Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Крылова Н. Живущие перспективой


Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Пятилетний дошкольник встает на новые ступеньки своих возрастающих возможностей. Уходит несдержанность, незащищенность, появляются чувство собственного достоинства, индивидуальный стиль, своеобразие творческих дарований.
Содержание:
  1. Они такие разные
  2. От открытия к притяжению
  3. Артисты в спектакле «Занятие»
  4. Лиса хитрая, а медвежонок жадный
  5. Труд и жизнь
  6. Одаренность
  7. Знания: качество или количество
  8. Как воспитать Эллочку-людоедочку
  9. В лоб или мимоходом?

Они такие разные

Часто педагоги говорят: для нас старшие и подготовишки едины. Не соглашусь с этим. Старшие дети и подготовительные разные. Старшие первые пол года один к одному как средние дети - очень смешные, в чем-то неуклюжие, пошагово выполняют за воспитателем любое действие. А со второй половины года они подготовительные. Ты приходишь после Нового года и видишь осмысленных, осознанных, самостоятельных, творческих детей. Происходит резкий скачек в развитии. Удивительно!
Что такое старшая группа? Ребенок открывает неизвестное в хорошо знакомом. И личное рассматривается как проявление всеобщего. Ребенок приходит к этому лишь к концу старшей группы. А в подготовительной группе это ведущий метод открытий. В подготовительной у детей устойчивые интересы, видно, насколько каждый из них со своим лицом.

От открытия к притяжению

В младшей группе мы делаем все, чтобы открыть ребенку взрослого. В средней группе все, чтобы отделить ребенка от взрослого - сами поиграете, сами построите. В старшей - я закрепляю это, и ребенок еще очень хочет отделиться от взрослого. В подготовительной группе взрослый становится очень притягательным для детей. Они вдруг открывают: взрослый - кладезь знаний, отличный собеседник, интересный человек. Шестилетки все время ищут контакта со взрослыми - начинают различать взрослых, относиться к ним избирательно.

Артисты в спектакле «Занятие»

На любом занятии ребенок должен быть артистом. Ведь каждый взрослый готовится, например, к выступлению на конференции - нарядно одевается, делает прическу. Каждое выступление ребенка перед сверстниками тоже должно быть праздником. Нельзя превращать занятие в школьный урок: вызывать «к доске» и требовать ответ. В детском саду категорически не может быть такой ситуации, чтобы Петя вышел и рассказал, а Таня вышла и не смогла, не справилась. Этого быть не может!
Любой провал ребенка - это провал работы педагога. Ставить ребенка в ситуацию унижения недопустимо. Вот почему у нас существует четкая система подготовки всех детей к занятию. Если воспитатель готовит занятие по развитию речи, то с детьми, которые будут на этом занятии выступать, он предварительно придумывает и записывает все рассказы, выучивает их с детьми, и на занятии дети придут, и будут выступать. Сегодня 5 человек, на следующий раз другие 5. Мы не имеем права устраивать для детей неудачный выход. Каждый ребенок должен состоятся.
Занятие - момент социальный. Здесь возможен и прием неудачи, но для того ребенка, который не готовился, но якает или для того, которого все хвалят и он думает, выйду - и все получится. Тогда возможно подготовить ребенка средних возможностей, чтобы все видели, как он уверенно говорит. Проиграв эту ситуацию, воспитатель обращается к хвастунишке: «У тебя не получилось? Почему?» К выступавшему: «Ваня, как ты готовился к занятию, что делал? (Выслушать ребенка.) Поэтому все получилось». «А ты поспешил. Посмотри-ка, раньше был лучше всех, а теперь Ваня стал лучше». Такой ход возможен, но только один раз, как профилактика яканья, как нравственная задача для конкретного ребенка.
В старших группах, работающих по программе «Детский сад - дом радости» первое занятие проходит в 9 часов, второе физкультура (или музыка) - и мы выходим гулять. Перед прогулкой воспитатель мотивирует детей, что у нас будет третьим занятием. Поскольку третье занятие творческое, то во время прогулки нужно с каждым проговорить замысел рисунка (поделки, лепки). Специалист по изо этого с детьми не делает, у него нет на это времени и взаимодействие с основным воспитателем такое как надо налажено не всегда. Вот поэтому я считаю, что лучше, когда творческие занятия с детьми проводят сами воспитатели.

Лиса хитрая, а медвежонок жадный

Дети, особенно девочки, любят порассуждать на этические темы. «Какая Снежная королева злая, а платье у нее красивое», «Золушка добрая, а Золотая рыбка?»
Аня: Если бы была совсем добрая, корыто бы новое оставила.
Вика: Баба рыбку ведь обидела?!
Алена: Дед тоже обидел рыбку. Зачем бабу слушался?!
К старшему возрасту у детей уже сформированы понятия о добре и зле, хорошем и плохом, о том, что можно и что нельзя. И в старшей группе на различных примерах мы показываем им относительность этих знаний. Хитрость - хорошо это или плохо? В одной ситуации - хорошо, в другой - плохо. Вот два жадных медвежонка из одноименной сказки. Хитрая лиса их обманула. Им от этого плохо. Почему же с медвежатами произошла такая история? Они сами были жадными. Но хитрость очень часто выручает героев сказки. Вот Жихарка перехитрил Бабу Ягу, сел на сковородку лицом к печи.

Труд и жизнь

Труду я придаю необычайно важное значение. Почему? В младшей группе труд позволяет ребенку отделиться от взрослого: сам оделся, сам разделся. В средней группе - почувствовать удовольствие от этой деятельности. У нас появляются творческие формы труда - поручения, дежурства по сервировке стола. В старшей группе труд усложняется, появляются бригадные формы работы. Для чего придуманы эти формы работы: поручения, дежурства, коллективные формы работы - это ведь игра. Она позволяет детям стать единым объединением, в котором своя особая психология отношений, здесь надо договариваться, подчиняться, точно выполнять свою работу. И, наконец, в подготовительной группу появляется бригадный труд. (Придумала его Роза Семеновна Буре, а я разработала к той идее технологию.)
Трудовая деятельность одна из самых трудных для ребенка. Детей надо учить организовывать свой труд, учить обдумывать свои действия. Расскажу об одной ситуации. Воспитательница не поверила мне, что детей надо учить организации труда, учить думать. Я предложила: «Давайте проведем завтра эксперимент. Сажаем детей за пустые столы и предлагаем им рисовать». Так и решили. На следующий день она говорит: «Дети, садитесь за столы, начинаем рисовать». И все дети стали рисовать пальцем на крышке стола! Одна девочка была в медицинском кабинете. Приходит в группу и удивляется: «А что вы делаете?» Воспитатель: «Рисуем». «А я не вижу, что вы рисуете». Тут дети наперебой загомонили: «А вы нам ничего не дали!» Воспитатель: «А вы ничего не просили!»
Этот эксперимент мы проводим в старшей группе, чтобы проверить действия детей: сядут они за пустые столы или нет. И если дети, как обезьянки это делают, значит, мы работали плохо. Каждый раз ребенок должен знать, зачем он будет сегодня заниматься. Когда человек знает что его ждет, он настраивает себя на эту работу. Человек должен жить перспективой.

Одаренность

Каждый ребенок одарен, у каждого есть свой талант. В старшей группе дети это открывают. Все рисовали дерево, но у Антона оно получилось лучше всех. Всех научили петь, но так как поет Петя, не поет никто. Вот это «лучше среди всех на данный момент» и есть проявление одаренности. На данный момент!
Нам не дано предугадать, когда в ребенке проснется одаренность. Сейчас ребенок ее не проявляет, но, возможно, это произойдет позднее. Я против дифференцированного подхода в обучении, против ранней специализации, против деления детей на математиков, гуманитариев, художников, музыкантов и т.д. У ребенка есть дар. Но чтобы дар превратился в талант, нужно трудиться. И я, педагог, должна подсказать семье, как насытить талант - и как его сохранить. Если начать использовать дарование как золотую жилу, оно быстро иссякнет. Ребенок скажет: я этого не хочу. Поэтому деятельность, в которой ребенок успешен, должна быть дозированной. Чем талантливей человек, тем он многосторонне развит. Надо открыть ребенку и другие виды деятельности. Растущему, развивающемуся, одаренному ребенку ни в коем случае нельзя задавать узкую специализацию! Непременно нужна избыточная информация!

Знания: качество или количество

Сегодня многие увлекаются количеством знаний, чем больше и раньше дети знают - тем лучше. Хорошо ли это? Ведь знания знаниям рознь. Может быть, у ребенка в голове - кладовая знаний, но он абсолютно не умеет думать, не умеет пользоваться ими. А может иметь ограниченное количество знаний, но они для него как средство, становятся путеводной звездой в познании мира. Например, зададимся вопросом о том, меняется ли интеллект ребенка, если в два года он уже читает? Да или нет? Пушкин научился читать в шесть лет, и это не помешало ему стать великим поэтом.

Как воспитать Эллочку-людоедочку

Не случайно в предыдущей статье я говорила о ясных и не ясных знаниях (см. «Детский сад со всех сторон» № 28 за 2004 год). Напомню. Н.Н. Подъяков обнаружил, что есть два круга знаний: ясные и не ясные, чем шире зазор между ними, тем умнее человек. Это замечательно показали и А.Р. Лурия с Л.С. Выготским. Они изучали особенности усвоения опыта предшествующих поколений. Это исследование проводилось в 30-е годы. Ученые наблюдали три группы людей, жителей степного аула. Одна - это те, кто никогда не выезжал из аула и не имел образования. Вторую группу составили те, кто имел образование 2-3 класса, но из аула не уезжал. И, наконец, третья группа - те, кто имел образование и выезжал за пределы родного аула. Каков результат исследования? Люди, бывавшие за пределами аула сразу показывали другой круг возможностей, другое мировоззрение.
Ясные знания задают детям способ познания. Их очень немного. На фоне всей программы их должно быть около 10%, все остальное - избыточная информация. У каждого ребенка она будет своя в силу его личных интересов, в силу умения ориентироваться в мире информации. Когда воспитательница говорит трехлетке, что ель дерево из семейства хвойных, что у него особые листочки, для маленького ребенка эти сведения необязательны: хочет, запомнит, не захочет - не запоминает. Но если воспитатель будет говорить ребенку только то, что ребенок должен знать по программе, то он станет как Эллочка - людоедочка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

В лоб или мимоходом?

Давайте поразмышляем, а какие знания останутся в маленьком человеке на всю жизнь? Те, которые взрослый говорит напрямую, «в лоб», или мимоходом услышанные, увиденные краем глаза? Что вкладывать в ребенка? … Я убеждена, что вот эти мимоходом услышанные, а потом собранные и в значимой ситуации осмысленные, - вот эти знания остаются на всю жизнь. А из этого глобального восприятия начинается переход к эмпирическому обобщению, формированию видовых понятий. Этот результат как многослойный пирог. Но чтобы это произошло, ребенок должен получать (слышать, видеть, ощущать) такие знания каждый день. Когда ребенок осваивает знания? Когда он интересно живет, когда он и общается ненавязчиво, а, между прочим.

С Натальей КРЫЛОВОЙ беседовала Ольга ЦВЕТКОВА

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/44
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/44
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?