Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Свирская Л. Условия для активного выбора


Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года
Программа «Сообщество», в отличие от большинства отечественных программ, ориентирована не на возраст ребенка, а на его достижения и индивидуальные потребности. Что это значит? Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть личные достижения, отличающие ребенка вчерашнего и сегодняшнего.
Содержание:
  1. Возраст или достижения
  2. Частные вопросы для разъяснения
  3. Эти разные малыши

 

Возраст или достижения

Российские дошкольные образовательные программы преимущественно построены по возрастному принципу: на возраст ориентированы цели и задачи, содержание, особенности методик, ожидаемые результаты. Индивидуализация целей, содержания, форм и методов подразумевается как один из технологических подходов: в рамках общевозрастного (то, что для всех) следует продумать и организовать индивидуальную работу (то, что для конкретного ребенка). Индивидуальная работа рассматривается как коррекция или развитие чего-то, выходящего за рамки типичного - например, все усвоили названия основных цветов, а кто-то нет, все овладели счетом в пределах пяти, а кто-то вполне осознанно считает до ста. У такого похода есть свое теоретическое обоснование (возрастные психологические особенности, ведущий вид деятельности), есть свои объективные причины и свои приверженцы - работать с группой, ориентируясь на типичное для возраста содержание и методы не просто удобнее, но и экономичнее - требуется меньше сил, времени, материалов.
Программа «Сообщество», в отличие от большинства отечественных программ, ориентирована не на возраст ребенка, а на его достижения и индивидуальные потребности. Что это значит?
Программа не фиксируется на паспортном возрасте ребенка, не утверждает, что он еще мал (или уже слишком велик) для какой-либо деятельности, вопроса или суждения. Программа признает: если ребенок увлечен деятельностью, если он задает вопрос или высказывает какое-либо суждение, значит, это действительно его интересует и задача взрослых оказать ему поддержку в той форме, которая бы не мешала ребенку приобретать свой собственный опыт, не противоречила бы культурным традициям общества.
Если ребенок проявляет неосведомленность в какой-либо сфере, кажущейся нам, взрослым, весьма свойственной (типичной) для детей его возраста, это не означает, что он безнадежно отстал. Одного ребенка вопрос о происхождении живых существ на Земле озадачит в пять, другого - в семь лет. Это всего лишь говорит о том, что он внутренне созрел, чтобы решить для себя этот вопрос. Одного ребенка интересуют машины (насекомые, футбол), другого нет. Ребенок, проявляющий интерес к машинам, может проявлять в этой области большую инициативу: активно ищет информацию, использует любые подсказки, легко усваивает достаточно сложные знания, чутко реагирует на одобрение и неодобрение, и, несмотря на трудности (нет информации, взрослые ограничивают действия), продолжает интересоваться машинами. Таким образом, ребенок проявляет признаки компетентности - осведомленность, волю, социальную активность. Вне возраста, но внутри личности. Этот же ребенок, при оценке его достижений, например, в математике, области, которая для него не значима, вполне может не проявить ни осведомленности, ни активности, ни восприимчивости к поддержке, ни способностей к восприятию и усвоению информации.
Значит, если взрослые будут рассматривать цели, содержание, действия, результаты НЕ СООБРАЗУЯСЬ с истинными интересами и потребностями детей, они (взрослые) вполне могут стать жертвой заблуждений и сделать такими же жертвами детей (жертвами своих педагогических действий, педагогических заблуждений), так как на основании невосприимчивости ребенка к конкретным заданиям по математике могут быть сделаны выводы о его неспособности или даже отставании в развитии.

Частные вопросы для разъяснения

Подход программы «Сообщество», основанный на индивидуализации образования для каждого ребенка, требует осмысления и разъяснения таких частных вопросов:

  1. выделяются ли возрастные группы в принципе;
  2. как определяются цели и задачи развития детей и конкретного ребенка;
  3. что является содержанием образовательной работы;
  4. что свидетельствует о продвижении ребенка;
  5. как отслеживаются и оцениваются результаты.

Возрастной состав групп принципиального значения для реализации программы «Сообщество» не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. Общая практика (как зарубежная, так и российская) подсказывает, что разновозрастной состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен для социального (основного!) развития ребенка.
Таким образом, программа «Сообщество» признает одновозрастные группы и смешанные разновозрастные группы; группы типично развивающихся детей и инклюзивные группы, в которых дети с типичным развитием и ограниченными возможностями развития растут вместе. Комплектование групп зависит от самого детского сада - традиций, готовности работать в более трудных для взрослых, но более комфортных для детей условиях.
Цели и задачи развития, формулируемые программой «Сообщество», также не имеют принципиального отличия - развитие познавательно-речевой и художественно-эстетической сферы, физическое и социально-эмоциональное развитие - все актуально.
Но в то же время есть такие ценностные особенности целей как развитие инициативности, рефлексивности, лидерства. Такие значимые задачи, как умение планировать и организовывать свою деятельность, прогнозировать и преодолевать трудности, умение использовать различные источники получения информации; получать удовольствие от работы и терпеливо относиться к неприятным обязанностям; проявлять решительность, настойчивость. В последние дни мая мы беседовали со многими руководителями разных уровней, с педагогами и родителями, задавая всем один и тот же вопрос: «Что вы хотите увидеть в детях как результат дошкольного образования?» Ответы практически без вариантов (не в формулировке, а в смыслах): чтобы ребенок был уверенным в своих силах, любознательным, коммуникабельным, активным, готовым к сотрудничеству с разными людьми и в разных ситуациях.
«Активность, инициативность, коммуникабельность» ребенка в программе «Сообщество» это не просто важные цели и задачи, это, пожалуй, ведущие цели и задачи, потому что дети (как, впрочем, и все взрослые) избирательны и, если заложены основы инициативности, осознанности, настойчивости - ребенок будет готов применить их в тех областях знаний, в тех видах деятельности, которые его будут интересовать.
Кто-то в футболе, кто-то в математике, кто-то в литературе. Таким образом, привычное содержание, к которому мы традиционно относим знания о природе, космосе, труде, становится вторичным (не главным).
Отсюда в программе «Сообщество», в отличие от других российских программ, содержание и не закладывается, не программируется, остается открытым. Оно может быть любым, идущим от реальных интересов детей, от возможностей педагогов, от особенностей социального окружения, национальной культуры, традиций.
Если содержание не является главным признаком возраста (много-мало - младший возраст, счет до пяти - средний, до 10 и обратно - подготовительная к школе группа), то что же можно считать признаком продвижения (позитивной динамики) в развитии ребенка?

  • как меняется его инициативность.
  • насколько растет его осознанность (рефлексивность).
  • как он умеет планировать и организовывать себя и, может быть, других (лидерство).
  • как уверенно он использует источники информации для удовлетворения своих потребностей.

Конечно, и то, какие знания он приобретает. Только знания перестают быть самоцелью. Педагоги не оценивают с помощью тестов в конце года кто и на «какой кружок» запомнил названия растений и животных, усвоил счет до 10 и т.п. ПОТОМУ что дошкольный возраст и дошкольное образование единственные, где достижения ребенка НЕ нормируются.
Программа «Сообщество» признает это и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть - у каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть личные ДОСТИЖЕНИЯ, отличающие ребенка вчерашнего и сегодняшнего. Каждый прожитый день прибавляет каждому ребенку личный жизненный опыт. Иногда зрительно видимый. Чаще невидимый, но накапливаемый количественно и когда-то прорывающийся в новом качестве - количество обязательно перейдет в качество, и вот оно, достижение, свершилось.

Эти разные малыши

Они не маленькие, не бестолковые, не слабенькие и не неумеющие - они разные. Иногда двухлетний ребенок проявляет такие социальные навыки или коммуникативные умения, которых нет и у некоторых более старших детей. И наоборот, давно пора трехлетнему самостоятельно есть ложкой и застегивать пуговки, но не слушаются руки или почему-то не желает душа.
В этих возрастных группах (и очень желательно, чтобы еще раньше, с первых месяцев жизни ребенка в семье), начинается целенаправленная работа по развитию у детей инициативности и рефлексивности в познании, в социальных контактах, в деятельности.
Что означает инициативность относительно раннего и младшего возраста - взрослые создают разнообразную стимулирующую среду, демонстрируют предметы (оборудование) и действия, которые могут быть организованы с этими предметами или оборудованием. Демонстрируют, рассказывают, но не побуждают их обязательно выполнить, повторить вслед за воспитателями (за Машей, за Димой).
Детям дается право выбрать, самостоятельно решить чем, где и с кем они будут заниматься. Даже в тех ситуациях, когда взрослые дают достаточно большой выбор видов деятельности, за ребенком остается право выбора чего-то своего. Например, воспитатель подготовила на выбор игрушки и материалы в центрах песка и воды, строительства, литературы, рисования, ожидая, что дети сделают свой выбор в рамках предложенного. Но один ребенок по каким-то его внутренним побуждениям решил, что самое интересное находится не в группе, а за окошком - устроился возле окна и рассматривает машины. Другой ребенок отправился играть в кукольный уголок. Традиционный подход диктует воспитателю необходимость применить дополнительную мотивацию и привлечь ребенка к запланированной деятельности. В программе «Сообщество» задача воспитателя - подойти к ребенку и поддержать его инициативу: «Ты решил понаблюдать за машинами», и одновременно помочь упорядочить, продвинуть ее: «Смотри, какие они большие. А вот маленькая. Она красная» или «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать?». В случае, если ребенок пока еще не готов развернуть последовательные действия, вопрос может звучать так: «Ты хочешь позаботиться о куклах. Что ты будешь делать сначала - покормишь куклу или уложишь ее спать?».
В чем проявляется и как поддерживается инициативность в познании? Ребенок выбирает содержание деятельности, например, наблюдать за машинами, копать песок лопаткой. Какие машины едут, сколько машин, какого они цвета; какой глубины будет ямка, набирать песок в ведерко или в формочку, много или мало нужно насыпать песка и т.п. - это то индивидуально познаваемое содержание, которое становится основой образования.
Инициативность в социальных контактах. Ребенок может наблюдать за машинами вместе с кем-то, или отойти в сторону ото всех, обсуждать увиденное с другими или молчать. Это его право. Если такое поведение (одиночество, молчание) не переходит пределов типичного для ребенка, если оно не вызывает особой озабоченности взрослых, то выбор ребенка так и останется его правом. Для того, чтобы сделать вывод о типичности или болезненной особенности поведения ребенка, взрослые должны многократно понаблюдать и обсудить факты с родителями ребенка.
В любом случае, чтобы ребенок ни выбрал, как и с кем бы он ни взаимодействовал, воспитатели понимают, что ребенок приобретает значимый для его развития опыт.
Для того, чтобы помочь детям не только набирать опыт, но и упорядочивать его, воспитатели предлагают небольшие конкретные тематические проекты, например, «Кошка», «Машины», «Солнышко». Эти тематические проекты не только предоставят детям возможность выбора содержания и видов деятельности, но и помогут некоторым образом систематизировать представления, полученные в различных видах деятельности различными способами. Кто-то из детей солнышко рисовал красками, кто-то рассматривал солнышко в книжке, кто-то любовался солнышком через окошко и подставлял ему свои ладошки, кто-то вырезал солнышко из бумаги, но все дети получили представление о солнышке - теплое, ласковое, круглое и т.п.

Лидия СВИРСКАЯ, г. Великий Новгород

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/75
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/75
старший дошкольный step by step
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?