Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Бабушкина Т. ОДУШЕВЛЯЮЩАЯ СВЯЗЬ


Содержание:
  1. Дети, выросшие в сообществе
  2. О ПОЛЯНАХ СМЫСЛОВ
  3. О ЗАЩИЩЁННЫХ И БЕЗЗАЩИТНЫХ
  4. КАКИЕ ОНИ? ВОТ ТАКИЕ...
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

Дети, выросшие в сообществе

Мы привыкли говорить о том, какие дети бывают. Мы называем это возрастными особенностями трёх, четырёх, пяти, шести лет, прибавляя слова, характерные для того или иного возраста. И что хуже всего — мы действительно уверены, что знаем, каковы они, дети.

Рассуждая о том, какие они бывают, мы, к сожалению, очень редко говорим о том, какими они не бывают, вернее, какими им в данное время быть не дано. И ещё реже говорим о том, что мы не сделали для того, чтобы эти редкие качества проявились.

О ПОЛЯНАХ СМЫСЛОВ

Оглянувшись на детей 70-х годов прошлого века, можно говорить о многих детских качествах, называя их проявленными или наоборот, утраченными. К таким явлениям можно отнести совершенно неожиданные стороны, проявляющиеся у детей, которым было подарено счастье — вырасти в детско-взрослом сообществе столь характерном для 70-х — 80-х годов прошлого века. Угасание жизни таких сообществ, к сожалению, приводит к сужению тех поразительных вневозрастных проявлений, которые украшают детей, живущих вместе со взрослыми.

Для начала нужно обозначить, что такое детско-взрослое сообщество. По Курту Воннегуту это содружество узнающих друг друга по первому взгляду взрослых и растущих людей, которым дано одно поручение на одной земле. По житейским меркам — это разновеликая группа взрослых людей, которые считают своих детей уже единомышленниками, и, несмотря на возраст, вводят их в круг самых разнообразных социальных и практических задач.

В таких детях открываются совершенно удивительные стороны, на которых бы хотелось остановиться.

Многие взрослые и дети, разделившие совместность похода на Поляны смыслов, по-разному устроены. Говорят, что они совершенно не чувствуют возрастной разницы и всем им кажется, что они ровесники. Полагаю, это происходит благодаря счастливой возможности общаться не только в нишах возрастной горизонтали, но и вовлечь в разговор любого понравившегося тебе человека.

Взрослые рядом с детьми на таких собраниях присутствуют как бы в двух качествах: уже выросшие и ещё в детских своих воспоминаниях... С кем из них — со взрослым родителем или родителем, присутствующим в детской памяти, общается ребёнок — до конца не известно.

И самое главное здесь — в атмосфере взаимообщения проявляется чувство рода, когда дети общие, и идёт будто бы замена недостающих родственных связей (чаще при одном ребёнке в семье) мгновенным духовным родственничеством.

Передо мной большая общая фотография, на которой — содружество больших и маленьких, взрослых и детей, которое чудом существовало при одном из московских ДК. В кадр попали не все — на самом деле это около ста семей. Самому младшему из участников полтора года. Самой старшей, Ольге Николаевне, — 84 года. Эти люди понимали, как важно взрослым и детям жить в сообществе встреч и общих дел.

...В пятницу вечером стадо «икарусов» потянется из вечерней Москвы в место с удивительным названием Пущино-на-Оке. Там несколько дней под перебор гитары будут звучать песни и обсуждаться серьёзные педагогические проблемы. Всем участникам уникального загородного пикника он, наверняка, запомнится на долгую вереницу лет.

О ЗАЩИЩЁННЫХ И БЕЗЗАЩИТНЫХ

Встречи для проведения какого-то удивительного времени совместного проживания требуют определённых бытовых усилий. И удивительно наблюдать, что отсутствие раздражения столь характерно для каждодневного бытового проживания взрослых и детей. Возможно, это происходит оттого, что насыщенность высокого общения позволяет радостно, каким-то другим способом, распределять роли и ответственность за порученные дела.

Говорят о том, что дети пяти-шести лет, попадающие в подобное испытание, проявляют поразительную выносливость, чувствуя, что им позволяют разделить не только взгляды, но и те сложности, без которых нельзя организовать их обсуждение. Нужно сказать, что некоторые вещи дети делают лучше, чем родители. Это рождает самостоятельность и укрепляет самоуважение, столь важное в наше время. Благодаря нажитому житейскому опыту, дети в таких сообществах становятся прекрасными друзьями и со-трудниками.

Валерий Фёдорович Чеснок, совершенно удивительный человек, заступник, хранитель исторического заповедника «Танаис» — высказал удивительную мысль, что потеря ответственности рождает агрессию.

Возможно, в этом и состоит причина тайны заповедника детства: человек пяти-шести лет, попадая на временной пространственный остров, где хранится клад смыслов, впервые получает поручение, которое сопровождено ответственностью. Он это чувствует и уходит раздражённость, и любые агрессивные или капризные проявления, столь характерные для современных детей.

Во время Стоянок Детства, которые мы проводили в музеезаповеднике «Танаис» под крылом заступничества В. Ф. Чеснока, можно было наблюдать такую картинку: Валерий Фёдорович пошёл с экскурсией на городище. У открытых дверей заповедника на солнцепёке стоит шестилетняя Полина — его дочь, — стоит долго, направляя идущий поток людей к кассам, в сам музей, к глиняным мастерским. Её спрашивают, почему она так долго находится здесь, и не устала ли она. Поля отвечает, что папа поручил ей охранять весь музей. Спрашиваем, от кого охранять? Она отвечает так: «Охранять от неправильности, чтобы все всё увидели. Поэтому я здесь стою, как папа, и помогаю ему направлять людей так, чтобы они везде попали и всё увидели. Я охраняю музей тем, что я его показываю. А музей, который не посмотрят — он беззащитный...»

КАКИЕ ОНИ? ВОТ ТАКИЕ...

Дети, выросшие в сообществе, невероятно гостеприимны — не только в самом желании и радости видения гостя, а в проявлениях гостеприимства.

Ведь они со своими взрослыми единомышленниками уже участвовали в житейском опыте принятия людей в затруднённых походных условиях. Они с радостью могут не только принять гостя, но и занять его со всей экскурсионной щедростью. А это невероятное количество событий на единицу пространства, поскольку оно умножено теми дорогими людьми и событиями, которые дарует человеку сообщество.

Весна, Танаис, всё цветёт, к Валерию Чесноку приехали студенты. Поля подхватывает несколько из них и — с желанием поделится невероятными сокровищами окружающего — начинает водить, читать и бегать по нескончаемым просторам заповедника, выискивая места с дикорастущими тюльпанами, предлагая понюхать не просто тюльпаны, а каждый из них, поскольку каждый своим цветом и формой абсолютно неповторим для неё... В конце все обозревают друг друга с жёлто-сиреневыми, чёрными кончиками носов от несметного количества понюханных тюльпанов. Поля же утверждает, что даже пахнут они неповторимо.

Дети 5-6-ти лет, выросшие в сообществе, поражают своей заботливостью по отношению к взрослым и часто какой-то педагогической бережностью.

Моя дочь, которая тоже разделила эту участь, прогуливая группу гостей по окрестностям «Танаиса» и желая их развлечь, не только показывает достопримечательности, но на каком-то скучном участке, где их нет, читает гостям вслух наизусть «Муху — Цокотуху». Постепенно Наташа доходит до места, где паук поволок муху в уголок, вдруг останавливает идущих в сторону обсерватории гостей, присаживается и успокаивающим голосом говорит: «Так, подождите, не спешите, не волнуйтесь, скоро всё будет хорошо. С мухой ничего не случится...» Потом встаёт, спокойным шагом идёт дальше и читает текст, в котором скоро уже разрешит все неприятности прилетевший комарик.

Дети, выросшие в сообществе, обладают феноменом общей памяти и укрепляют её с детства благодаря вечерним рассказам у костра, где чаще с юмором или художественными деталями подчёркиваются именно хорошие стороны в сокровищнице поступков каждого дня.

Именно эта деталь — видеть в человеке, который живёт рядом, не раздражающее, а хорошее, главное — поразительным образом сохраняется и накапливается в детско-взрослом сообществе.

...Поля бежит после домашнего концерта детско-взрослой конференции в закатных лучах с охапкой осенней травы и кричит: «За то, что вы так чудесно выступили, я всем дам окунутся в запах осенней листвы!».

Дети, выросшие в сообществе взрослых и детей, обладают счастливой возможностью находиться в разных жизненных ипостасях.

В природной среде, в походной среде, в среде философского, театрального, публицистического общения, в эстетической среде, созданной самими участниками...

В походах участвуют собаки, кошки, а у нас иногда и домашние крысы. К ним присоединяются козлята, кролики, куры, остальные животные, из близлежащих мест. Возможным оказывается заключение в содружество не только людей разного возраста, но и животных разных размеров и мастей.

Это даёт ребёнку то потрясающее чувство к жизни, доверие к миру, без которого человек не может нести за этот мир ту самую ответственность, о которой мы говорили выше.

Дети, выросшие в сообществе, удивительно сочетают в себе органичность игры, общения на природе, посвящённость в те темы, которые обсуждаются в собрании взрослых и детей.

Это было давно, но я очень часто обращаюсь к словам своей дочери, сказанным на встрече взрослых и детей в Пущино-наОке, которое было посвящено проблеме «Что такое детство».

Наташе было 6 лет, когда она сказала о детстве так (февраль 1979 года): «Детство с самого начала радость, один человек рождается, а другой празднует. Детство это самая хорошая пора и для детей, и для тех взрослых, которые их родили. В детстве надо жить».

И дальше — если взрослые слишком спешат, у них бывают дикие дети, но и они могут стать добрыми...

«Детство похоже на плавное облако, у него чистые губы и улыбка каждый миг меняется... Взрослые похожи на дерево, а дети на ветерок, который его развевает... В детстве нужно научиться мириться, иначе этому никогда не научишься... Ребёнок хочет увидеть мир и хочет поехать в разные страны, и воображает даже самое невозможное... А вот я не столько хочу поехать, сколько хочу у себя иметь кошку или собаку... Я хочу научить своих будущих детей тому, что если их ребёнок просит достать кошку или собаку, чтобы достали; а то дети разочаруются в своих родителях, и тогда на земле наступит самое страшное... Детство — это волшебство, которое из взрослых вытекает, если они его забывают...»

* * *

К месту проведения родительско-детской конференции пробирается брейгелевская группа людей с поклажей разного размера, с разным размахом шага. Идёт разговор. Один из родителей с набоковскими точностями вспоминает кусочки из своего детства, как момента внезапно прерванного счастья...

Один из малышей слушает, слушает, а потом и говорит: «Знаешь, у меня есть взрослый друг, он тоже большой и не молодой, и он пахнет твоим запахом». Растерянный папа засмеялся: «Что же это за запах?» Мишутка на полном серьёзе отвечает: «Вкусный запах, как у тебя, папа».

Эта совместная включённость в разговор разрешает обратиться не только к своему родителю, а к любому взрослому человеку, который заинтересовал тебя. Или просто интересному собеседнику, который выявился во всеобщем разговоре.

Свобода выбора растущим человеком собеседника — взрослого или равного тебе по годам — является одним из невероятных стимулов не только свободы высказывания, но и свободы выслушать мнение того человека, который тебе интересен.

Дети, имеющие опыт таких сообществ, это маленькие люди, обладающие очень ранним чувством юмора, потому как они слышат беседы большим удивительным веером речи. К ним как бы осыпаются слова... Это растут люди, которые умеют быть по-детски весёлыми и тут же переключаться на взрослые серьёзные философские проблемы.

В таких сообществах нет дисциплины тишины, все умеют или учатся внимательно слушать и переключаться из диапазона веселья, бодрости, бегания, внешней работы — в диапазон работы внутренней.

Дети, выросшие в сообществе, легко переходят с игрового настроения в серьёзное, и с серьёзно-философского — в игровую импровизацию.

Это дети, которые имеют опыт уважения не только к высказыванию, но и к способу высказывания. Вот, все сидят и слушают бардовскую песню.

У мальчика лет шести в ушах плеер и он слушает свою детскую мелодию. В это время мама постукивает его по плечу, вынимает у него наушники, говорит: «Послушай нас». А он надевает наушники обратно: «А ты послушай меня». Она говорит: «А ты послушай наше». А он говорит: «А ты послушай моё».

Не подумайте, это не конфликт. Это опыт взаимоуважения. И то, что все вместе повторяют вечные вещи — разжигают костёр, носят воду, пекут картошку, ходят по траве и протаптывают общие тропинки — помогает слышать и слушать, учит внутреннему пониманию.

Всё это сопровождает разумность свободы поступка, слова, свободы пространства и свободы времени. Всё это внезапное и на долгие годы запоминающееся.

Гармония требует больших усилий, а потом облегчает путь. Художественные родительские собрания не сводятся к разбору достижений или промахов детей. Это не посиделки родителей и детей.

Как показывает опыт, если раз в полтора месяца — в то время, когда ребёнку 5-6 лет — собирать родителей и детей, они складываются в такие сообщества на долгие годы. И остаются в дружеском человеческом общении. Такие сообщества родителей и детей видятся мне как уникальный переходной мост из детского сада в школу... И как детско-взрослое сопровождение и поддержка в течение всех следующих лет.

Страницы: « 1 ... 14 15 16 17 (18) 19 20 21 22 ... 34 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/253
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/253
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?