Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Калинина Т. АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ


Информация об авторе: Татьяна Калинина
Татьяна Вениаминовна Калинина – художник, педагог, архитектор, изобретатель одной из самых эффективных и эффектных методик обучения изобразительному искусству. Живет в Екатеринбурге. Работает с дошкольниками, первоклассниками, подростками, студентами, учителями и воспитателями. Преподает в детской школе искусств, Уральском государственном университете и Уральском педагогическом институте. Организатор центра «Арт-игра».

Тема без номера. Новогодняя сказка.
Добавление новых идей


Творчество – это всегда создание нового, до тебя небывалого, осмысление еще неведомого и тайного. Оставаться только в рамках уже бывшего, сделанного и пережитого кем-то другим – не интересно творческому педагогу, ни, соответственно, его ученикам.
А потому не бойтесь варьировать задания, придумывать новые ходы и приёмы, открывая себе и детям безграничные возможности языка искусства. Любой из блоков программы может быть смело дополнен собственными композициями, навеянными живыми впечатлениями от событий и встреч.
Например, рисуя фломастером композицию «Мой двор», мы заметили, что снег иногда на самом деле падает не снежинками, а целыми хлопьями, «прямо большими кусками». Такая у нас бывает «настоящая зима». И мы попробовали новый приём: гуашью не плотно закрашивать, а «накручивать» комки снега.
И у нас начался совершенно сказочный снегопад. Двенадцать братьев месяцев зажгли костёр, и Страна Холодных красок стала у нас не опасной и грозной как в «Лесу Снежной Королевы», а волшебной, полной чудес и подарков.

Занятие первое. Снегопад

Сказка у нас – зимняя, снежная – поэтому рисовать будем только холодными цветами (фиолетовым, изумрудным, синим, сиреневым). Пусть каждый выберет два цвета из тех, что ему сегодня больше нравятся.
Листочек для первого занятия возьмём совсем маленьким (А5). Разделим его карандашом на пять частей, проведя плавные волнистые линии. Рисовать будем гуашью. Но не плотным пятном – а овалами и кружочками, прижатыми друг к другу.
В верхней части рисунка рисуем овалы тёмной краской (прямо из баночки). Делаем их разными по размеру: большими, средними, маленькими. Внутри остаётся пустота. В ней рисуем овалы и кружочки – таким же цветом, но более светлого оттенка. Для этого на палитре смешаем этот цвет с белой краской.

Во второй полосе рисуем овалы и кружочки этим светлым, холодным цветом. А внутри – наоборот, рисуем овалы и кружочки тёмным цветом.

Для овалов и кружочков в третьей полосе уже высветленный холодный цвет делаем ещё светлее. Для этого на палитре добавим в наш светлый цвет ещё больше белой краски. А серединки здесь можно оставить белыми.
В нижней пятой полосе рисуем точно так же, как в первой – но другим холодным цветом. В четвёртой полосе этот цвет делаем немного светлей. Серединки оставляем белыми.
Безусловно, часть детей что-нибудь напутает – и чуть-чуть изменит заданные правила. Не следите строго за их педантичным соблюдением. Главное, чтобы все рисовали холодными цветами, используя кружочки и овалы разных размеров.

Занятие второе. Костёр на снегу

Сначала смотрим на заранее вывешенные работы предыдущего занятия. Лучше под музыку. (Например, из «Щелкунчика» Чайковского). Мы увидим на рисунках, как крупные хлопья, целые комки снега падают и засыпают землю огромными сугробами.
А теперь будем рисовать, снова на маленьких листочках А5. Рисуем острые языки пламени костра посередине листа. Сделаем три яруса огня. Рисовать цветом будем опять овалами и кружочками. Внутри огонь сделаем жёлтыми кружочками, в середине – оранжевыми, во внешней полосе – красными. Идущий сверху снег нарисуем так же, как на первом занятии: холодным цветом сначала рисуем тёмные кружочки и овалы со светлыми серединками, потом светлые кружочки и овалы с тёмными серединками.
В некоторых кругах костра нарисуем серединки светлого холодного цвета.
Теперь вывесим рисунки все вместе – и посмотрим, что получилось. У нас горят костры прямо на снегу, и снежинки летят в жаркое пламя.

Занятие третье. Братья-месяцы

А теперь читаем сказку Братьев Гримм «Двенадцать месяцев». И рисуем маленьких гномиков – братьев-месяцев. Это – весёлые человечки в ярких курточках, в полосатых чулках, в колпочках с помпонами.
Каждый выбирает, какого братца-месяца он будет рисовать. Самый старый из них – декабрь. У него большой нос и большая борода. Как его можно нарисовать? Например, так.
Сначала рисуем овал светло-оранжевого цвета. На нём – большой нос кривой картошкой. (Обязательно посмотрим на носы друг друга). Снизу к овалу пририсовываем бороду – любого светлого холодного цвета (светло-фиолетовую, светло-изумрудную, светло-голубую). Рисуем два кружочка глаз. До самых бровей натягиваем шапку. Она с одним углом или с двумя. Лучше сначала её нарисовать карандашом. Из-под бороды торчат маленькие ручки и часть курточки. Внизу – тоненькие ножки в полосатых чулках и цветных валенках. Лучше рисовать руки и ноги не прямо – а в разные стороны.

Человечки будут двигаться, махать руками, разговаривать друг с другом. Развесим их тоже по комнате.

Занятия четвёртое и пятое

А теперь выполняем большую работу. Сначала вспоминаем сказку – и каждый выбирает, какой эпизод сказки будет рисовать. Эпизоды разные – но тем не менее у всех будет большой лес с высокими до леса деревьями, мягкие сугробы, снег, идущий огромными хлопьями.
Рисовать начинаем простым карандашом. Сначала (как и свойственно детям) намечаем землю. Волнистой линией или линией-дугой рисуем сугробы. На них – огромные деревья с толстыми стволами, упирающиеся ветвями в края листа. И, наконец – или костёр с гномами, или девочку, идущую по глубокому снегу или уже собирающую подснежники.
Дальнейший порядок произвольный. Главное, что деревья раскрашиваем тёмным холодным цветом и обязательно овалами и кружочками; внутри кружочки закрашиваем более светлым цветом. Хлопья снега и сугробы рисуем светлыми холодными цветами и тоже овалами и кружочками.
Если на вашем занятии присутствуют родители, то они могут помогать детям. Например, врисовывать мелкие кружочки в круги и овалы, уже нарисованные ребёнком. (Особенно такая помощь ценна, если занятие идёт с детьми младше шести лет – им может надоесть несколько однообразная работа). Только важно, чтобы родители помогали ребёнку, не нарушая его собственного рисунка. И если это правило соблюдается – то совместная деятельность со взрослыми всегда радует ребёнка.
Костёр и девочку с гномами рисуем тёплыми яркими красками плотным пятном. Они будут цветовым акцентом в рисунке. Тёплым пятном, только очень светлым, можно так же нарисовать снег, лежащий на ветвях.
Снежная сказка готова.


Желаем и вам прекрасных впечатлений и удачных методических изобретений!

 

Страницы: « 1 ... 22 23 24 25 (26) 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/156
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/156
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Татьяна Калинина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
teremok
Отправлено: 2012/5/28 16:59  Обновлено: 2012/5/28 16:59
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/5/28
От:
Сообщений: 1
 Re: Калинина Т. АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ
Татьяна! Спасибо, за чудесную программу!
Возможно ли приобрести по почте полный вариант?


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?