Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Яновицкая Е. Вернём в школу уважение


Содержание:
  1. 1. Об уважении к прекрасному дилетантизму
    О всеобщности, непредсказуемости и семейной дружбе
  2. ОБЩЕЕ И ВЕСЁЛОЕ
  3. СРЕДНЕЕ - НО НЕ УСРЕДНЁННОЕ
  4. СЕМЬЯ И ШКОЛА. ПУТАНИЦА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
  5. И ДРУЖБА, И ОПЕКА, И ОБЩАЯ РАДОСТЬ

← Оглавление

1. Об уважении к прекрасному дилетантизму
О всеобщности, непредсказуемости и семейной дружбе

 

ОБЩЕЕ И ВЕСЁЛОЕ

 
«Средняя общеобразовательная» - такие слова о школе произносят сегодня нередко с иронией, а то и сарказмом.
Тем не менее, то, что школы для молодого поколения создают и определяют как общеобразовательные, а не сразу - профессиональные -  это прекрасная «придумка» человечества. (Надо заметить, что воплощается-то она в жизнь всего лишь несколько веков, а по-настоящему всемирные черты обретает только в последние сто лет).
И замечательно, что эти массовые школы - «средние».
 
Во-первых, «средние» по времени между младенчеством и молодостью. Ученики успеют почувствовать «вкус» разных сторон жизни в тот период биографии, когда детство и юность не обременены заботами насущного дня по пропитанию и обеспечению необходимых жизненных благ.
 
Во-вторых, «средние» по уровням знаний - не примитивные, но и не детально-специализированные. Предполагается, что они могут дать возможность всем детям (независимо от их особых способностей и происхождения) получить объёмные, многообразные сведения об окружающем их мире, куда «новые люди» непроизвольно попали, о котором мало что знают.
 
И, в-третьих, особенно хорошо, что широкая образованность такого уровня, под таким углом зрения может предоставляться детям фактически шутя, позволяя им осваивать все учебные дела как бы между делом. (Увы, на практике это обычно выглядит совсем не так...).
 
Конечно, подобные знания будут не профессиональными, а дилетантскими. Но ведь «diletant» в переводе означает «любитель». И очень хорошо, что молодой человек, к тому времени, когда он почувствует желание занять в обществе «своё место», будет любителем всего того хорошего, что общество до него совершило.
На основании этих общеобразовательных сведений он сможет более или менее точно определиться в своих интересах, предпочтениях и личных возможностях. То, что у него образование «общее, широкое», только поможет ему в выборе и успешности на своём жизненном пути.
Да и наличие широких дилетантских знаний делает профессионала «профессиональнее». На этот счёт можно встретить достаточно высказываний разных людей, добившихся серьёзных успехов в той или иной деятельности, что «кто знает только химию, и ничего, кроме химии - тот и химию не знает», или: «кто любит музыку и ничего, кроме музыки, тот и музыку не любит» и т.п.
 

СРЕДНЕЕ - НО НЕ УСРЕДНЁННОЕ

 
Очень хорошо, что теперь все дети имеют право получать образование. Но, к сожалению, нет обязанности у взрослых, дать им такое образование. Не губя в молодом, растущем (знающем очень мало о себе как о человеке) существе, всех его ростков, перегружая их непосильной учебной деятельностью.
 
Нет обязанности у учебных структур, организованных взрослыми, сделать процесс приобретения знаний радостной пробой сил - ведь в этот период жизни, человек свою жизнь ещё не столько строит, сколько играет с нею, экспериментирует, моделирует.
 
Созвучному задорному мироощущению надо бы преобладать в школьном обучении - иначе детские силы будут подорваны, не успев сформироваться. (Что, впрочем, и происходит сейчас со школьниками. То и дело отмечают, что «здоровых детей, заканчивающих наши школы, не более 10-12%»).
 
Ещё известно, что к качественно новым знаниям (именно, потому, что эти знания «новые», не знакомые) редко кто стремится добровольно, как к чему-то желаемому. Ещёдревние греки подметили, что «человек не может желать того, что не знает». Искусство познакомить с чем-то так, чтобы оно начало привлекать к себе - одно из ключевых педагогических искусств.
 
А вот каким не должно быть среднее образование - так это «усреднённым», одинаковым, бесцветным, выхолощено-стандартным. Дело не в том, чтобы все научились одному и тому же - но чтобы каждый смог найти своё. А при этом привык с уважением и пониманием относиться к самым разным другим сторонам человеческих дел.
 

СЕМЬЯ И ШКОЛА. ПУТАНИЦА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 
Вероятно, к XXI веку школы имеются во всех абсолютно государствах земного шара. И также вероятно, что все народы Земли хотят «дать своим детям полное среднее образование». В возрасте от 7 до 18 лет в руки педагогов попадают почти все люди без исключения. А некоторые страны уже могут позволить себе и всеобщее высшее образование.
Складываются негласные взаимные обязательства между педагогом и его подопечными молодыми людьми. Люди нового поколения обязаны получить образование. Общество, через свои педагогические структуры, обязано такое образование обеспечить каждому новому народившемуся человечку.
 
Согласитесь, что для таких взаимнообязательных действий необходимо вводить очень открытые, чёткие и хорошо регламентирующие эти взаимоотношения, процедуры.
 
Пока же во взаимоотношениях школы и семьи наблюдаются явные перекосы. В дневнике, например, десятилетнего человечка профессионал-учитель (математики, истории, географии) может сделать запись: «Не готов к уроку!» Невольно, глядя на этот текст, хочется спросить: «Кто - не готов?!»
Такой учитель (и таких учителей большинство!) считает, что ученик сам ОБЯЗАН учиться, сам готовиться к урокам и т.п. потому, что... а, вот, почему? Не ответит толком никто. Это похоже на ситуацию, как если бы оправдывали нерадивых родителей, дети которых бродяжничают, ходят голодными, грязными, тем, что их отпрыски «не готовы есть, умываться... и вообще, жить». А родители в такой ситуации считались бы не при чём.
 

И ДРУЖБА, И ОПЕКА, И ОБЩАЯ РАДОСТЬ

 
Казалось бы, в руках «специалиста от педагогики», как у любого специалиста, будь то врач, сапожник или пирожник, находится наибольшее количество «золотых крупинок опыта» по своей профессии, чем у любого другого не специалиста. А родители ребёнка, его братья и сестры, дяди и тёти - не специалисты. В абсолютном большинстве случаев. Семья создаётся «по любви». Все отношения в семье - любительские, т.е. дилетантские в лучшем смысле этого слова.
 
В семье заведомо пользуются теми знаниями, что накоплены у небольшого, замкнутого круга родственников. Чтобы дитя стало гражданином, для него необходимо расширять круг семьи, приобретать навыки гражданского общения (это и происходит в детских садах и школах). Ему необходимо получать «общее» образование, чтобы найти ту нишу в общественных действиях, где ему захочется, где он сможет  «специализироваться» - независимо от более или менее узких профессиональных традиций своей семьи. Именно такое «общее» образование в семье не приобретёшь.
Но при этом педагогическая деятельность в государственных (да, и в частных) учебно-воспитательных учреждениях нередко организована так, будто она в силах  заменить для ребёнка семью. И к семье за помощью обращаться не принято; родители  для школы только помеха (или источник дополнительного дохода).
 
Пока ещё до сознания общества взрослых людей не доходит понимание того, что хорошее общество с хорошими школами должно относиться к семье так, как нормальные родители могут относиться к своим детям, т.е. опекать «до совершеннолетия». А настоящее совершеннолетие наступает в современном обществе где-нибудь к 21 году, а то и позже, примерно к моменту окончания ВУЗа.
Роль педагога (представителя всего общества) по отношению к семье не может быть ни прохладной, ни придирчивой. Она, эта роль выражается (должна выражаться!) в дружбе со всеми членами той семьи, из которой попадает под опеку учителя-воспитателя их ребёнок.
Родители - не те люди, от кого школа должна требовать или пытаться подменить собой. Но именно с этими людьми школа может свободно и без снобизма сотрудничать, именно им может и должна оказывать помощь.
Взаимный дух свободного любительства, «дилетантизма», совместного весёлого поиска хороших для детей решений оказывается характернейшей чертой настоящего учительского профессионализма.

 

Страницы: « 1 (2) 3 4 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/236
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/236
Школа для подростка
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?