Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Калинина Т. АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ


Информация об авторе: Татьяна Калинина
Татьяна Вениаминовна Калинина – художник, педагог, архитектор, изобретатель одной из самых эффективных и эффектных методик обучения изобразительному искусству. Живет в Екатеринбурге. Работает с дошкольниками, первоклассниками, подростками, студентами, учителями и воспитателями. Преподает в детской школе искусств, Уральском государственном университете и Уральском педагогическом институте. Организатор центра «Арт-игра».

Раскрась город!
Акционизм в искусстве и педагогике


Я думаю, каждому педагогу, работающему с маленькими детьми, знакома такая ситуация, когда дети с надеждой и даже упрёком спрашивают: «А когда моя работа будет на выставке?» Почему это так важно ребёнку? Наверное, не только потому, что выставка – самая высокая оценка, и не для того, чтобы похвалили. Но потому, что выставка – это возможность настоящих, реально значимых событий.
Реальная, а не учебная ситуация, наполненная подлинным драматизмом, ощущением значимости принимаемых решений, делает и процесс обучения совершенно иным по своей эффективности.


У Джеральда Дарелла есть замечательная книга «Моя семья и звери». В этой книге захватывает не только увлекательный сюжет, поэтичное и одновременно по-научному точное описание природы, в ней удивительно достоверно описывается путь становления биолога, в котором главную, решающую роль играли не академические дисциплины, но определённый образ жизни: жизни биолога. Эта жизнь задавала совершенно особый взгляд на мир, позволяющий видеть природу не как фон для жизни, но как сложное переплетение жизней великого множества существ, каждый из которых – новая непознанная Вселенная.
Мне кажется, что преподавание изобразительного искусства уже в детском саду страдает излишней академичностью форм обучения детей, не позволяющей соединить учебный процесс с реальной художественной жизнью.
А жизнь художника, особенно в наше время, не ограничивается пространством мастерской, плоскостью мольберта, рамками конкретного произведения. Художник проявляет себя художником в каждом событии своей жизни:
– он иначе относится к работе,
– он иначе воспринимает быт,
– он иначе организует праздники,
– иначе строит свой образ.
Открытие ребёнком особого способа жизни – жизни художника, постоянно расширяющего пространство художественного взаимодействия с миром, – задача, которая представляется значимой.
Одной из возможных форм её решения могут стать художественные АКЦИИ, объединяющие в своём действе творческие усилия детей разного возраста, художников-педагогов и профессиональных художников.

АКЦИИ – КРАСИВЫ. Они становятся центром притяжения внимания прессы и телевидения. К участию в них присоединяются друзья, знакомые и просто прохожие – словом все, кто оказался в зоне действия акции. Даже если художникам акция кажется в чём-то неудавшейся, дети воспринимают результат и процесс участия несомненной удачей: расширение пространства художественной активности произошло.
Однако то, что воспринимается детьми как новая игра с необычными материалами и иными пространствами, заключает в себе более широкие педагогические возможности.
Мы привыкли к тому, что художественное образование в школе полностью ориентировано на изучение искусства прошлых веков, освоение так называемых «образцов высокого искусства», сложившихся в культуре правил изобразительности и выразительности. И что оно никак не соприкасается с художественной современностью.
Но реальный культурный процесс во все времена обладает глубоко авторским, драматичным и непредсказуемым характером, совершенно не похожим на то движение от вершины к вершине, которое обычно демонстрируется в ходе обучения. Странно учиться искусству, старательно избегая его самых характерных особенностей.
На наш взгляд, «акционизм» намечает выходы из такого противоречия.
У современного искусства есть много проблемных сторон: оно настолько идеологически, пластически, психологически противоречиво, что крайне сложно увязать его со стройной практикой преподавания, выстраивающего определённую логику восприятия у ребёнка. Оно во многих своих проявлениях агрессивно, иронично по отношению к идеалам, зачастую скорее стремится разоблачать жизнь, а не служить средством её украшения…
Зато для современного искусства (как и для ребёнка!) процесс творчества зачастую не менее важен, чем результат; городское пространство то и дело оказывается полотном для художественной самореализации, а привычные бытовые предметы – материалом для создаваемых произведений. И такой подход оказывается порой детям ближе и понятней, чем классические образцы.
А, главное, современное искусство – непременная, подчёркнутая игра: игра со смыслами, с окружением, со зрителем. А раз игра, то в неё вполне могут включиться участники – дети, и наполнить новыми, понятными им смыслами.
Включение детей на уровне игры в различные художественные действа в качестве соучастника взрослых позволяет сделать современное искусство средой обитания ребёнка, средой эмоционально прожитой, прочувствованной в процессе игры, а значит, готовой к тому, чтобы стать в дальнейшем понятной. Положительный эмоциональный опыт не даст отвергнуть то, что покажется неприемлемым в силу шокирующей новизны форм.

АКЦИОНИЗМ (как он сложился в художественной практике) требует соблюдения целого ряда условий. Наличия чётко прочитываемой авторской идеи, которая обозначает проблему общества и является в достаточной степени провокационной; эстетический продукт акции позволяет не просто иллюстрировать идею, но здесь, сейчас взаимодействовать с ней, порождая веер смыслов и отношений; соответствия темы и ландшафта друг другу…
Многое из этого не сразу доступно детям. Но игра с искусством, эмоциональное проживание художественной формы – с этого начинается процесс приобщения к искусству. Однако акции дают не только эмоциональный опыт переживания современных форм искусства. Участвуя в акциях, ребёнок открывает различные способы создания художественного образа.
Упомяну о нескольких акциях, которые наша творческая группа «АРТ-ИГРА» провела в один год. Все они так или иначе были связаны с темой образа города.

АКЦИЯ «ТЕНИ» проводилась как часть фестиваля современного искусства. Идея проекта заключалась в следующем. В каждом старинном городе есть свои исторические места, с которыми связаны легенды и предания. А вот пространство промышленного мегаполиса (каким во многом является наш Екатеринбург) практически лишено своих мифов. Но если мифов и легенд нет – их можно создать!
Местом проведения акции стала одна из аллей центральной части города. С одной стороны этой аллеи шли фонари, ничем не примечательные по своей конструкции. Дети на асфальте специальными фасадными красками рисовали идущие от этих фонарей тени. Тени мы делали в виде замков злых и добрых волшебников. Они начинались узкой полосой у подножия фонарей и постепенно наращивали свои ажурные башни. Получалось, что фонари – это на самом деле заколдованные замки, которые словно прячутся ото всех – и только тени выдают их подлинную сущность.

АКЦИЯ «БЫЛИ-НЕБЫЛИЦЫ, ТЕРЕМА И ЛИЦА» была задумана как форма проведения праздника Пасхи. В зале городской картинной галереи мы создавали Город Теремов. Эти терема были по 5 метров в высоту каждый и представляли собой полотнища из полос картона, собранных наподобие половиков. Картон дети раскрашивали цветными полосками гуаши. Эти полоски создавали ощущение брёвен, но их ритм не был столь строг и правилен, как в настоящей избе или башне. Он был схож с узором на половиках.
Каждая группа детей (пять человек в группе) создавала свой образ терема. У одних это был терем зимнего утреннего солнца. У других – терем пышной осени. У третьих – терем летнего закатного солнца. У четвёртых – терем знойного полдня, у пятых – терем весенних сумерек. Дети подбирали цвет полос, узор наличников, полотенец и «хлябей небесных» (узоров на крыше), в соответствии с задуманным образом. В акции участвовали студенты университета, они решили делать терем для Бабы Яги.
Сами терема создавались на занятиях в течение достаточно долгого времени. А в процессе акции дети клеили символы солнца в виде узорчатых кругов, птиц и коней – и подвешивали их дугой от пола до потолка.
Лабиринт получившегося необычного города стал пространством для игр. Здесь же водили хоровод и разучивали русские народные песни.

АКЦИЯ «ДОМ, КОТОРЫЙ МЫ ПОСТРОИМ, ДОМ, В КОТОРОМ БУДЕМ ЖИТЬ» проводилась в честь открытия выставки детского рисунка. Художник Александр Сивков в центре выставочного зала поставил сложную конструкцию, напоминающую огромное дерево. Ветвями этого дерева стали дома, которые дети конструировали заранее на занятиях по теме «Старый и новый город». Во время акции они прикрепляли эти дома к основной конструкции, достраивая Дерево-дом. И конструкция ствола, и дома-ветви детей были выполнены в жёлто-синей гамме, задавшей ощущение яркого солнечного света и глубоких холодных теней. Завершением акции стало заселение города. Дети рисовали самих себя и приклеивали в выбранном месте: на крыше дома, на качелях среди ветвей, на террасах и балконах…

Основным событием АКЦИИ «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» стало изображение на тротуаре большого проспекта широкой, переливающейся оттенками синего и фиолетового цвета реки с островами – событиями летних приключений детей. Таким образом создавалось виртуальное пространство, в которое пешеход попадал с обычной городской улицы. Он идёт по реке, где с одной стороны – Париж, с другой – деревня с кошками и собаками, с одной стороны – почти сказочные церкви, с другой – мальчишки на велосипедах.
Завершением акции стал запуск ста воздушных шаров с прикреплёнными к ним изображениями самих себя. Шары улетали в небо, и мы все нарисованными глазами смотрели сверху на нарисованную, виртуальную реку путешествий.

КАЖДЫЙ ИЗ УЧАСТНИКОВ АКЦИИ имеет свой взгляд на совершающиеся события. Иной раз, я знаю, даже цели их прямо противоположны. Так, профессионал хочет видеть в детях подмастерьев, разливающих бочку краски там, куда он укажет перстом с вышки. А ребёнок требует, чтобы ему дали нужные колеры для воплощения своего замысла. Разнонаправленность векторов усилий участников – не препятствие для коллективного творчества, но, как правило, источник его плодотворности.

АКЦИЯ «Я И ЦИВИЛИЗАЦИЯ» была рождена эстетическим переживанием красоты пятен и линий детских рисунков на асфальте. Тема ритма в архитектуре, осваиваемая на данном этапе моими учениками, привела к осмыслению идеи акции как противопоставления современного архитектурного пространства и того архитектурного образа, который представляется идеальным. Мы не всегда осознаём ту силу, с которой пространство воздействует на нас свои ритмическим строем. Не потому ли так легко дышится в переулках старых русских городов или на строгих и стройных проспектах Санкт-Петербурга, что это пространство воспринимается как ритмически гармоничное? Для многих, впервые приехавших в Петербург, переживание первой прогулки по Невскому остаётся незабываемым впечатлением стремительной силы и лёгкости. Привычные же «бараки для жилья», составляющие у нас, к сожалению, основной архитектурный фон, утомляют. Всё время приходится не соглашаться с тем, что видишь, и мысленно перестраивать, передвигать, перекрашивать, менять пропорции. Наверное, выражение «есть на чём глазу отдохнуть» имеет вовсе не переносное значение.
Соответственно, место для проведения акции было выбрано не случайно. Не «Плотинка» (наша центральная площадь) и не площадь у дворца, но – обыкновенный двор рядом со школой, окружённый стенами одинаковых девятиэтажек. Серая асфальтовая площадка стала центром нового города. Прочерченные заранее узоры фиолетовых линий – улиц, позволили детям отрешиться от привычного прямоугольного ограничения пространства. Их дома начали расти сразу во все стороны, образуя причудливую ткань фантастического города, где есть улицы «башен, растущих в небо», дом «Феи Цветов», дом «осеннего ветра», дом «звёздного праздника»…
Акция уже завершилась, когда пошёл дождь. Краски фосфоресцирующе вспыхивали на потемневшем асфальте. Влажная поверхность отразила ветки деревьев и уходящие глубоко вниз стены домов. Раскинув руки, дети ходили по нарисованным улицам, словно по мостикам над бездной. Реальное, нарисованное и отражённое пространства пересеклись, рождая ощущение нового стереоскопического мира.

Предложенная после акции на занятии по композиции тема «Пересечение пространства» оказалась глубоко пережитой, интригующей. Работы на эту тему вместе с новыми вариантами архитектурных фантазий («Дом, в котором хотелось бы жить»), выполненные гуашью и тушью на цветном картоне, вместе с графическими композициями художников и фотоматериалами акции стали частью экспозиции выставки второго этапа акции, проходившего в Музее Молодежи.
Эта выставка придала, наверное, самый важный смысл участию детей в акции: дети смогли увидеть, что одно и то же событие воспринимается и трактуется разными людьми совершенно по-разному:
– для них самих – воплощение фантазии и поразившая путаница в пространстве, в котором верх рисунка не вверху, а впереди, а верх отражённых во влажном асфальте домов не вверху, а внизу;
– для художника – рождение декоративного узора, ритмика которого притягательнее реального сюжета;
– для фотографа – динамика изменения поверхности двора и неожиданно выразительная фактура поверхности шершавого асфальта с глянцевыми пятнами цветных рисунков.
Пока рисовали, никто и не видел, что поверхность асфальта – красива. Мы лишь испытывали неудобство от её колючей шершавости.
Открытие разных взглядов на одно и то же событие в акции позволяет ребёнку сделать ещё одно важное открытие. Он открывает возможность диалога в искусстве.
Не это ли главная цель педагогики искусства: пройти с ребёнком путь от игры с художественными средствами, от монолога в своей художественной деятельности к общению на языке искусства?
Думается, что возможности использования художественных акций в педагогике не ограничиваются перечисленными. Как любая форма творчества, акции позволяют искать и новые формы их проведения и новые формы взаимодействия педагога и ребёнка в пространстве пересечения с профессиональным искусством, и новые смыслы их взаимодействия, важные как профессионалу, так и ребёнку.

А ещё МОЖНО не только придумывать свои акции – но и узнавать про другие интересные события и подключаться к ним. Например, Музей современного искусства проводил акцию «Джинсовый скандал». Мы приняли в ней участие, и среди профессиональных модельеров выставляли свои костюмы из пуговиц и карманов. А когда филармония нашего города проводила акцию «Спасём орган», мы участвовали в ней как авторы придуманной по этому случаю экспозиции «Органные вариации».

И НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ. Если вы проводите акцию в своём дворе или на городской улице, вам следует предусмотреть такие моменты.
Чтобы акция состоялась, она должна быть художественным событием – и иметь результатом эстетический продукт. Усилия профессионалов в этом случае очень желательны. Иначе может получиться просто шумная и бестолковая толкотня, не несущая никаких художественных переживаний.
Но с другой стороны, для детей акция должна быть игрой, развлечением, эмоционально притягательным событием. Поэтому игровые действия необходимо продумывать как обязательный элемент проекта.
Яркость и необычность создаваемых событий делает акции центром притяжения внимания. Все, кто случайно оказался в зоне действия акции, хотят принять в ней участие. Задуманные идеи авторов (детей и взрослых) могут быть смяты непредсказуемой активностью непосвящённых прохожих. С другой стороны, это очень здорово, когда в акцию включаются неожиданные участники. Как правило, акция от этого только выигрывает. Но для таких новых нечаянных участников нужно заранее предусмотреть возможности конструктивного включения их в действие без разрушения этого действия. У нас один из педагогов всегда берёт на себя ответственность за организацию активных зрителей, делая их помощниками или задавая направление их спонтанной деятельности.
В акции процесс всегда важнее результата. То, что создаётся в акции – временно, и живёт (как правило) только во время создания. В связи с этим, во-первых, процесс работы и её результаты нужно обязательно фотографировать. А во-вторых, у акции должно быть завершение. Ведь без значимого итога и процесс теряет смысл. Поэтому завершение акции необходимо организовывать как кульминацию события. Чаще всего мы делаем ещё и большую завершающую фотографию всех участников. Например, в акции «Я и цивилизация» все дети встали в круг среди улиц нарисованного города. И эта уже объёмная композиция была снята с высоты девятого этажа. Получилось, что дети стоят на большой цветной карте своей общей страны.
Акция – процесс живой. Она всегда эксперимент, в ней не может быть всё идеально. Зато с ней всегда и всем интересно!

 

Страницы: « 1 ... 21 22 23 24 (25) 26 27 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/156
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/156
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Татьяна Калинина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.

Отправитель Нити
teremok
Отправлено: 2012/5/28 16:59  Обновлено: 2012/5/28 16:59
Недавно подключившийся
Дата регистрации: 2012/5/28
От:
Сообщений: 1
 Re: Калинина Т. АЛЬБОМ С КЛЯКСАМИ
Татьяна! Спасибо, за чудесную программу!
Возможно ли приобрести по почте полный вариант?


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?