Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Бабушкина Т. ОДУШЕВЛЯЮЩАЯ СВЯЗЬ


Содержание:
  1. ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА.
    ОБЛАКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  2. К искусству внутренней свободы[1]
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА.
ОБЛАКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Гармония требует больших усилий, а потом облегчает путь.

К искусству внутренней свободы[1]

Как воспитывать детей, когда ушли прежние приоритеты? Важны ли теперь общечеловеческие ценности? И как в этом смысле строить отношения с детьми?

Мне близка мысль Григория Померанца о том, что пространство свободы определяется поступками человека по отношению к кругу людей, который он образовал вокруг себя. По-моему, это вечная истина.

И ещё одна важная мысль. Она принадлежит Дмитрию Сергеевичу Лихачёву. Россия находится на грани оправдания своего существования только благодаря смелости выбора культурных ценностей.

* * *

Я вспоминала эти высказывания в прошлом году, перед выступлением на Первом международном конгрессе по детской психиатрии.

Показательно, что именно врачи ищут причину социального нездоровья детей. Сейчас говорят: свободный человек — это или человек, которому всё дозволено, или попросту больной. И врачу, и педагогу важно профессиональное разрешение вопроса о человеке свободном. Ведь физиологически свободный человек (вспомните телевизионные передачи «За стеклом»!) и внутренне свободный человек — это не одно и то же.

Для меня, представьте, важны каждодневные маленькие нравственные поступки людей, своеобразные поведенческие пустячки.

Недавно услышала фразу: молитва к Богу — это просьба об ограничении внутренней свободы для свершения важного нравственного поступка. Мне кажется, настоящих поступков у человека не может быть без соблюдения вот именно поведенческих мелочей.

Мы с ребятами — студентами и маленькими детьми — каждый год выезжаем куда-то. В этом году — в горы. Поехали и взяли с собой несколько деток с ограниченными возможностями.

Я всё время думала об удивительном эффекте их духовного оздоровления. И пришла к выводу, что тайна этого эффекта кроется именно во внутреннем освобождении человека. Мне кажется, что в каждом, если его с детства поддерживает круг близких людей, образуется устойчивое поле внутренне свободного мира, и это поле в какой-то момент начинает распространяться вокруг.

То есть человек, внутренне свободный и поддержанный близкими, может организовать небольшое поле вокруг себя не по законам внешнего мира, а по законам мира своего собственного, внутреннего.

Мне представляется решение проблемы внутренней человеческой свободы как создание человеческого гнезда, где дети и взрослые создают вокруг себя облако возможностей для жизни во внешнем мире по законам внутренним.

И даже если это происходит не всё время, а периодами, то всё равно такая жизнь имеет колоссальный эффект. По выращенному в кругу друзей опыту взаимоотношений малой группы человек выстраивает потом своё отношение к социуму, отыскивая именно гуманистическую картину среди предстающих перед ним иных картин.

...У древних греков была такая обувь: на одной подошве вырезано имя владельца, а на другой написано: «Иду за тобой». Как-то на встрече учителей и студентов в Танаисе мы раздали всем участникам такие шлёпанцы. Но на некоторых подошвах была написана ещё и такая фраза: «Иди за мной». Выбрав обувь, все должны были собраться и обсудить, что они имели в виду, выбирая себе те или иные башмаки. Ведь слова на подошвах как раз и характеризовали отношение взрослых к свободе ребёнка.

Другая сторона медали — ответственность. Наши дети реально ни за что не несут ответственности. И вот именно поэтому можно делать всё что угодно, чтобы они были свободными, но — ничего не выйдет. Это ведь тоже настоящая педагогическая задача.



[1] Статья написана как отклик на манифест газеты «Первое сентября» «Человек свободный» (манифест опубликован в №83 за 1994 г.).

Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 34 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/253
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/253
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?