Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Филякина Л. БЕСЕДЫ О ПОДРОСТКАХ


Давайте разбудим подростка!
Содержание:
  1. Вдохнуть оживление
  2. Время базара
  3. Импровизация
  4. Броуновское движение
  5. Не для проформы
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Большинство учителей больше всего волнуются о дисциплине на уроке. Но дисциплину нужно понимать как порядок на уроке. Чаще всего учителя думают о порядке для себя, не задумываясь о том, что несет он детям. Одна из учительниц так и говорила: моя основная забота – чтобы дети были послушными. Но задумываемся ли мы о том, кому и чему послушны должны быть дети. И всегда ли послушание – достоинство человека?!

Десятилетие жизни

Жесткая дисциплина дается порой за счет устрашения. Когда человек боится забыть, опоздать, не выучить, получить не ту отметку, которую от него ждут. Школа превращается в учреждение, калечащее психику и здоровье детей.

В школе проходит десятилетие жизни человека. Слышите – ЖИЗНИ! Стало быть, все эти 10 лет нужно заботиться об устроении такого уклада, чтобы человек проживал школу, а не отсиживал положенное время. Строить жизнь в классе! – вот что надо делать в первую очередь.

Какие мысли приходят в голову, когда видишь пустые глаза подростка, выкинутого в вечернюю школу или ПТУ? Мысли о том, что никакие они не пустые, а просто "спящие". Эти "спящие" мальчики и девочки привыкли быть неуспешными и старались быть незаметными (это в лучшем случае, если только учителя не начинали их доставать своими придирками и не доводили их до истерик и злобных выходок!)

И вот эти выброшенные из школы собраны вместе! Если бы я была начальником, то всех молодых учителей приказала бы отправлять именно в вечерние школы и ПТУ, где бы каждый проверил, способен ли он выдержать работу в этой системе. Если выживет учитель, то и в общеобразовательную школу его можно принять. А если нет, то, как говорится, не судьба быть учителем.

Вдохнуть оживление

После первых двух лет, проведенных в начальной школе, я окунулась в мир подростка, отвергнутого и отторгнутого школой. Я пошла работать в кондитерское ПТУ, где завучем работал чудный человек Константин Михайлович Хелем. Он учил учителей мирной жизни с детьми. Константин Михайлович сам был фантазером, умным историком и уважающим детей и учителей человеком. Единственное, кого он не терпел, так это надзирателя среди учителей и бездельника в учительской и в ученической среде.

Меня К.М. знал с первых лет моей учительской деятельности. Он пригласил меня в ПТУшку. Я же понимала, куда я иду. Моей задачей было узнать: "Можно ли разбудить подростка, практически убитого школой и выброшенного из нее?"

В то время я уже овладевала "театральной педагогикой" А.П. Ершовой и В.М. Букатова. Мне казалось, что эта малоизведанная система работы живительно скажется на ребятах.

Ведь, с одной стороны, ученикам ПТУ надо вернуть их непрожитую учебную деятельность, изловчиться и показать, что это их дело и оно им по силам. Кроме того, в занудные уроки физики вдохнуть оживление. Дать понять, что эти знания им доступны и даже полезны в их будущей работе, а сейчас в учебе.

Но ведь это уже старшие юноши и девушки, мимо которых промчался подростковый, деятельный возраст. Хотя нет! Деятельность у них была. Ее у подростка не отнимешь. Просто она не была связана с учебой в школе. У них учеба была дворовая. А в отношении себя каждый из них знал, что к физике и математике он не способен, ничего в ней не понимает и время этих уроков для него потерянное.

Время базара

Прежде чем увлечь людей, надо бы, чтобы они тебя признали за нужного человека. Любого учителя дети встречают проверкой на вшивость. Все-таки учителя их донимали целых восемь лет. Ну вот, теперь каждый из нас и получал за всех донимателей.

Мне не впервой проходить "школу собственного выживания". Тут о дисциплине, то есть о некотором порядке на уроке, даже я вспоминаю.

Главная особенность учащихся кулинарных техникумов и ПТУшек – развязная разговорчивость. В любой момент урока кто-то кем-то недовольный громко и бесцеремонно начинает выяснять отношения. Думать, как унять разговорчивых собеседников приходится быстро. И обязательно бесконфликтно. Тебя провоцируют на раздражение. А тебе надо быть спокойным, ровным и ни в коем случае не орать. Они ведь к этому привычны.

На очередной урок я приношу с собой огромные ручные часы. Мне сказали, что в ПТУ даже по болезни пропущенный урок должен быть проведен, то есть положенные часы должны быть вычитаны.

Так вот, как только начинается базар, я замолкаю и, глядя на часы, молча хронометрирую – пишу на доске время: 1 мин., 2 мин., 3 мин. Базарить можно только 5 минут. Если время базара дольше, то я, как честный человек, считаю урок непроведенным(!) и не фиксирую его в журнале.

Итак, время идет, а я сажусь и занимаюсь своими делами, не обращая (якобы) внимания на происходящее в кабинете, раз уж мне (и им) придется повторять все занятие целиком в какое-то другое время…

Всё! Одного такого демарша достаточно для того, чтобы ученики усвоили этот урок! В дальнейшем, как только я смотрю на часы, тут же все начинают одергивать друг друга: "Тихо! Она время пишет!"

Импровизация

Но есть еще моменты, которые меня, как человека, не устраивают. Девушка на уроке наводит макияж. Мы с ней уже беседовали о том, где и когда это делать пристойно. Но сегодня она в который раз повторяет то же самое.

Я не возмущаюсь. Объясняя задание, я размышляю, как же мне поступить…

Обычно я хожу по кабинету. И вот в очередной раз, проходя мимо, я беру и вытираю промокашкой ее жирные от яркой помады губы. Она начинает отчаянно верещать. А я, глядя на часы, пишу время на доске.

Девица вылетает из класса, проорав мне: "Дура!" – "Не без этого", – с готовностью соглашаюсь я и продолжаю урок.

Броуновское движение

А что же на уроке? Тема "Молекулярное движение". И часть учащихся превращаются в молекулы, довершая беспорядочное движение по кабинету. А другая часть – кристаллическая решетка (сидящие за партами улавливают и притягивают к себе замедлившую движение молекулу).

Вы думаете: что за сумасшедший дом, ведь теперь играющих ни за что не остановить? Да нет! Звучит "стоп!" – и вся картинка, как по волшебству, замерла. После этого садимся и начинаем разбираться в физическом смысле возникшей картинки.

"Детский сад, да и только! – подумает иной учитель. – И зачем это заводить такую дребедень!" Может, и дребедень, да вот только именно такой способ оживления модели запоминается навсегда. Даже ПТУшниками. Теперь и слова-термины учебной темы с легкостью воспроизводятся теми, кто вроде бы никогда ничего не мог запомнить.

Ну а начинались наши уроки всегда с взаимоопроса в парах домашнего задания. Но не за тем, чтобы проверить, а для того, чтобы вспомнить!

Не для проформы

И еще о возврате к непрожитому прошлому. На первых же уроках я показываю, что каждое физическое явление можно объяснить на четырех языках: а) графическом; б) формульном или алгебраическом; в) модельном; г) экспериментальном (опытном).

И предлагаю ребятам собраться в четверки (это просто: каждая нечетная пара поворачивается лицом к четной). И вот класс объединился в четверки, и каждая группа договаривается, какой из четырех возможных языков она будет учить. (Так и слышу возможные учительские реплики: "Зачем это нам надо?!" Дорогие оппоненты, давайте будем думать, зачем не НАМ, а ИМ это надо!)

Так вот, верите или нет, но ученики отлавливали меня и на переменках, и после уроков, чтобы непременно рассказать (сдать) тему на выбранном "в четверках" языке. И так радостно, когда видишь лица, ожившие в неформальном (не для проформы) учении.

Подзаголовки
  1. Начнем с чистого листа
  2. Давайте разбудим подростка!
  3. О торговом методе работы
  4. Мой любимый возраст
Страницы: « 1 (2) 3 4 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/29
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/29
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?