Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Хилтунен Е. Космическое воспитание в разновозрастной группе 2-й ступени


Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
В период с 5 до 8 лет, пережив фазу активного самостроительства и большинство сензитивных периодов, дети становятся на позицию исследователей окружающего мира
Содержание:
  1. Опыт культурного поведения
  2. Особенности подготовленной среды
  3. Отечественная космическая программа
  4. 1. ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ
  5. 2. ЗЕМНЫЕ СТИХИИ
  6. 3. ТАЙНЫ НЕБА
  7. 4. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
  8. 5. ЦАРСТВО ЛЕСА
  9. 6. Я - ЧЕЛОВЕК

Опыт культурного поведения

Посредством воображения и собственной деятельности дети создают в сознании более или менее полный образ природы и культуры, а также своего места в социальном окружении. Желание учиться для детей этого возраста уже не является, как прежде, попытками испытать и усовершенствовать самого себя. Теперь учение приобретает социальную значимость, то есть побеждает стремление «сравняться в образовании» (как говорил Лев Толстой) с другими людьми, более старшими по возрасту и более опытными в интеллектуальном отношении.
Дети задают взрослым и самим себе огромное количество вопросов об окружающем мире, постоянно сравнивают и анализируют происходящие явления окружающей их среды и социальных отношений. Они с удовольствием описывают с помощью языка или других средств коммуникаций события своей жизни и делают не всегда успешные попытки словами объяснить другим свои чувства и переживания, свое личное отношение к предметам учебной деятельности. Значит, удовлетворить исследовательский мотив ребенка этого возраста можно только через организацию реальных условий, позволяющих ему овладеть соответствующим опытом культурного поведения.
По Л.Выготскому, процесс овладения формами культурного поведения является опосредованным и осуществляется через вспомогательные стимулы. Роль этих стимулов в Монтессори-педагогике играют многочисленные специально устроенные развивающие материалы. Они стимулируют ребенка к содержательному действию, которое запечатлевается в его сознании как опыт взаимодействия со средой и постепенно перерастает в опыт культурного поведения.
При этом предметные знания как бы достраиваются конкретными ситуациями социальной жизни группы, которые редко планируются заранее, но возникают в контексте свободной жизни и живых реалий взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.
Свободно организованная жизнь позволяет наблюдать индивидуальное развитие каждого из детей и профессионально реагировать на происходящее. Кроме того, предоставляя ребенку полную свободу в выборе видов и способов учебной деятельности, педагог наблюдает реальные трудности ребенка в каждый отдельный момент его жизни и работает именно с этими трудностями, а не с какими-то среднеарифметическими, выведенными из других учебных контекстов. «Школа должна отвечать на вопросы, которые ставит перед ребенком жизнь» - писал Лев Толстой.

Особенности подготовленной среды

Мебель - парты, стулья, полки - подобраны по росту детей. Парты индивидуальные и сгруппированы по четыре разновысоких для детей разного возраста и роста. Каждый ребенок имеет свою парту, хотя работать может и на индивидуальном коврике или за другим столом. В пространстве класса группы парт располагаются таким образом, чтобы середина осталась свободной. Индивидуальные коврики (5-6) стоят в стойке, к которой легко подойти.

Развивающие материалы располагаются на полках, доступных в любой момент любому ребенку. Материал находится в классе до тех пор, пока, по наблюдениям учителя, в нем испытывает потребность хотя бы один из детей. В то же время полки не загромождаются материалами особенно в начальный период освоения среды, потому что «неорганизованная масса предметов смущает душу ребенка, создавая в ней новый хаос, и вызывает подавляющее чувство уныния» (М.Монтессори).
Развивающие предметы и дидактические материалы расположены на полках в общей логике потребностей развития детей этого возраста и во внутренней логике каждого раздела программы. То есть если мы говорим о том, что главной чертой этого возрастного периода является исследовательская позиция ребенка по отношению к миру, то на первое место ставятся материалы естественно-научной лаборатории и космического воспитания. К ним примыкают дидактические материалы, помогающие ребенку в освоении родного языка (возможен вариант и с иностранным), следом расположены шкафы классной библиотеки, включающей не только художественные, но и справочные, и учебные книги, а далее стоят полки с математическими материалами и измерительными приборами. В классе обязательно есть одна или несколько различного вида досок для письма мелом и фломастерами.
В учебном пространстве класса есть место для кухонного столика, полок с посудой, электроплиты и раковины с водопроводным краном, где дети могут совершенствовать свои практические умения в элементарном приготовлении пищи и самообслуживании.

Спортивный комплекс и «шумная комната» сохраняются рядом с классом, как это и было в организации учебного пространства для детей до 5 лет. Заметим, что именно в возрасте 5-7 лет дети переживают одну из высших точек сензитивного периода развития движений, и их активность в этом направлении требует постоянного выхода.
Отдельно от классной и «шумной» комнат для детей этой возрастной группы необходимо иметь помещения для мастерской ручного труда и ролевой деятельности, а также театральную сцену или арену для представлений.

Отечественная космическая программа

Следуя за стремления пяти-семилетних детей исследовать окружающий мир, на основе наблюдений за их свободной деятельностью в развивающем пространстве школы авторским коллективом под руководством Е.В.Литвяк специально для российских Монтессори-школ был разработан интегрированный учебный курс.
Исследовать окружающий мир - это значит действовать в нем как исследователь: сопоставлять, сравнивать, анализировать, накапливать информацию. Программа метапредмета «космическое воспитание» (или, как дети его называют, «космос») предполагает сохранение детского целостного мировосприятия и получения на этой основе первоначальных сведений по биологии, астрономии, геологии, истории, географии, анатомии и информатике. В условиях специальным образом обустроенной для этого среды дети учатся быть наблюдательными, пытаются не только ощутить и представить мир в гармонии, но и беречь его. Дети много работают с книгами и дидактическими материалами, выражают свои мысли разными способами: с помощью письма, речи, живописи, скульптуры, жестов.
Существенное место в жизни ребенка занимает работа в нашей лаборатории, где он ставит несложные опыты и описывает или на первых порах зарисовывает результаты своих наблюдений.
Опишем основные дидактические материалы, которые помогают детям осваивать окружающий мир. Разумеется, эти материалы могут быть модифицированы в условиях конкретной детской группы, и круг их сильно расширяется и усложняется по мере взросления детей. Этот комплект можно считать лишь базовым для свободной работы 5-7-летних детей, обучающихся в начальной Монтессори-школе.

1. ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Внимание детей акцентируется на том, что все, что их окружает, и они сами - части одного целого мира, простирающегося во времени и в пространстве.

Часы
Большие картонные или фанерные часы, на внешнем круге которых обозначены часы, а на внутреннем - минуты. Маленькие карточки с изображением часов, показывающих разное время. Билетики с написанным временем.

Коврик времени
Длинный ковер из плотной ткани, разделенный на несколько частей: одним цветом выкрашено поле «до людей», другим - время «первых людей», третьим - время египетской и вавилонской цивилизаций, четвертым - время Греции и Рима, пятым - средние века (с этого момента можно вводить историю России), шестым - новое время (XVIII-XIX вв.) и последним - XX век. (Хронология событий только по векам.)
Картинки с изображениями исторических событий, карточки с названиями к ним.

Измерение времени
Небольшой поднос, на котором лежат или стоят различные приборы для измерения времени: ручные часы, карманные часы, секундомер, водяные часы, модель солнечных часов, песочные часы, электронные часы, ходики, будильник.

Круглый год
Картонный круг, разделенный на 12 секторов. На каждом секторе написано название одного из месяцев. К этому приложены картинки с временами года и их названиями.

Неделя
Картонная картинка с изображением, например, дерева. Слева на ней написаны дни недели. Полоски перемешиваются, и их надо сложить в соответствующем порядке.

Происхождение жизни на Земле
Длинная лента с изображением животных в порядке их появления на Земле (заканчивается появлением человека), короткие тексты о них. Вторая такая же лента без картинок и текстов. На отдельных карточках картинки и тексты к ним.

2. ЗЕМНЫЕ СТИХИИ

Как работает воздух
Маленькая ветряная мельница, свечка, спираль, птичье перо, лоскуток газовой ткани.

Что пропускает воду, а что нет
Поднос, на котором стоят баночки с землей, песком, глиной, солью и пр. Кувшинчик с водой и банка для проб. Воронка. Тампоны из ваты. Листок для описания хода опыта.

Тонет - не тонет
Чаша с водой. Корзинка с различными предметами, среди которых камешек, металлическая монетка, деревянная щепка, пластмассовый кубик, стеклянный шарик, пенопласт, лоскуток ткани, кусочек бумаги или картона. Листок для записи хода опыта.

Опыт со свечой
Три банки разной величины. Свечка в маленьком подсвечнике. Спичка со спичечным коробком. Секундомер. Листок для записи хода опыта.

Измерение температуры воды
Градусник для измерения температуры воды. Три широких стакана для воды разной температуры.

Листок для записи измерений.
Работа в условиях лабораторных исследований предполагает наблюдение за ходом того или иного опыта. Ребенок работает индивидуально и по ходу опыта записывает свои наблюдения на специально заготовленном заранее листке. Этот листок является своеобразным отчетом об эксперименте. Впоследствии листки собираются в специальную печатную тетрадь. Детям, которые к шести годам еще не научились писать, предлагаются графические или пиктографические отчеты.

3. ТАЙНЫ НЕБА

Изучение земных стихий логически переходит в астрономические наблюдения, в ответы на вопросы детей о звездах, планетах, тайнах неба.

Собери созвездие
Коробка, в которой лежит синяя фланелевая тряпочка, карточки с изображением разных созвездий. Маленькие картонные или пластмассовые звезды.

Солнечная система
Шары различной величины (деревянные, глиняные, из папье-маше) с номерами от 1 до 9. Шнурки для изображения орбит; Солнце. Билетики с изображением Солнечной системы.

4. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

В этом разделе программы космического воспитания предлагается представить ребенку возможность освоить некоторые первоначальные понятия географии Земли.
Он разберется в глобусе и в географической карте, узнает, как изображаются вода и суша, горы, леса и равнины. Познакомится с материками и океанами. Научится различать части суши, реки, озера и моря. Он узнает, где и какие обитают животные и растения. Будет находить на карте разные страны и их столицы. Познакомится с флагами и костюмами людей разных стран.

Вода - суша
Фанерное поле с нарисованными озером, морем, рекой, равниной, горами, островом, полуостровом, холмом. Билетики с подписями к ним. Бумага для рисования карты. Контрольная таблица,

Страны Европы
Карточки с изображением больших европейских стран. Маленькие флаги. Билетики с названием столиц. Контрольная карта Европы. На ней обозначены столицы и нарисованы флаги.

Конструктор-план
Маленькие домики, мосты, деревья, река, озеро, вырезанные из картона. Ткань для фона. Набор карточек с планами местности. Бумага, карандаши.

Материки
Глобус, в котором воткнуты кнопки-гвоздики в каждый материк. Набор маленьких табличек с петельками, на которых написаны названия материков.

Компас
Компас и к нему таблички с надписями:

5. ЦАРСТВО ЛЕСА

Исследование животного и растительного мира Земли у детей этого возраста вызывает неизменный интерес. Упор делается прежде всего на растения и животных, которых дети встречают в своей повседневной жизни. Как и всегда, в изучении окружающего мира ребенок классифицирует, сравнивает, обобщает, расширяет свой словарный запас. Растения и животные, встречающиеся в его предыдущем опыте, теперь приобретают свое место жительства на Земле и биологические особенности.

Листья и плоды
Карточки с изображением различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша и т.п.). Билетики с названиями этих деревьев. Семена в отдельной плошке. Контрольные карточки на зеленом фоне с приклеенными к ним листьями и семенами.

Деревья, кустарники, травы
Билетики на зеленом фоне с надписями: деревья, кустарники, травы.
Карточки на зеленом фоне с самыми известными и постоянно встречающимися деревьями, кустарниками и травами. Контрольная карта с классификацией растений.

Классификация животного мира
Билетики с названиями классов: моллюски, рыбы, земноводные, насекомые, птицы, млекопитающие. В коробке или корзинке лежат фигурки животных или карточки с их изображением. Короткие тексты об их особенностях. Контрольная карта-схема.

Животный мир континентов
Картонное или фанерное поле с изображением континентов. Корзина с игрушками-животными (пингвин, крокодил, лиса, слон, кенгуру, верблюд и т.д.). Контрольная карта континентов с изображением животных.

6. Я - ЧЕЛОВЕК

От изучения живой природы мы переходим к изучению человека. Его анатомия особенно занимает ребенка в этом возрасте. Каково строение человека? Что у него внутри? Каковы функции отдельных органов? Как рождается человек? Вот те вопросы, на которые ребенок требует ответов. И он находит их, самостоятельно работая со специальными материалами.

Моя рука, моя нога...
Таблички длиной в 15 см и шириной 5 см, на которых написаны названия частей тела человека. Другие такие же таблички, но обведенные каймой, с названиями внутренних органов человека. Кто-то из детей ложится на ковер, а другой раскладывает таблички прямо на нем.

Во второй половине учебного года, когда подходит к концу адаптационный период и дети освоили уже большую часть материалов, стоящих на полках, многие из них начали хорошо читать с пониманием. Происходит естественный переход к чтению справочной литературы и энциклопедий и работе над индивидуальными сообщениями и докладами. Доклады на различные темы дети готовят во время свободной работы, пользуясь энциклопедиями как материалами. Доклады оформляются в письменном виде, а затем рассказываются на информационном кругу. Все слушатели задают докладчику вопросы, и лучшие вопросы отмечаются. Позднее тексты докладов вывешиваются в классе или набираются в виде книжечки.

Елена ХИЛТУНЕН

Из книги «Авторская программа воспитания и обучения в российском
Монтессори-детском саду и начальной школе»
(М., «Первое сентября»., 2000)

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/48
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/48
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?