Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Шулешко Е. Каждый должен стать героем!


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Противоречивость развития шестилетнего ребёнка можно с полной уверенностью сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.
Подсознательное желание шестилетнего - быть неповторимым, быть отличным от других. Потому любое повторение должно становиться «неповторимым». Требуется варьирование учебного материала в разных обстоятельствах и соотношениях. И нужно искать возможности перевода знаний ребёнка в игру.
А профессиональная задача взрослых - помочь расцвету доброжелательного героизма
Содержание:
  1. Живой клубок противоречий
  2. Счастливый круг неопределённости
  3. Сентябрь. Первые заботы воспитателей
  4. Ты из какой группы?
  5. Неповторимость повторений
  6. Итоги дошкольной грамоты
  7. От зимы к весне: эра всеобщей популярности

 

 

 

Зачастую можно заметить вызывающее поведение и игнорирование хорошо известных детям норм. Из-за этого дети не должны считаться плохими и невоспитанными. Не надо бояться, что если взрослый тут же сразу не находит особых педагогических приемов воздействия, то ребёнок немедленно «испортится». Чтобы стать и оставаться хорошим, ребёнку нужен свой собственный опыт на границе плохого. А в этом возрасте мы имеем дело с очень невинным плохим.
Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. Но об их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнивать себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неуспехами других детей. Для детей привлекательными выступают те ситуации, где пробующими действиями возможно реализовать совместный поиск. Достаточно изменить эту мотивацию, то же самое дело становится непосильным для них.

Живой клубок противоречий

Физическим сложением шестилетний дошкольник уже похож на взрослого. В дальнейшем его физическое развитие становится еще более гармоничным: замедляется общий рост рук, ног, тела, увеличивается объем грудной клетки. Идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы.
Дети вроде бы делаются сильнее, выносливее - но, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Ребёнок и может, и хочет учиться, однако, сидячая поза и регламентированность действий вызывает сбой в нервных процессах и в конце концов эмоциональную и физическую усталость. С эмоциональной стороны шестилетний ребёнок уже вступил в тот период, когда он старается скрывать свои чувства и хоть немного управлять ими. Детям не очень нравится, когда их ласкают при других, когда хвалят за выполнение привычных норм поведения. Иногда можно заметить вызывающее поведение и игнорирование хорошо известных детям норм.
Из-за этого дети не должны считаться плохими и невоспитанными. Не надо бояться, что если взрослый тут же сразу не находит особых педагогических приемов воздействия, то ребёнок тут же «испортится». Чтобы стать и оставаться хорошим, ребёнку нужен свой собственный опыт на границе плохого. А в этом возрасте мы имеем дело с очень невинным плохим.
Этот возраст считается важным для совершенствования органов чувств. Ребёнок смотрит, но не умеет наблюдать, он еще не умеет управлять микро- и макродвижениями глаз, владение которыми делает чтение неутомительным.
Можно справедливо указать на то, что ребёнок не умеет слушать других и себя. Нужно подумать и о развитии руки как особого органа чувств. Ребёнок не умеет управлять движениями мышц обеих рук во время письма. Поэтому затруднена и совместная работа при письме мышц спины, плечевого пояса рук.
Словарный запас ребёнка достаточно велик, но понятия его мало обобщены и основаны на образных представлениях. Знания его фрагментарны, хотя память не только впечатлительна, но и действенна - ребёнок любознателен, подвижен. В целом мышление его наглядно-образно, наглядно-действенно. Наверное, это является причиной стремления ребёнка к практической и игровой деятельности.

Счастливый круг неопределённости

В играх и делах для ребёнка становится понятным, что он умеет и что не умеет, что реально, что надуманно. Круг неопределённых знаний увеличивается. Это рождает загадки, вопросы, предположения. Неопределённость стимулирует умственную активность, создаёт условия для воплощения этой активности в образах, фантазии, воображении, в игре.
Игра шестилетнего заметно отличается от игры даже пятилетнего ребёнка. Шестилетний ребёнок играет больше с представляемыми, чем натуральными (реальными) предметами, играет в мыслях и на бумаге, играет везде, в том числе и сидя на занятии, если занятие достаточным образом не заняло его потребность действовать и его воображение.
Быть слышащим зрителем, действующим зрителем, говорящим зрителем - вполне естественное состояние для него. Включаясь в общее действие, он не остается только наблюдателем. Действуя, он может перестать говорить, если ситуация этого требует, если без этого трудно координировать свои усилия с усилиями других. Тогда действующим и говорящим лицом станет его партнер, напарник.
У ребёнка еще сравнительно мал багаж для оценки своих возможностей. Большое число решений ему надо попробовать и перепробовать на практике. Но об их целесообразности он сможет судить лишь при возможности сравнивать себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неуспехами других детей. Такая оценка - выработанная собственными усилиями - гораздо точнее. Для детей привлекательными выступают те ситуации, где пробующими действиями возможно реализовать совместный поиск. Достаточно изменить эту мотивацию, то же самое дело становится непосильным для них.

Сентябрь. Первые заботы воспитателей

После летней жизни ребёнок входит в возникающее новое окружение и определяет себя по-новому в обновленной, непривычной (как ему чувствуется) обстановке. В это время ребёнок подчиняется скорее внешне предметным условиям жизни, снижая риск обнаружения своих желаний, своих возможностей. Он проявляет себя больше в облике члена своей семьи, через предписанное в кругу семейных отношений поведение.
Допустим, воспитательница впервые видит детей и налаживает контакты с ними. Такая полоса жизни не должна быть воспринята взрослым человеком как время преодоления хозяйственных забот. Для педагога-профессионала по жизни, по тайнам жизни нет лучшего времени для ее понимания, как время первых собственных встреч.
Через какое-то время наступит период вхождения с детьми в новые отношения. Их можно описать словами: установление темпа общих действий в содружественных действиях детей.
Первое дело воспитательниц - сблизить детей и ненавязчиво обнаружить, в каком составе им комфортнее жить, каков состав совместимых характеров.

Ты из какой группы?

Число совместимых характеров невелико - от четырёх до шести. Если в группе (общей) двадцать четыре человека, то малых групп соответственно от четырёх до шести. Возникшие группировки надо всем, кто с ними встречается, признать. Признание оформляется как признание имени группы, которое они с утра для себя придумали. К каждому из них можно обращаться с вопросом-просьбой: «Ты из какой группы?» В садах есть ритуал именовать место размещения всех детей, давать общегрупповое имя.
Взрослому надо выражать солидарность с детьми, употребляя его в своих высказываниях.
Малые группировки могут менять свой состав при смене рода занятий. Это надо замечать и вслух отмечать для всех детей. Такое признание облика самого самостоятельного объединения детей укрепляет их стремление обнаруживать собственную инициативу для реализации своих, признанных всеми членами малой группы, возможностей (пока скрытых как потенциал их умения попарно договариваться). Целью объединения должны быть «совместные действия по ходу их перемещения, движений» и общая направленность выборов решений, связанная с «установлением общего для них ритма».

Неповторимость повторений

Слово «ритм» начинает бытовать в жизни детей, как до этого они освоили слово «темп». Узнать его и понять смысл можно на любых занятиях, начиная с музыкальных, танцевальных, трудовых. Переход к новой универсальной связи событий «по ритму» позволяет сказать и о «темпоритме». Таким образом подчеркивается содержательная сторона общения детей.
При организации повторения учебного материала в группа в группах шестилеток надо иначе понимать изречение «повторение - мать учения». Подсознательное желание шестилетного - быть неповторимым, быть отличным от других. Поэтому любое повторение должно становиться «неповторимым». Требуется варьирование учебного материала в разных действиях, в разных обстоятельствах и соотношениях. И нужно предвидеть возможности перевода знаний ребёнка в игровую деятельность, в игру. Только таким образом ребёнку удается быть «коллекционером» личного опыта. Возникает возможность осознавать многозначность слов и понятий и возникает понимание возможности манипулирования со способами действия: один и тот же образ входит в разные соотношения с другими известными образами.

Итоги дошкольной грамоты

Новый год несёт новизну и в желаниях согласовывать свои впечатления и достигать согласия в высказываемых мнениях. Всем детям уже больше шесть лет, почти шесть с половиной. Каждый знает всех по имени. Каждый писал своё имя и даже фамилию печатными буквами, среди которых он выделял заглавные. Теперь он осваивает свои заглавные рукописные буквы.
Это очень интересно: вписывать на место печатной рукописную букву. Интересно разглядывать и читать имена своих друзей, узнавать, что они не боятся и строчных письменных букв и вписывают их вместо печатных. Все дети могут под именем своего товарища написать слоговыми знаками, сколько в нем гласных и согласных звуков. Это тоже новое. Но самое интересное занятие - отгадывание вместе со своими приятелями слова по слоговой записи и трём картинкам к ней. А все вместе дети могут прочесть хором запись, которую делает воспитательница на доске.
Слова записи короткие - в шесть букв, не больше; и после первого слога воспитательница делает короткую остановку, а дети хором произносят первый слог - и хор звучит до тех пор, пока пишется второй слог, который сразу все прочитывают. Чтение совсем не связывается с чувством риска.
Изменяется отношение к росчеркам. Глядя на какой-либо росчерк, надо на нём найти место, усмотреть, где есть часть «недописанной буквы».
А затем дописать её, вписываясь в линию росчерка. Это задание на воображение самого себя как видящего приметы графического образа буквы. Доказательством достоверности своего видения является прописывание буквы по росчерку смоченной тряпочкой и показ частей этой буквы на таблицах, дополняемый рассказом, где начало букв и где их конец. На одном месте росчерка можно усмотреть части разных букв и таким образом убедиться в том, что на таблице всегда есть известные части любой буквы.
Самая трудная работа - это запись на доске слога письменными буквами. У каждого есть своя компания друзей.
Они выходят и сообща рассматривают элементы букв на ступеньках. Надо отгадать, где части гласной буквы и где части согласной буквы. Все друг друга учат и показывают эти части на таблице элементов букв. Потом по очереди ребята списывают элемент так, чтобы он соединился в букву с другим элементом. Следующий может поправлять запись.
Кто смотрел на эту работу издалека, тот может не прочесть слог. А пишущие его уже прочли и пишут теперь для других, чтобы те потом могли сразу же, не записывая, читать слоги со ступенек. Записывающих ребят у доски может быть несколько, потому что они сами договариваются, с кем будут работать. Тем, кто списал слог, разрешают на бумаге фломастером его записать в строчке.
Смена характера взаимоотношений меняет особенности разговора детей. Работа детей в малых группах позволяет каждому ребенку высказаться и вслушаться в ответы товарищей. Обозревая таблицу элементов букв и воспроизведя их выборочно, дети объединяют систему описания верных и неверных движений руки при вписывании элементов в квадраты, с системой описания того, как из сочетания изученных элементов букв получаются строчные буквы.

От зимы к весне: эра всеобщей популярности

С Нового года перед взрослыми - воспитателями, родителями и всеми другими - встаёт новая забота.
Надо оказать детям поддержку в их стремлении расширить круг знакомых лиц, определить свое место в кругу. В это время каждый ребёнок уже признает права и равенство с ним другого, своего ровесника. А главное для него - быть самому признанным в своём кругу.
Впервые дети, достигшие признания, становятся популярными.
Часто взрослые довольствуются тем числом популярных детей в группе, которое возникает само по себе. Но от педагогов требуется расширять круг популярных детей, то есть тех, кто склонен предлагать свои образцы деятельности и замечать их у других. Верным путем к этому является обсуждение проведённых игр, рассказ о возможном дорисовывании к тому, что уже сделано по замыслу автора, демонстрация собственной коллекции с пояснениями о своей заинтересованности в ее расширении.
Это вызывает у детей и доброжелательное внимание и сопереживание, которые они ярко выражают.
Осознавая свой успех, дети отвечают своим товарищам тем же доброжелательным откликом на все обращения к ним. Они привыкают находить слова, чтобы выразить умелые действия товарища по группе и связать их с его достоинствами.
Таким образом, в группе становятся очевидными и личностные и деловые мотивы общения.
Особый простор для проявления и завоевания популярности многими детьми можно обнаружить в делах по чтению и письму. За месяц, за два каждый может побывать в этой роли. Главное в том, чтобы кто-нибудь не стал неизменно популярным, а кто-то забытым (и чтобы не возникали отрицательно популярные дети).
Созданием атмосферы одобрения разнообразных самостоятельных действий детей взрослые облегчают детям выражение предпочтений, оговорок, отзывчивости. Это окажет стимулирующее влияние на образование самобытных объединений детей, не навязанных чужой волей.

Евгений ШУЛЕШКО, Из книги «Понимание грамотности»


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/58
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/58
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?