Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Свирская Л. Маленькая школа Эстонии


В течение всех уроков ученики постоянно перемещались по классу, выбирали удобное для себя место работы, собирались в круг на ковре для проверки выполненного и вновь расходились. Не было не только усталости, но и ухудшения настроения, снижения увлеченности, утраты энтузиазма...
Информация об авторе: Л. Свирская
Лидия Свирская.
к.п.н.
Российский фонд по развитию образования «Сообщество»

Размеры района в России и волости в Эстонии, возможно, разные, но смысл у них один - это самая маленькая территориальная единица государства. Районный центр в России объединяет деревни. В Эстонии в волостном подчинении не столько деревни, сколько, и в большей мере, хутора, разбросанные на несколько километров друг от друга (скорее, это соответствует территории сельского совета). Волостной центр Выну и сам больше похож на деревню: два магазина, церковь, под одной крышей волостная управа, амбулатория и клуб, детский сад, три маленьких (от 3 до 10 работающих) частных деревоперерабатывающих предприятия и школа. Школа, которой позавидовали бы и в столичном городе. Школа, в которую дети приезжают даже из Тарту (около 50 километров).

Школьный день начинается позже, чем в городских школах, и позже заканчивается. С одной стороны, оттого, что дети ждут автобус, с другой - просто не хотят уходить из школы - здесь их друзья, здесь происходят интересные события, здесь они могут сделать уроки на завтра. Утром и после обеда автобус, связывающий Выну с Тарту привозит учеников из Тарту и поселений соседней волости. Дети из близлежащих хуторов в школу и детский сад приезжают на школьном автобусе, на велосипеде, на машине с родителями или приходят пешком – пройти 2-3 километра в Эстонии обычное дело.

Не уверена, что всю атмосферу школы определяет архитектура, но то, что она составляет ее немалую часть, возможно. В центре двухэтажной школы большой зал-атриум, от которого, как лучи, идут три отделения - начальные классы 1- 4, основная школа 5 - 9 и гимназия 10 - 12. Как и в большинстве сельских школ, классы могут быть очень маленькими - в первом классе 14 детей, в выпускном - 6, но есть и такие, в которых 25 учеников. В каждом отделении классы объединены небольшим холлом, в котором ученики могут отдохнуть, поиграть во время перемены. В большей мере это касается, конечно, младших, потому что старших сложно удержать в изоляции друг от друга, они постоянно встречаются в зале - атриуме, в фойе школы, в спортивном зале, в «шведской комнате», в компьютерном зале. В школе практически нет кабинетной системы – только один кабинет (по-моему, истории), остальные уроки проходят непосредственно в своем классе, поэтому он обжит детьми и часто далеко не в школьном (в нашем понимании) духе – на стенах плакаты знаменитых групп и футбольных команд. Это в «сложных» классах переходного возраста. А у младших – рисунки и другие творческие работы.

Большое пространство атриума создает ощущение открытости, духовного подъема (сравните свое состояние в помещении с высотой потолка в 2,5 метра и под сводом купола), и в то же время, дает простор для фантазии в оформлении интерьера, для выращивания растений, «длина» жизни которых сопоставима с жизнью школы, так как им есть куда расти, для организации концертов и общих праздников, для событий, в которых участвуют все школьники и родители.

Школьная столовая - это множество вкусностей, которые пекут здесь не только для школьников, но и для магазинчика. С одной стороны, это очень хорошо, с другой нет, так как старания учителей привить ученикам понимание ценности правильного питания разбивается об искушение пирожным или свежеиспеченным печеньем. Конечно, здесь готовят и обеды, так что у детей всегда есть выбор. Школьная столовая это семейное частное предприятие, поэтому директор освобожден от забот об организации, оборудовании, подвозе, контроле за качеством питания.

В организации жизни школы много интересного и полезного, создающего не только субкультуру школьной жизни, но и в целом культуру современного человека. Прошу прощения, за некоторый пунктуализм, но

1)                              это, извините, туалеты. Очень может быть, что и с них тоже начинается культура современного человека, все-таки ежедневно и неоднократно повторяемые процедуры формируют не только привычки, но и потребность в определенном комфорте. А как следствие, стремление к его достижению везде и во всем.

2)                              привелегии для учеников. Например, пить кофе во время уроков. Если это необходимо тебе, не мешает сути урока и другим ученикам – пожалуйста. Это может делать и учитель.

3)                              как следствие или как технологическое обоснование пункта два – уроки проходят не в лекционной форме, а скорее в форме диалога, командной работы над проектами. Не во всех классах, не у всех учителей, но это уже органично освоенная культура учебного процесса.

4)                              ученики и учителя объединены не только общей задачей успешного образования, но и общими идеями, проектами – например, созданием «шведской комнаты», в которой все, начиная от ремонта, оснащения и до организации ее работы – плоды их общего труда.

5)                              дети с особенностями развития учатся вместе со своими сверстниками, их никогда не оставляют на второй-третий год, просто они осваивают доступную им программу. Так создается и укрепляется микро- и макросоциум, где от каждого – по его возможностям.

6)                              в школе не звенят звонки. Даже при всей моей увлеченности тем, что происходило вокруг, едва ли я их просто не заметила. Учитель регулирует нагрузку, реагируя на функциональную готовность работать или усталость. Хотя сам способ организации работы на уроках – обсуждение в подгруппах, работа в командах, когда не надо неподвижно сидеть за столами - является сам по себе достаточным регулятором.

Мне показалось очень интересным то, что дети начальной школы не должны носить с собой тетради, учебники, пеналы, краски, спортивную форму - все находится в классе и учительница выдаст им только то, что нужно для выполнения домашнего задания. С одной стороны, это объясняется тем, что дети живут достаточно далеко и носить наполненные портфели бывает трудно, с другой стороны, за забытой тетрадью или формой не сбегаешь домой. И, самый главный аргумент – уроки проходят в форме подгрупповой работы, способ выполнения которой может быть выбран отдельным учеником или командой. Для работы всегда могут понадобиться самые неожиданные, заранее не предусмотренные материалы. Поэтому класс – это наполненная мастерская, где есть все. Закупкой или пополнением материалов занимаются сами учителя. Для этого формируется школьный «фонд» - родители ежемесячно платят некоторую сумму (законодательно это утверждено) на развитие школы и оснащение класса, а учителя кооперируются и отправляются за покупками в супермаркеты Тарту и покупают оптом, то есть со скидкой все, что нужно для организации успешной творческой исследовательской учебной работы. Начальные классы работают по программе Step by step (в российском варианте программа «Сообщество»), но основные принципы работы – диалог, проектная деятельность, работа в командах – переносятся и в практику старшей школы. Выбор программы остается за учителем, но яркая, явная эффективность в развитии учеников из классов Step by step все чаще и больше привлекает внимание родителей «Почему мы учились не так!?», заставляет их быть внимательнее к нуждам и делам школы, к интересам и достижениям своих детей.

О достижениях. В Эстонии есть определенные требования к ученику на выходе из начальной школы, но они, скорее, касаются желательных социальных и учебных навыков, функциональных умений, чем требований, например, к технике чтения, чистописанию. Важнее не то, как быстро ребенок читает, а то, с каким настроением он это делает, что берет из текста и как использует полученные знания.

Заместитель директора Эрика Тииман и учительница первого класса Рина Выйкар предоставили мне возможность «прожить» вместе с детьми один день, от самого утра и до отъезда домой.

Утро. Те дети, кто пришел раньше других легко находят дело по душе (вот он, класс наполненный разнообразнейшими материалами, играми, вот для чего ковер на полу в уютном месте).

9.00 начинается утренний круг – дети рассаживаются на ковре вместе с учителем и гостями (завуч, я, тренер программы из Тарту), играют, рассказывают о своих новостях и ожидаемых событиях (здесь есть все, и новоприобретенные туфли, и неожиданно умершие котята, и походы в гости, и приезд гостьи из России), знакомятся с планом уроков на день. План урока – это плакат с кратким изложением тем: повторение правописания множественного числа; решение математических задач; разыгрывание сценки по прочитанному произведению. Пока знакомились с планом – тренировали навыки чтения, уже повторяли правильность написания существительных множественного числа, сравнили написание слов на русском и эстонском языках.

Дети сами приняли решение, о том, что уроки начнутся с разыгрывания сценки. Вчера они видели ее в исполнении двух учителей (первого и второго классов), вечером они прочитали текст дома. Утром получили возможность преобразиться в «учителя и ученика» - для чего использовали парик, очки – получилась строгая учительница. Затем каждая пара показала свой вариант сценки, вызвав смех и жаркие аплодисменты зрителей. А сюжет инсценировки позволил участникам (то есть всем) закрепить устный счет.

Урок математики – работа с карточками. Карточки – система заданий, напечатанных на разноцветных листах бумаги. Каждый ученик получил от учителя конфету «Чупа-чупс», и цвет выбранного фантика предопределил выбор карточки с заданиями (их цвета должны были совпадать). Конфета это и одобрение, и стимулирование, и закрытый рот, и поддержка интеллектуального напряжения, и способ недерективного управления выбором. Работать с карточками можно в любом месте – за столом, на ковре, на подоконнике. Важно, что бы задания были правильно выполнены. За поддержкой и подсказкой следует сначала обратиться к товарищам и только потом к учительнице. Проверка так же дело, прежде всего, со-учеников и только потом учителя. Готовые и уже предварительно проверенные задания все вместе рассматривают все там же на ковре.

Дальше перерыв на завтрак, урок музыки (по-видимому пение или что-то подобное) и завершается день уроком письма. Во время урока дети получали самые разнообразные задания, требующие и письма, и чтения, и поиска информации в подсобных книгах (справочники, энциклопедии), но в самой большей мере освоению множественного числа помогала сама наполненная обстановка класса – здесь легко можно было сориентироваться и найти то, чего много и что только одно.

В течение всех уроков ученики постоянно перемещались по классу, выбирали удобное для себя место работы, собирались в круг на ковре для проверки выполненного и вновь расходились. Не было не только усталости, но и ухудшения настроения, снижения увлеченности, утраты энтузиазма.

***

Директор школы вместе с несколькими учителями находился в это время в Финляндии на каком-то учительском тренинге, поэтому нам не удалось узнать его мысли о современном учении и учебном процессе, о перспективах развития школы как пространства, открытого местному сообществу и всему миру.

Но!

мы договорились о том, что учителя этой школы напишут книгу о своей работе и обязательно приедут в Россию, чтобы встретиться с нашими учителями.

Лидия Свирская


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/2
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/2
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Свирская & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?