Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Литвяк Е. Урок, который нашли в сугробе


Белый снег лежит на деревенских полях. Новая страница открытой книги. Пусть она будет радостной и светлой. Забудем в новом году яростные споры о том, закрывать или не закрывать сельские школы. Давайте радоваться зимним праздникам вместе с нашими детьми – ждать гостей и печь пироги. Мы не хотим писать суровые публицистические статьи и статистические отчеты, мы хотим сегодня поговорить о том, о чем всегда говорят в учительских. Даже в тех, где полы деревянные и некрашеные. Поговорим о том, чему и как учить деревенских детей, какой премудростью мы одарим их, выводя на дорогу нового года.
По страницам учительских конспектов
Содержание:
  1. Безударные гласные... на дороге
  2. Уравнения весной
  3. Диалоги о млекопитающих
Информация об авторе: Литвяк Е.
Елена Литвяк, педагог и педагогический писатель. Одна из первых в России Монтессори-учительниц, потом - учительница начальных классов в церковно-приходской школе в селе Рождествено.
Ведущая рубрик "Сельская школа" и "Этнография детства" в газете "Первое сентября".
Живёт и работает в Москве

Маленьким школам плохо. Нет новых учебников, книжек в библиотеке, преподавателя иностранного языка, физкультуры, нет краски для ремонта. Над многими из них висит постоянная угроза закрытия. И каждая выбирает свой путь томительного ожидания свершения неизвестной судьбы или (все-таки!) сотворения своей жизни по своему плану.

Можно бесконечно жаловаться, а можно потихонечку придумывать что-то самому, не ожидая помощи, как это делают учителя сельских малочисленных школ, расположенных вокруг тихого старинного Углича. Местное управление образования с радостью поддерживает учительскую инициативу. Вот издали недавно сборник авторских разработок разноуровневых и разновозрастных уроков из опыта нескольких маленьких деревенских школ. И нет у них ощущения беспомощности и безвыходности, напротив, чувства возникают самые замечательные интерес, радость, восторг.

Безударные гласные... на дороге

Безударные гласные в корне слова одна из самых трудных тем в начальной школе, требующая постоянного повторения. Дети ошибаются и не любят безударных гласных. Гораздо интереснее смотреть на проселочную дорогу за окном, полную жизни, чем писать бесконечные упражнения. И учительница Клементьевской средней школы Татьяна Волкова решила не уводить детей с дороги, загоняя в класс, а превратить урок русского языка в путешествие по окрестным деревням. В классе вместе занимаются второклассники и третьеклассники, перед ними на столе разложена карта Ярославской области, карточки с заданиями, картинки, тексты.
Ребята! Посмотрите на карту нашей Ярославской области. На что похожа наша земля? На сердце! Это место, где наше сердце радуется, живет, потому что это наша родина. Давайте отправимся в путешествие по нашей области, по деревням нашего хозяйства.
Ребятам нравится такое неожиданное начало урока, они с интересом рассматривают карту района (кстати, ученики четвертого класса уже вполне смогут изготовить такую карту сами), где большими буквами выделены названия окрестных деревень. В каждом из них пропущены безударные гласные. Ребята ищут проверочные слова, а заодно рассуждают об этимологии названий мест: Добрилово  - наверное, там добрые люди живут! Ученики третьего класса проверяют работу у второклассников, исправляют ошибки, нарочно допущенные учителем в диктанте, который они ему диктуют. Вроде бы обычный урок с упражнениями и проверкой, но все время идет разговор о жизни конкретных людей, соседей: чем они заняты, какие у них проблемы? Одна из деревень, Плоховка, нежилая.

Да, есть такие деревни в нашей округе, с грустью говорит учительница. Одни печные трубы да одинокие деревья напоминают о том, что здесь когда-то жили люди. Может быть, вы знаете еще такие деревни?

И неожиданно притихшие дети называют еще несколько таких деревень: Михали, Митьково, Саулино, Рыжницы...

Уравнения весной

Еще более удивительный случай урок математики в середине февраля, в котором участвуют одновременно ученики 4 классов Терютинской средней школы. Толстой говорил: Уберите предметное знание и поговорите с ребенком о том, что случилось сегодня утром. В Терютинской школе математика связана с живой жизнью сегодня утром начал таять снег, и невозможно оторваться, хочется сбивать сосульки с крыльца. И считать их заодно, например.

Урок про уравнения; попытка совместить интересующие события и программные требования. Учитель говорит с детьми о сугробах под окнами, ярком солнце, приближающейся весне. А потом шестилетки рисуют солнышки в тетрадях и считают лучики, а второклассники - четвероклассники тем временем заняты устным счетом, вытаскивая из сугробов, нарисованных на доске, примеры на сложение и вычитание. Потом малыши-первоклашки предлагают старшим ребятам простые задачи, по условию которых они должны составить уравнения, а четвероклассники объясняют младшим ребятам принцип решения уравнений. Потом все вместе мастерят картонные кормушки для птиц, рассчитывая периметр и площадь (первоклассники измеряют длину стенок кормушки). Все работают вместе, помогая друг другу, и при этом каждый делает то, что ему по силам. И наступающая за окном весна мимо не проходит. А это очень важно для деревенского ребенка.

Диалоги о млекопитающих

Мне кажется отличной идеей в маленькой сельской школе, где все друг друга знают, проводить совместные уроки не только для начальных классов, но и для классов, где учатся подростки 11-13 лет. Для них особенно важно в этом возрасте получать те знания, которые они могут тут же применить в жизни. Хотя бы, например, на общем уроке по биологии, где старшие и младшие учат друг друга. Один из вариантов такой деятельности предложен учительницей Ординской основной школы Натальей Кашиновой.

Вы учитесь в разных классах, но на уроках природоведения и биологии изучали похожие темы, говорит она в начале урока. И предлагает продемонстрировать друг другу имеющиеся уже знания о млекопитающих и их классификации. Пятиклассники вразнобой называют самых невероятных животных (почему-то особенно популярны дикий як, индийский буйвол и синий кит). А восьмиклассники щеголяют перед младшими знанием красивых слов названий отрядов млекопитающих: парнокопытные, ластоногие, грызуны. Затем восьмиклассники подбирают подходящие пары. Следующее задание вполне доступно пятиклассникам: подумать о значении слова млекопитающие и поговорить о роли некоторых млекопитающих в природе. Затем все вместе составляют цепи питания, учитель проверяет работу восьмиклассников, восьмиклассники - пятиклассников. Потом непринужденный разговор о знакомом деревенским детям - пользе домашних и диких животных для человека. Такой диалог ребята проводят совершенно спокойно, без вмешательства учителя. Он только слушает и записывает на доске наиболее интересные реплики. И развивает тему дальше, предлагая поговорить об охране особо ценных видов, рассказывая о заповедниках в Ярославской области. Но слишком долгие разговоры утомительны. Поэтому следующая часть занятия посвящается индивидуальной и парной работе пятиклассников по освоению новой информации об охране природы при помощи учебников и немногочисленной, правда, справочной литературы. В это же время восьмиклассники записывают основные признаки млекопитающих. В конце урока - выводы по кругу и раздача домашнего задания.

Таких уроков в сборнике описано множество. Это всего лишь три примера. Может быть, недостаточно замысловатые, яркие, эффектные. Но мне почему-то кажется, что именно они позволяют сельским ученикам достигать сразу многого - чувствовать себя одной большой семьей, делиться имеющимися знаниями с теми, кому они могут пригодиться, и главное - само знание получается живым, настоящим, не оторванным от личного опыта ребенка и здорово расширяющим его.

По материалам сборника "Из опыта работы сельской малочисленной школы",

подготовленного информационно-методическим центром Управления образования 

Угличского муниципального округа

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/3
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/3
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Литвяк Е. & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?