Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Кузьмина А. Организация коллективных учебных занятий в разновозрастной группе.


Всем известно, что начальных классах закладывается основа для дальнейшего обучения детей.

В 1997 году я взяла I класс. Два года работы по новой педтехнологии дали мне очень многое: учащимся было интересно на уроках, они почувствовали необходимость в учении, радость школьной жизни, желание познать новое, стали дружески относится друг к другу и с удовольствием помогать товарищам, появилась культура общения, программный материал был качественно усвоен, увеличился темп чтения и т.д.

Я согласна с Л.С. Выготским в том, что «… ребенок сможет самостоятельно сделать что-либо только после того, как осуществил это в сотрудничестве со своими сверстниками или со взрослыми».

Практика показала, что в разновозрастной группе помощь и контроль со стороны старших учащихся естественнее и не вызывает раздражения у обучаемого. Это важное условие поддержания желания учиться.

С 1999 учебного года на базе моего класса открыли разновозрастный экспериментальный 2-3 класс. Эта группа была открыта по результатам тестирования, анкетирования и по желанию родителей. В группу набрали 17 учащихся. Из них второклассников – 6, третьеклассников – 11. В итоге: 3 ученика за год прошли программу 2-3 классов, успешно выполнили переводные-итоговые контрольные работы за 3 класс, переведены в 4 класс; остальные дети учебную программу прошли с опережением.

Для организации занятий мною были подготовлены и составлены дидактические материалы: карточки по темам, карточки-задания по каждому блоку, вопросники, тесты, индивидуальные планы, алгоритмы, блочно-тематические планирования, видеоуроки, учеты знаний, методические приемы совместной работы III класса с учащимися II класса по математике.

Изучение программного материала было организовано через методики коллективных занятий в группах.

Учебный процесс обеспечивается коллективной организационной формой учебного процесса (пары сменного состава) наряду и с другими формами: групповой, парной, индивидуальной. Умелое сочетание методик коллективных занятий и других организационных форм дает хорошие результаты. Сдвоенные уроки позволяют предъявлять учебный материал большими дозами.

Вводные в тему уроки я даю по блокам. Ученики работают по специально подготовленному раздаточному материалу. Каждый ученик проходит тему своим темпом с учетом психологических особенностей развития. Ведется учет и координация учебного материала, маршрута для каждого ученика. Овладев предыдущим учебным материалом на хорошем уровне, учащиеся продвигаются из одной группы в другую. Наиболее подготовленным учащимся дается большая самостоятельность, они изучают тему самостоятельно.

Сильных учащихся удерживать нельзя, им необходимо самоутверждение и мотивация к учению. Опережающим учащимся даю дополнительную работу из других учебников, задачников, дидактических материалов, задачи олимпиадного характера.

Итоговый контроль по блоку осуществляется в виде устного зачета. В конце каждого блока провожу обобщающие уроки, уроки-зачеты, уроки радости «по опыту Говоровой А.И.» и т.д.

Учащиеся сами выпускают математические газеты «Плюс-минус», выступают перед классом. После усвоения учебного материала по блокам, темам я даю учащимся упражнения творческого характера: дети сами составляют примеры, задачи, взаимодиктанты, вопросники, примеры для устного счета (по темам и блокам), на уроках проводят интеллектуальные разминки, составляют задачки для блиц-турнира.

Успешно сдавших зачеты учащихся я привлекаю в качестве «учителей» помогать, изучать темы или принимать зачеты у других, например, у отставших учеников параллельных классов.

Также несколько успевающих третьеклассников по своей инициативе подготовили одноклассников к внутришкольной олимпиаде по математике.

При отсутствии учителя старшие учащиеся с удовольствием ведут уроки, некоторые учащиеся дают консультации отстающим учащимся в классе.

Обучаясь по новейшей технологии, в разновозрастном классе, мои ученики стали более самостоятельными, рассудительными, ответственными, уверенными. Положительно относятся к учению, помогают друг другу, каждый участвует в самоуправлении. Развиваются навыки самоконтроля, организаторские способности. А также дети стали более общительными, класс в целом стал дружнее.

В 2000-01 уч.г. выпускники (третьеклассники) изучили часть материала из программы по математике 5 класса. По итогам прошлого учебного года две ученицы за два года прошли программу 2,3,4-классов по всем предметам и переведены в 5 класс; остальные третьеклассники изучили всю программу начальных классов по математике, а по остальным предметам – с опережением.

Кузьмина А. А.,

учительница начальных классов,

Тюнгюлюнская школа, Якутия

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/8
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/8
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© shperk & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?