Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Бабушкина Т. ОДУШЕВЛЯЮЩАЯ СВЯЗЬ


Содержание:
  1. Путевые размышления.
    Владикавказ, Черкесск, Карачаевск, Нальчик
  2. ОХРАНЯЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ
  3. ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ КРУГОВОРОТА ЖИЗНИ
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

Путевые размышления.
Владикавказ, Черкесск, Карачаевск, Нальчик

Мы садимся в поезд с моей ученицей Юлей Федотовой и едем во Владикавказ. С начала путешествия каждая деталь становится особенно значимой. С нами в купе двое военных, насколько я понимаю, в чинах. Мы перебираем листы книг. Уже волнуемся. Готовимся. Я перекладываю игрушки-декорации для будущих занятий. Где-то через час наши попутчики удивлённо вопрошают: — А вы куда?

— Во Владикавказ, к учителям и детям.

В ответ полное недоумение. В последующем разговоре с печалью понимаю, что людям, пережившим войны типа чеченской, всё мирное кажется незначительным.

* * *

Открытость и сдержанность, вежливость в поведении детей в Осетии, их человеческая сохранённость заставляет ещё раз задуматься о состоянии детей в России. Поражает не столько уважение младших к старшим, сколько старших к младшим. И это явно — во множестве поведенческих деталей.

* * *

Веду урок фантазии вместе со студентами педагогического колледжа Владикавказа в третьем классе школы №2. Резко погружаюсь в другое время. Каждый ребёнок спокойно держит свой темпо-ритм. Дети подолгу смотрят в глаза. Сочетание достоинства и поразительной доверчивости. Бережность распространяется и на игрушки — декорации, их рассматривают, трогают внимательно и осторожно. Девочки ещё в тех гимназических формах. Во всём чувствуется наполненность, присущая традиции.

Невольно задумываюсь: как перенесёт дальнейшее наступление сотворённой человечеством цивилизации гибковариабельная Россия, и как ловушки цивилизации могут повлиять на строгую конструкцию глубинных традиций народов Северного Кавказа?.. Пока не тронута вертикальная суть передачи высшего и человеческого, но насколько может быть разрушительным её внедрение в горизонтально-циклическую жизненную последовательность, где так важна сохранность этической погруженности отношений.

* * *

Нас заинтересовали работы профессора Нахушева Владимира Шамилиевича из Черкесска. Договариваемся о встрече. Проходит несколько минут разговора, вот — найдены общие точки. И тут же обвал подарков — книги, статьи, последние два тома конференций.

Невольно вспомнила удивительно щедрого человека Евгения Михайловича Богата. Он так же осыпал гостя сюрпризами и при его смущении говорил: «Так я учу принимать подарки».

* * *

На второй день семинара в Педагогическом колледже Владикавказа собираются единомышленники (те, что на стороне подростков) из самых различных организаций: из комитета молодёжи, врачи, женщины из комитета матерей, из Центра реабилитации, из Центра борьбы с наркотиками. Люди собираются сами, разговоры оживлённые, тут же рождаются планы на будущее. И мы понимаем, что нас принимает сообщество, как действующее, открытое общественное объединение.

ОХРАНЯЮЩАЯ КОЛЫБЕЛЬ

К встрече с Куклей Джамбековной Кеуржиновой долго внутренне готовилась. Увидеть такого человека — принять Дар. Педагог черкесской школы № 5, хозяйка Дома-музея была в Ростове на конференции «Книжный Ковчег» ещё осенью.

Прохожу современные коридоры школы и оказываюсь — в классе?.. В комнате? Где?... Пожалуй, в пространстве, вмещающем в себя бытовое воплощение исторического времени.

В хранящихся здесь старинных вещах я вижу семейный портрет народа, исполненный в детской манере... В метре экспозиции собрана этнографическая насыщенность столетий, доступная пониманию, взору и росту ребёнка.

...Бурка согревает большую (в размер взрослого человека) куклу, сшитую ребятами. Старинные сосуды покоятся на игрушечном столе, покрытом подлинной скатертью. На территории подворья этнографические предметы труда и фигурки животных из глины, к которым так и тянется детская рука. Ибо играющая рука ребёнка в ландшафте достопамятного прошлого рождает проживание, наполненное смыслами и чувствами.

Поразительно, только начинают говорить о важности создания особых детских музеев, дающих возможность растущему человеку прикоснуться к опыту не маргинальных предметов среди этой современной одинаковой разности. А тут — я реально нахожусь в детском музее, где старинные вещи, хранящие своё время, доступным языком зовут ребёнка к первоначалу и подлинности...

Все предметы, как спутники, вокруг главного таинства — Колыбели. В этом сакральном одушевлённом предмете всё: от заботы о каждодневности только пришедшего в мир до изначальной народной педагогики. Глядя на её простую сложность, невольно думаешь о том, что переход ко всеобщей комфортности — это жертва своей идентичностью...

Сразу вспомнилось, как педагог из Екатеринбурга Ирина Данилян мечтала о создании музея Колыбелей детей всех народов.

Музей пра-истока. Этот поразительный мир, помещающийся в школе, носит официальный статус музея. Но в нём ни директора, ни служителей. Таких людей как Кукля Джамбековна Юрий Домбровский давно назвал — Хранители Древностей.

Пожалуй, главное, что меня беспокоит — сужение гуманитарного контекста в жизни русского (особенно растущего) человека, сокращающее его представление о Северном Кавказе до пятна происходящей войны...

У поколения, употребляющего информационную неразбериху, не только стёрлось представление о многообразии корней народов Кавказа и история их отношений с Россией, но и выстроился определённый образ настороженной отстранённости, питающийся невежеством при попустительстве взрослого мира.

* * *

После разговора с удивительным философом и педагогом Артуром Аркадьевичем Цуциевым, я задумалась о том, что, возможно, не только на Северном Кавказе, но и во всём мире испокон веков существуют определённые исторические протяжённости конфликтов, которые, как разломы на земле, невозможно полностью ликвидировать. И тогда значимее направить силы на другое — на поиск языка и взаимосуществования в условиях конфликта.

Я спросила у Артура Аркадьевича: «Неужели географическая исчерпанность земли, новое осознание возможных бедствий, привнесённых терроризмом, не влияет на иное отношение к межнациональным конфликтам?» И он ответил предельно просто: «Географическая исчерпанность — одно, а соседство — другое». Получается, что человечество, войдя в новое тысячелетие, так и сохранило в себе диапазон конфликтов: от древних (по соседству), до приобретения последних «достижений» терроризма, неотделимых от достижений самой цивилизации.

Тогда речь идёт о несоответствии уровня сознания человечества самому себе в его возрасте и в его экологической ситуации. Но я ещё нигде не слышала на государственном уровне слов сожаления и покаяния — только обвинения.

Я полагаю, что пока мы будем бороться с терроризмом, национальными конфликтами, беспризорностью детей, а не осознаем их как болезни современного человечества и не задумаемся над причиной, мы будем бороться сами с собой.

ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ КРУГОВОРОТА ЖИЗНИ

«Стоит огромное дерево, корни глубоко в земле, волосы как тучи, лицо краше всех», — о таком архаичном образе женщины-дерева я узнала из тщательного изыскания адыгской мифологии этнографа Хабибы Хабекировой. Поразительно. В наши маргинальные времена разнообразных экономических преобразований и манипуляций именно в республиках Северного Кавказа, в предельно вибрирующей атмосфере, есть люди бессеребряно ухаживающие за Корнями, делающие попытки подхода к проблеме межнациональных отношений через рассмотрение культурно-исторической общности.

Единомыслие всегда объёмно. Встречая близкого по духу человека, невольно попадаешь в невидимое внутреннее общение с давними друзьями.

Я в гостях у Черкесского педагогического колледжа. Три наполненных дня расширяющегося семинара-общения. С каждым днём студентов всё больше, их приглашают сами педагоги. Ребята не зажаты, всем хватает места. Невольно вспоминаю Владимира Абрамовича Караковского, его слова, сказанные много лет назад, и хранимые мной, о том, что одно из главных педагогических таинств — это единомыслие, содружество взрослых и подрастающих людей в педагогическом сообществе. Но хозяйке этого огромного дома, Людмиле Васильевне, и этого мало. Она создаёт музей выпускников колледжа. Рассылает множество писем и по России. Выпускники присылают материалы и постепенно собираются в свой невидимый Дом.

* * *

Я всё более начинаю задумываться, почему я поехала на Северный Кавказ. Зачем я сюда поехала? Да, мне встретились удивительные единомышленники, такие встречи раньше мне были подарены в разных местах в России. И здесь я встретила поразительно близких по духу людей, мысли которых толкают далее. Но вот причины, оказывается, гораздо глубже.

После статей Эльвиры Николаевны Горюхиной я вымолила эту поездку. Ибо мне было бесконечно стыдно быть в полном отдалении от детей и учителей, которые живут в местах, неподалёку от которых гибнут люди.

Я понимала, что ничего не могла поделать и ничем помочь им не смогла. Но я должна была с ними свидеться.

Я не люблю слово толерантность, в нём столько углов, подъёмов, спадов. Есть русское мягкое, округлое слово Понимание. Но оно рождается не между народами. А между человеком и человеком. Между ребёнком и взрослым.

* * *

Современное общество позволяет себе жизнь, в которой дети невольно должны участвовать в жизни взрослых. И их чаще всего не относят к жизненному пространству особой хрупкости.

Анатолий Приставкин, хлебнувший бед в своём военном детстве, горько замечает, что его беспокоит жестокость взрослых по отношению к детям, и она обязательно отразится на будущем поколении. «Готовы ли взрослые, — размышляет писатель, — встать коридором, по которому дети выйдут из войны?!».

Катя Ткач и Оля Ситник, две ученицы Эльвиры Николаевны Горюхиной, в сочинении о Хаджи-Мурате поразили меня своими размышлениями о высшем понимании людей друг друга, когда говорят глазами и «образуется язык, выстраивающий вертикаль, которая восходит к тому, что мы называем человеком уже без определения национальности».

Лично для меня к этому пониманию есть ещё один путь: если ветвь социальной ситуации тупиковая — надо вернуться к стволу, через глубину проникновения во всеобщее детство.

Здесь столько проблем. С наивной надеждой жду: может, человечество когда-нибудь оторвётся от своих важных взрослых делветвей? Может, это поможет выстроить невидимый коридор?

* * *

С Благодарностью за Встречу всем нашим друзьям из Владикавказа, Черкесска, Карачаевска, Нальчика.

Страницы: « 1 ... 20 21 22 23 (24) 25 26 27 28 ... 34 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/253
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/253
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?