Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Филякина Л. БЕСЕДЫ О ПОДРОСТКАХ


Мой любимый возраст
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Начало моей работы было связано со старшей школой и подготовительными курсами. На мой сегодняшний взгляд, старшеклассников не стоит причислять к подросткам. Эти юноши и девушки – взрослые люди. И им уже свойственны все уловки взрослого возраста.

Подросток же – это еще не взрослый, но уже и не дитя. У детей, вступивших во второй десяток лет, появляется такая особенность: "Я сам! Я могу без тебя! У меня есть свое мнение!" Одна моя знакомая девочка говорила своей бабушке, когда та пыталась ей что-то объяснять: "Я тебя не слушаю! Совсем не слушаю!" Слова звучат дерзко, но они звучат в ответ на возмущение взрослого, которому вечно кажется, что ребенок все делает не так. И в этой дерзости проявляется главная особенность подростка – самозащита.

Очень частое явление среди подростков – отключаться во время неприятных разговоров. Это с одной стороны. А с другой – подросток, в отличие от повзрослевших старшеклассников, откровенен. Часто именно эту откровенность и принимают за дерзость.

Когда мне впервые предложили 6-е классы, я подумала: "Что же я буду делать с такими маленькими детьми?" После месяца работы я пришла от этого возраста в восторг. Что же так меня взволновало? Чего в старших классах уже не было? Меня поразила их искренность. Подросток не умеет прятаться. Он весь на виду. Он обнажен в своих чувствах.

Работа с подросшим человеком требует от учителя сверхбережного отношения. Учитель должен учитывать, что подросток, хоть он и подрос, а по-прежнему нуждается в заботе и некоторой опеке. Но теперь нельзя ее (опеку) проявлять, как с младшими, то есть навязывая свое.

Многим учителям этот возраст кажется беспокойным, трудным, а дети – своевольными и упрямыми. А мне именно своеволие детей 11–14 лет и нравится. Они пробуют, порой неудачно, проявлять свою волю. Но ведь безвольный человек вообще не способен ни к чему. Надо же когда-то пробовать стать волевым человеком. Время пришло, и с этим учителю надо считаться. Но не так, как, увы, делают некоторые учителя, затаивая в себе раздражение: "Ну, мы с тобой еще посчитаемся!" Такой учитель вступает в настоящую борьбу с подростком, озлобляя его.

К сожалению, противостояние – примета нашей школы. Немногие учителя понимают, что противостояние ведет к войне, войне разрушительной для души растущего человека. Она приносит непоправимые утраты и для человека, и для общества. "Своя воля" пусть будет у каждого, но наша учительская забота – направить ее (не обязательно насильно) на благие дела. И тут много приемов и путей.

Как выбрать самый нужный в конкретном случае? Теперь уж ваше сердце, ум, внимательность к ребенку должны подсказать решение.

И еще! Нет возраста более благодарного. Если они любят – то искренне и безудержно (впрочем, как и ненавидят).

Как-то ко мне на урок в 6-й класс пришла методист. Я никогда не волнуюсь по этому поводу и веду себя, как обычно. Но дети! Боже, что это с ними?! Сидят с прямыми спинками, руки на парте, как их учили в начальной школе на открытых уроках. Руки поднимают на локотке. Все до одного хотят отвечать.

Я чуть не расхохоталась! Но в душе почувствовала такую благодарность к ним, сопереживающим мне. На такое сочувствие способен только ученик в моем любимом возрасте – подростковом.

Подзаголовки
  1. Начнем с чистого листа
  2. Давайте разбудим подростка!
  3. О торговом методе работы
  4. Мой любимый возраст
Страницы: « 1 2 3 (4)

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/29
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/29
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?