Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Свирская Л. Почему у трактора большие колеса?


Газета "детский сад со всех сторон" № 28, июль 2004 года
Развитие ребенка в огромной мере зависит от того, как складывается его личный опыт, как и с чем идут к нему другие люди - и дети и взрослые, от того, что ему самому важно и интересно. Так считают педагоги программы «Сообщество».
Содержание:
  1. Заметки о разговоре
  2. Интерес + окружающие условия = развитие
  3. Портрет возраста
  4. Вывести за рамки обыденности

 

 

 

Заметки о разговоре

УТРОМ. А вот у меня сегодня две машинки новые - одну папа подарил, а вторую мама. Папина лучше, она мне больше нравится, потому что она гоночная. Она красивая, только у нее колесики маленькие очень. Почему маленькие? Не знаю, наверное, их такими сделали на игрушечном заводе. У трактора большие, а у этой машинки маленькие.
Почему разные колеса у гоночной и трактора? Так трактор большой, а гоночная машинка маленькая. А вот смотрите, как моя машинка может проехать (сильно толкает ее, машинка катится под столами). А трактор так не может, он же тяжелый. Вот смотрите.
ВЕЧЕРОМ. А я догадался, почему у трактора и гоночной машинки колеса разные! Трактору нужны большие колеса, потому что он ездит по грязи и тащит тяжелые бревна, а гоночная ничего не возит, только быстро ездит, а на грязной дороге она просто застрянет.
Что помогло ребенку сделать это неполное, но самостоятельное умозаключение? Многократное прокатывание игрушечных машинок в играх в течение дня то по паркету, то по ворсистому ковру, то по песку; наблюдение за проезжавшими мимо детского сада тракторами и легковыми машинами, разговоры с «опытными» мальчиками.
Чем я могу помочь в «развитии» его понимания особенностей этой автотранспортной механики и нужно ли это делать, все-таки ребенку всего 4 года?
Пожалуй, нужно, иначе бы его глаза не были так внимательны, а обращения ко мне так часты:«вот смотрите», «а теперь как она поехала».
Но как? На картинках? На словах? Попробуем так. Смотри, вот моя рука (от локтя до кончиков пальцев) - будет дорогой. Трактор едет по дороге сначала по ровной, а теперь на дороге яма (выгибаю кисть немного вверх). Смотри как трактор проедет - колеса такие большие, что дно (днище) трактора и бампер не задели за дорогу. Мальчики заглядывают в просвет между игрушкой и рукой. А теперь горка будет (слегка сжимаю ладонь, выгибая ее вверх). Трактор опять едет и не задевает днищем за дорогу. Почему?
Колеса большие, и днище трактора высоко над землей и дорогой. А если гоночная машина поедет? Попробуем?
Мальчики прокатывают по моей руке то одну, то другую машину. Сгибают мою руку и стараются рассмотреть, что же происходит между рукой и машинами. И, наконец, сами догадываются - у гоночной машинки колеса маленькие, она может ездить только по гладкой, ровной дороге, потому что она гоночная - скоростная, для нее нужна очень хорошая дорога. Трактору нужны колеса большие, потому что его задача ездить по неровной (плохой) дороге.

Интерес + окружающие условия = развитие

Для чего я описывала этот незатейливый сюжет?
Для того, чтобы дать нам, взрослым, еще раз возможность понять - развитие ребенка зависит в огромной мере от того, как складывается его личный опыт, как (с чем) к нему идут другие люди - и дети, и взрослые, от того, что ему самому нужно, важно, интересно. Не столько паспортный возраст, сколько окружающие ребенка условия и взаимная заинтересованность окружающих в том, чтобы хотеть и иметь возможность познавать, общаться, играть.
Таким образом, вновь можно повторить знакомые уже слова - они (дети среднего дошкольного возраста) разные. Такие, какими их сотворила Божественная природа, социальная среда и мы, заинтересованные в их счастье взрослые. Единственно, в отличие от малышей, к среднему дошкольному возрасту мы уже достаточно много сделали для того, чтобы сказать: «А вот и результаты!» И капризы, и двойственность в поведении, и успехи, и первые достижения, и неудачи - все результат развития заложенного природой и сознательных или не очень, правильных и не очень правильных, воздействий взрослых.

Портрет возраста

Какими видятся через призму программы «Сообщество» дети среднего дошкольного возраста, если вообще возможен такой взгляд через хорошую, но все же «бумагу»? Весьма и весьма активными, любопытными, готовыми делать множество самых разнообразных дел и открытий каждый день, только бы было что и с кем.
В средней группе дети с одинаковым энтузиазмом играют и по одиночке, и парами, и всей группой. Невероятно ценят внимание взрослых, если те не «играют» во внимание, а искренне заинтересованы в совместных действиях, не сюсюкают с детьми, а относятся к ним как равным, взрослым, серьезным, не умаляют их способностей, а позволяют им реализовываться.
На наш взгляд, диапазон интересов детей среднего дошкольного возраста значительно расширяется и превосходит то, что традиционно входит в содержание программ дошкольного образования.
Детей, к 4-5 годам вполне накопивших представления в ходе путешествий с родителями, многочасовых просмотров видео и рассматривания книг вместе со старшими братьями-сестрами, интересуют не только сезонные изменения в природе, не только предметы мебели или животные (традиционное содержание), но и море, жизнь разных людей, иномарки, фантастические супергерои и многое другое, иногда самое неожиданное.
Что с этим делать?
Учитывать интересы и потребности детей, следовать их желаниям, использовать по максимуму социальную среду. Например, те семьи, которые вернулись из путешествия, вполне могут прийти в группу с фотографиями, некоторыми интересными для детей приобретениями (раковинами, кораллами, сувенирами). Старшие братья и сестры, умеющие играть в детские игры, петь детские песни, и в то же время уже имеющие более серьезный социальный и учебный опыт, могут прийти, чтобы поиграть, почитать, порисовать с детьми, помочь им освоить буквы или цифры.
Мы приводим пример самого близкого социального круга - членов семей, так как семьи, в отличие от центров искусства или оздоровления, бассейнов, музеев и больших библиотек, есть везде, где живут дети.

Вывести за рамки обыденности

Группа детского сада, которую посещают дети 4-5 лет, на наш взгляд, должна соответствовать их насущным интересам и потребностям - предоставлять возможность для активного движения (лазание, подтягивание, перелезание, прыжки), для общих игр и игр «в укромном уголке», для рассматривания «одиночных» объектов и объектов, представляющих в определенном смысле «серию». Например, мы заметили, что детей невероятно интересует то, что выводит их восприятие и воображение за рамки обыденности - не только привычные современному взгляду корабли, но и старинные галеоны, бригантины, яхты; не только традиционно выглядящая посуда (мебель, одежда, здания и т.п.), но и старинные, коллекционные образцы.
Мы назвали это «от хижины дяди Тома до Лувра и дворца современного нувориша». Что может помочь?
Рекламные каталоги, различные журналы (авто, мода, ландшафтный дизайн и т.п.), которые дети могут рассматривать, а при желании и разрезать, выбирая то, что особенно по душе. Есть еще одно наблюдение - дети любят маленькие, правильнее даже очень маленькие необычные предметы или игрушки - не традиционного резинового или пластмассового пупса, а куколку, которую легко уместить в кармашке, ладошке, не лодку, а лодочку - секретик, сувенирчик. Возможно, это помогает ребенку создавать свой мир.

Лидия СВИРСКАЯ, г. Великий Новгород

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/64
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/64
старший дошкольный step by step
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?