Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Бабушкина Т. ОДУШЕВЛЯЮЩАЯ СВЯЗЬ


Содержание:
  1. «Он занят, он строит воздушные замки»
  2. И ТОГДА ФИЛОСОФ РИСУЕТ ДЕРЕВО...
  3. МУДРОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
  4. КАК МЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В «СТИХИАЛЬ»
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

«Он занят, он строит воздушные замки»

И ТОГДА ФИЛОСОФ РИСУЕТ ДЕРЕВО...

Когда-то Анатолий Арсеньев сказал мне: «Вот представь холм, на нём замок, из которого ведёт множество путей. А за замком — Вселенная. И можно выйти на эту дорогу и пойти по ней, и познать эту Вселенную. И можно выйти на другую дорогу и познать Вселенную... Надо постараться найти свой путь и научиться уважать другие пути. Потому что пространство мудрости находится на определённой высоте, на которую можно подняться и через педагогику, и через астрономию, и через химию...» И эти слова прояснили, может быть, самое важное: найти свой путь и уважать другие пути. Это первое, о чём я говорю детям. Об этом же я говорю студентам, прежде всего будущим педагогам.

Свои семинары Анатолий Сергеевич часто начинает с вопроса: где мы? И оказывается, что многие люди, зная название улицы и города, совершенно не знают, что это за место, чем оно примечательно и чем является для них в более широком пространственном и временном контексте.

И тогда философ рисует дерево. Человек растёт, как дерево, говорит он. И у человека есть корни: самые значимые детские и юношеские впечатления, переживания, смыслы. И есть ветви: наши интересы, конкретные задачи, дела. И пока всё хорошо, ты растёшь легко и свободно, а если случается что-то плохое — возникает потребность вернуться к своим истокам.

...Недавно узнала, как формируют миниатюрные декоративные деревья. Через нижнюю полость горшка регулярно подрезают корни. И тогда деревья только кажутся взрослыми.

К сожалению, сегодня люди забывают об этом. Современная жизнь заставляет загруженных и уставших взрослых думать очень конкретно и предметно, поэтому наши мысли стали более плоскими, из общения с детьми ушло «вертикальное измерение», разговоры о главном.

Взрослые ищут готовые рецепты: как воспитать, обучить, закрепить те навыки, которые требуются уже даже для перехода в «следующий» детский сад. Педагоги учат ребёнка своему предмету, не задумываясь: какой это ребёнок, в чём его неповторимость и что с ним будет потом?

Итог подводит статистика, которая свидетельствует о росте числа детей с травмированной психикой, об увеличении случаев детской жестокости и подростковых суицидов.

МУДРОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ

Сегодня особенно остро встаёт задача помочь детям отыскать в себе и мире те важные смыслы, на которые они смогут опереться.

С такой целью мы создали студенческий педагогический клуб «Это» («Эстетика. Творчество. Общение»), работа которого во многом опирается на философские идеи Арсеньева[1].

Начнём с тезиса, что педагогическое сообщество должно строиться по особым, «не взрослым» законам.

Образование и мудрость часто не совпадают. Ребёнок может сказать поразительные по глубине вещи именно тогда, когда встречается со взрослыми, для которых люди живущие и жившие равно интересны и равно значимы, как будто нет возрастных дистанций, нет времени.

И ещё: педагогическая деятельность должна быть одновременно ориентирована на личностный рост детей, студентов, которые готовятся стать педагогами, и родителей.

Именно так мы работаем с детьми с задержкой в развитии, которые приходят к нам на реабилитацию по направлению врача. Чтобы помочь этим ребятам, мы создали отдельный клуб «Внимание, черепаха!», где проблемные дети занимаются вместе с обычными ребятами, студентами, педагогами, мамами и папами. Причём студентов столько же, сколько детей, и многие молодые педагоги сами ещё совсем недавно были «черепашатами». Так что новые члены клуба сразу окунаются в особую атмосферу.

Уже 25 лет, как мы проводим «уроки фантазии» с детьми шести-десяти лет, у которых есть сложности вхождения в школьный мир. Чтобы сделать этот переход более плавным, мы через кукольный театр, пальчиковый театр, театр овощей, фруктов, предметов, башмаков, цветов стараемся сохранить и обогатить в детях метафорический язык.

Другая часть этих уроков непосредственно отражает идею, что развитие человека происходит через переживание отношений человек — мир как двух равноценных и бесконечных живых явлений. Эти уроки мы так и называем «Я — мир» и «Мир — я». Есть занятия, когда человек обращается к миру. Например, «Окно моего детства». И есть другие занятия, где мир обращается к детям от имени дерева, огня, колеса.

КАК МЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В «СТИХИАЛЬ»

Одна из моих любимых глав у Арсеньева — о различии механистического и органического. Он говорит, что «в механистической системе вся периферия жёстко закреплена, а в органической — вариабельна». Что это значит? К примеру, если праздник проходит «органически», в нём только основное, стержневое действо идёт в полном соответствии с первоначальным замыслом, а эпизодические события протекают свободно, и по ходу возникают импровизации. Потому что состояние ребёнка для нас важнее, чем гладкое течение праздника.

В прошлом году с ноября до Нового года у нас в клубе был «Праздник ожидания праздника». Сначала мы делали фонарики, потом домики, причём каждый создавал свой неповторимый домик. Потом была восковая сказка, теневой театр, знакомство с кулинарными секретами бабушек и дедушек... А ещё к празднику каждый, орудуя дыроколом, сделал для себя большой килограммовый пакет снега.

И вот наступил Новый год. Совершенно волшебное время, когда наши дети превращались в «стихиаль» (слово Даниила Андреева) снега. Ребята выходили в своё игрушечное селение светящихся домиков и «выпадали снегом». Снег падал на домики, на восковые фигурки, на палас... А когда в селении намело целые сугробы, дети ползали по этому снегу, подкидывали его, зарывались в него! Будто целая река эмоций вырвалась на свободу.

У нас есть ребята, у которых, можно сказать, потеряна часть важного опыта внутренней жизни. Одному ребёнку строгий отец запрещал не только вырезать, делать аппликации, но даже рисовать. И у шестилетнего мальчика начался невроз. Мне просто не передать, что с ним было, когда он увидел, как падает этот снег...

Конечно, обо всём не расскажешь, но у Арсеньева есть одна крайне значимая для педагогов работа, о которой нельзя не сказать. Она называется «Подросток глазами философа».

Я не знаю другого философа, который так глубоко размышляет о подростковом периоде жизни, о времени, кажущемся нам, взрослым, временем ничегонеделания, какого-то непонятного перезванивания по телефону, смотрения в зеркало. А ведь это время познания себя, примерки новых социальных ролей, открытие своей особенности через созерцание мира вокруг себя.

Арсеньев говорит о необходимости бережного отношения к этому облачному периоду жизни. И вспоминаются слова поэта Юрия Левитанского: «Он лежит на траве... Неотрывно глядит в небеса... Не мешайте ему... Он занят, он строит воздушные замки».



[1] Из рецензии Т. В. Бабушкиной на книгу А. Арсеньева «Философские основания понимания личности» (М., 2001):

«Для Анатолия Сергеевича Арсеньева философия — размышление каждого человека о своём положении и назначении в Мире — является профессиональной областью знания лишь в силу исторически возникшего отчуждения человека от Мира и своей собственной сущности. Человек как разумное существо начинается с рефлексии, осознания себя как «Я» и мира как «ТЫ». Возможность философии возникает, когда непосредственность отношений «Я» и «ТЫ» опосредуется рациональным мышлением и предстаёт как отношение «Человек-Мир». В этом опосредовании заложена и возможность отчуждения, если это отношение теряет связь со своим первообразом — отношением «Я — ТЫ».

Отчуждение приводит к глобальному кризису, включающему все кризисы нашего времени, начиная от экологического и кончая так называемой «дегуманизацией». Этот кризис Арсеньев считает разложением фазы антропогенеза. Возникновение христианства — указание на начало этого разложения и предупреждение человечеству. В христианстве возникает представление о личности как бесконечной ценности, человеке как парадоксальном бесконечно-конечном существе. Только личность способна противостоять кризису и перейти в новую послекризисную фазу антропогенеза.

Эта парадоксальность «пропитывает» всего человека и, в частности, выражается в расщеплении его этического сознания на бесконечную сторону, называемую автором собственно нравственностью, и конечную, представленную в различных системах и формах морали.

Современную науку Анатолий Арсеньев рассматривает не как знание о Мире как таковом, но лишь как знание о вещах и вещных отношениях. Научное мировоззрение он видит искажающим представление о мире как бесконечном органическом целом. Современного человека, по мнению автора, «съедает технологическое отношение к Миру», включая собственные органически присущие способности...

Автор не предлагает новой философской системы, а вводит читателя в область философского размышления как такового, находя, например, в поэзии и литературе гораздо больше глубоких философских идей, чем в профессиональной философии.

Язык книги простой и лёгкий, не обучающий. А. Арсеньев вообще считает, что философии научить нельзя, можно только пробудить заложенное в каждом из нас ощущение бесконечности Мира и самого себя. Он предлагает побеседовать в предположительном тоне. И оставляет читателю свободу для собственных размышлений. Этому способствует и обращение к читателю во втором лице. Особый интерес для педагога и психолога-практика представляет глава «Подросток глазами философа».

Книга может быть рекомендована каждому, у кого есть потребность самоопределения в Мире. Её можно просто назвать настольной книгой для неспешного чтения и размышлений».

Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 34 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/253
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/253
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?