
Рассказывать о реальном опыте работы очень не просто. Быть может, перечень вопросов различным участникам реализации программы поможет в этом?
Вопросы для заведующей детским садом:
1. Почему Вы выбрали именно эту программу?
2. Как Вы её внедряли? Какие сложности при этом встретились? Какое время потребовалось, чтобы Детский сад в целом перешёл на новую программу? На чью помощь Вы опирались при внедрении (на помощь разработчиков, коллег из других детских садов, определённые тексты.)?
3. Опишите основные задачи и планы работы с воспитателями, родителями, другими детскими садами при внедрении и реализации программы.
4. Предполагает ли программа специальную работу с родителями? Если да, то как Вы это делаете?
5. Есть ли у Вас некоторое сообщество (клуб, компания, семинар.), в котором Вы обсуждаете процесс реализации программы?
6. Что изменилось в детском саду после внедрения программы - с детьми, коллективом, родителями.?
7. Опишите интересный случай, возникший при реализации программы - с детьми Вашего детского сада, педагогическим коллективом, родителями.
8. ...
 
Вопросы для методиста:
1.Опишите основные задачи и направления работы с педагогическим коллективом.
2. В каких формах эта работа проходит?
3. Какие принципиальные сложности возникают при работе с коллективом в направлении реализации программы?
4. Опишите пару успешных - на Ваш взгляд - мероприятий по работе с коллективом в русле внедрения и реализации программы.
5. Как Вы отслеживаете и оформляете происходящее с детьми? С педагогами?
6. Может быть, у Вас есть «банк удачных идей»? Пожалуйста, поделитесь некоторыми из них!
7. ...
 
Вопросы для воспитателя:
1. Как, на Ваш взгляд, изменилась ситуация в детской группе с внедрением программы? Как изменились дети?
2. Опишите какой-нибудь реальный случай с детьми (ведь Вы ближе всего с ними общаетесь!), который типичен при работе именно по новой программе. Пусть он будет каким угодно смешным, чудным и «небывалым» - лишь бы живым.
3. Какова специфика работы воспитателя в обсуждаемой программе? На что приходится обращать внимание? Что непривычно? Что сложно?
4. Как, в каких формах удобнее всего осваивать программу?
5. ...
 
Вопросы для родителей Вашего детского сада:
1. Изменился ли Ваш ребёнок после того, как детский сад начал реализовывать программу?
2. Нравятся ли Вам эти изменения?
3. Изменилось ли Ваше отношение к своему ребёнку?
4. Изменилось ли Ваше представление о роли родителей в дошкольном развитии ребенка?
5. Может быть, Вам запомнился забавный случай с Вашим ребёнком, связанный с переходом детского сада на новую программу? Дети всегда чутко и живо реагируют на изменения, расскажите об этом.
6. ...
 
Жизнь вокруг программы
Программа - это не только занятия, тестирование, проектные семинары и отчётные конференции. Это ещё и праздники. А может быть, приоритеты надо изменить с точностью до наоборот? Программа - это, в первую очередь, праздники для детей и взрослых, а всё остальное - потом.
Расскажите о том, какие праздники проходят в вашем детском саду и как в этих праздниках сохраняется специфика программы, которую вы реализуете. Расскажите и о своём педагогическом коллективе. О том, как вы живёте, как отмечаете «взрослые» праздники.
Здесь можно «не стесняться» и в фотографиях. Но, согласно жанру, это должны быть «живые» фотографии - про жизнь, про праздники, про гостей и героев.
Не забудьте указать адрес Вашего детского сада.
Подзаголовки
  1. В комментариях авторов и воспитателей
Страницы: « 1 ... 10 11 12 13 (14)
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/183
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/183
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?