Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры :: Детская субкультура и образование

Варнавская С. Подниматься на крыльях фантазии


Газета "детский сад со всех сторон" № 28, июль 2004 года
Что значит воспитывать? Вести за..., со-действовать, со-существовать?.. Вдалбливать или освобождать, вытягивать или угнетать, поучать или открывать, ставить подпорки или подниматься на крыльях Фантазии?
Содержание:
  1. Мудрые «архитекторы» развития
  2. Путешествия по жизни
  3. Примерить на себя
  4. Быть со-архитекторами

 

 

«Первые впечатления - экзотика. Нравится, но не понятно. Теперь могу сказать, что в детском саду все естественно. По-человечески. То, что изначально присуще человеческой природе: внимание к ребенку, а не надуманные идеи» (Любовь Котлярова, мама Яна).
«Мне нравится, что вальдорфская система следует естественной логике развития человека. В нашей жизни мы далеко отошли от веками сложившихся традиций, а сам процесс воспитания перестал быть процессом, рассыпавшись на отдельные фрагменты» (Валерия Миловидова, мама Влады).
«Первые впечатления - удивление и таинственность. А привлек детский сад добротой, отношением к детям» (Мария Смирнова, мама Насти, Вани, Оли, Кати).
Возможно, после прочтения этой статьи подобные чувства возникнут и у Вас, уважаемые читатели. Что-то понравится, а что-то будет непонятным, с чем то Вы согласитесь, а с чем-то захотите поспорить. Возможно, у вас возникнут вопросы, и это хорошо, потому что каждый наш вопрос - это наш шаг в собственном развитии, в собственном понимании законов развития ребенка. Что значит воспитывать? Вести за..., со-действовать, со-существовать?.. Вдалбливать или освобождать, вытягивать или угнетать, поучать или открывать, ставить подпорки или подниматься на крыльях Фантазии?

Мудрые «архитекторы» развития

Мудрые невидимые жизненные силы лепят, формируют телесный облик ребенка. Как невероятно быстро малыш меняется! Вот он уехал в гости к бабушке на неделю, - и каким «новым» вернулся! Какую разноцветную мозаику впечатлений, рассказов, новых представлений, словечек, способностей привез! А если учесть еще то, что недоступно нашему восприятию - внутренние процессы формирования, происходящие в теле ребенка?
Ребенок строит свой физический организм, свое тело. С момента рождения и примерно до трех лет мудрые «архитекторы» - жизненные силы, сосредоточенные в области головы и нервно-чувственной организации, постепенно освобождаются от работы, связанной с формированием органов здесь, и спускаются в область грудной клетки, где формируется вся ритмическая система организма, система дыхания и кровообращения. Это происходит между третьим и пятым годом жизни ребенка. Мы можем «подсмотреть» незримую работу «архитекторов» над строительством «дома тела». Ведь «освобождение» тут же становится видимым в душевных процессах развития ребенка: все более самостоятельным и свободным делается мышление ребенка, его способности восприятия (освобождение в области головы), все больше развивается речь, память (освобождение в области ритмической системы). И Фантазия!

Путешествия по жизни

Почему дети так часто выбирают для игр странные для нас предметы, а не пользуются готовыми «красивыми» игрушками, которыми мы их щедро одариваем? Может быть, потому, что их собственная сила души - Фантазия - требует выхода? Им хочется творить, созидать, создавать. Не являет ли ребенок здесь поистине космическую мудрость, помогая таким образом внутренним формообразующим «архитекторам» тела, становясь сам в игре архитектором? Как радуются дети пустым коробкам, кусочкам дерева, лоскутам ткани - всему тому, что по мнению взрослых, давно пора выбросить!
Ковер на полу превращается то в ковер-самолет, то в корабль. Будни становятся приключениями, а наш малыш смело пускается в путешествия по жизни, легко справляясь с трудностями и опасностями пути. Он сам придумывает их себе, и сам выходит из них победителем. Для него нет ничего невозможного, все подвластно его воле, даже день и ночь, дождь и снег. (Задернул шторы, накрыл построенный дом плотной тканью - ночь, открыл - день; усыпал ковер легкими белыми перышками, кусочками непряденой шерсти - зима). Он преобразует вещи из окружения во что-то для нас совершенно неожиданное. Мы не можем состязаться с ребенком в его фантазии, возможностях превращения, но в наших силах создать соответствующую атмосферу и окружение.

Примерить на себя

Возможности превращений находятся в прямой зависимости от тех впечатлений, которые ребенок с помощью нас, взрослых, получает из мира. Если малыш никогда не имел возможности наблюдать, например, работу катка, укладывающего асфальт, или подъемного крана, но видел его лишь на картинке «умной» книги или на обучающем занятии, он не может в игре создать его, и чурка никогда не превратится в подъемный кран.
Все приобретенное: познания и навыки - ребенок сразу же использует, упражняет в игре, будто сам ставит перед собой задачи усовершенствования и с радостью, творчеством, настойчивостью решает их.
Так постигает он взаимосвязи, основы жизни, так «врастает» в мир, созидая ежедневно множество маленьких миров в игре. Так, одаренный силами Фантазии, ребенок строит свое тело, оно становится все более «умным», подвластным его воле.
Научившись одеваться, малыш то и дело придумывает разнообразные возможности переодеваться. И если у вас в достаточном количестве для игры ткани, ленточки и т.п., он то и дело превращается-переодевается то в шофера, то в капитана, то в принца.
Каждый день ребенок сталкивается сам и сталкивает нас с проверкой границ самого себя, своего «Я» и «Я» других. И не то же ли делает он, «примеряя» на себя роли мамы, продавца, доктора, превращаясь то в кошку, то в лошадку?
Он с упоением (если ему не мешают «умными» вопросами) рисует человека с огромным ртом, глазами, руками, ушами. Их величина прямо пропорциональна их значению в данный момент в его жизни. Ребенок недавно пришел к нам, и его поразили игрушки, игры детей, занятия, участником которых он стал - на рисунке огромные, во все лицо, глаза. Ребенок попал в богатую среду общения, и она стала главным его впечатлением - и он рисует огромные рты своим человечкам. Вчера у нас была музыкальная сказка - и на рисунках многих появились «ушастики».
Дети вырисовывают и свои внутренние телесные переживания. У ребенка вторую неделю насморк - и на рисунке человечек с огромным носом. Их рисунки отражают по-разному деятельность формообразующих сил в области ритмической системы - в ритме разноцветных линий, закрашиваемых поверхностей; иногда на рисунке появляются формы, очень напоминающие формы легких, грудной клетки.

Быть со-архитекторами

Если вы хотите быть со-архитекторами, помощниками детям в развитии, обратите особое внимание на ритм.
Все ритмическое действует сейчас особенно. Не пронизанная разумным ритмом жизнь ребенка, стремительный ритм жизни мира взрослых, который становится и ритмом дня малыша, губительно действует на формирующуюся у него сейчас ритмическую организацию и отзовется в будущем болезнями дыхания, кровообращения, сердца. Лишь потому, что «эхо» так далеко во времени, мы не замечаем этого. Пронизайте ритм дня с детьми поочередно сменяющими друг друга моментами вдоха (концентрации на чем-либо) и выдоха (расслабления).
Наполните день дыханием - получение впечатлений, их преобразование детьми в игре. Ритмические песенки, сказки, стишки с движениями - чудесное подспорье в воспитании в этом возрасте. Повторяйте их снова и снова - и ребенок будет знать их слово в слово. Но не напрягайте силы памяти заучиванием чего-то, этим вы отнимете силы от строительства телесного организма, что станет причиной многих болезней во взрослом возрасте.
Грань между игрой и другими видами деятельности еще размыта. Не торопитесь делать ее ясной - только навредите - все придет естественно к шестилетнему возрасту. Будет лучше, если вы попробуете подниматься на крыльях Фантазии ребенка и обыденное тоже делать сказкой. Поверьте опыту воспитателя и многих родителей: моменты, где вы «спотыкались» о непослушание, капризы, трудные моменты ухода в сон, утреннего подъема, одевания и пр., станут легкими и радостными для вас обоих.

Светлана ВАРНАВСКАЯ, г. Санкт-Петербург


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c20/67
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/67
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?