Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Белик В. Формулы дружбы и человечная математика


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2002 г., № 5
"Я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора" .Учитель математики из Всероссийского Центра "Орленок" делится своим опытом работы с шестиклассниками

Ищут все

Каждый возраст детей по-своему интересен. Я хочу рассказать о работе с шестиклассниками. Итак, я классный руководитель в 6 классе, веду у них уроки математики и человековедения.
Начну с того, что я с детьми постоянно пишу математические сказки. О чем же в них пишут? И что их волнует? Вот небольшие выдержки:

Милана: "Это сказка об отрезке, который зовут Радиусом. Радиус очень хочет иметь друга. И он отправился в путь".
Роман: "В одной математической стране жил очень-очень одинокий Радиус. Он был печальный. У него совсем не было друзей. Никто с ним не играл и не помогал в трудную минуту. И решил Радиус создать себе друзей".
Юрий: "Жила на поляне окружность, и была она одинока. Однажды она встретила двух друзей".
Ульяна: "Однажды Радиус думает: "Живу я тут один, пойду-ка и поищу себе друга".

Итак, практически в каждой сказке все ищут верного друга.
Поэтому я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора. Общение с товарищами-сверстниками всегда, в любом возрасте, привлекательно для ребенка, но когда он становится подростком, общение приобретает совершенно исключительное значение. Ведь отношения со сверстниками - это отношения принципиального равенства. Здесь никто не берет верх в силу того, что он старше.
Я понимаю, что к шестому классу наши ребята пришли с разным опытом общения: у одних оно уже занимает особое место в жизни, у других ограничивается преимущественно школой. Они с детского сада вместе. На мой взгляд, круг их общения широк, но далеко не постоянен, отношения довольно тесные, но неустойчивые. Все в поиске. Все ищут близкого друга.

Странички, из которых сложилась дружба

На одном из уроков человековедения мы решили вести дневнички, в которых каждый пытался бы задать себе очень важный для него вопрос и постарался бы честно на него ответить. По желанию дневничок можно было отдать мне на несколько дней. Мне можно было задать вопрос в дневничке и я бы ответила на него письменно или же попросить меня прочесть ту или иную страничку из дневничка и высказать опять же письменно свое мнение о прочитанном или просто порассуждать на заданный вопрос на страничке дневничка.
А вот как выглядели странички дневничка, приготовленные для каждого ребенка в классе:

*  *  *

Дорогой друг!
Перед тобой небольшая, но очень необычная книжка. Книжка эта о тебе и автором ее тоже будешь ты. Ты сможешь сделать ее интересной или скучной, умной или глупой, неожиданной, красивой.
Всякая книжка начинается с заглавия. А пока будем называть ее просто "ДНЕВНИЧОК".
Каждый день ты будешь записывать в дневничок свои мысли, то, что тебе запомнилось, задавать вопросы, которые тебя волнуют. Мы будем отвечать на твои вопросы, стараться помочь и, кроме того, ты будешь выполнять наши небольшие задания.
В твоем дневничке будут разные вопросы, задания, картинки. Это план твоей будущей книги. Вопросы, на которые ты будешь отвечать - подсказки, они помогут тебе разобраться в отношениях с друзьями, в твоем характере, настроении, увлечениях. А заодно проверить свою сообразительность, смекалку, память.
Каждая страничка - день твоей жизни. Какой он был, что тебе в нем запомнилось? Может, ты совершил в этот день что-нибудь такое, о чем хотелось бы написать. "Дневничок" именно для того и придуман, чтобы ты мог задать себе вопросы и честно ответить на них.
Итак, желаем тебе интересных и радостных открытий самого себя!

*  *  *

Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты. Если тебе кажется, что у тебя нет настоящих друзей, о которых стоило бы написать, не торопись отказываться от этого задания.
Эти вопросы должны помочь тебе разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из них, наверное, могли бы стать твоими близкими друзьями. Почему этого не произошло? А сделал ли ты что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Подумай над вопросами, которые написаны на этой странице. Надеемся, что раздумья о них и о некоторых других подскажут, что тебе делать дальше.

  • Много ли у тебя друзей?
  • Как тебе кажется, умеют ли они дружить по-настоящему?
  • А как ты думаешь, ты - хороший друг?
  • Часто ли у тебя бывают ссоры?
  • Как тебе кажется, кто чаще бывает в этих ссорах виновен?
  • Сильно ли ты переживаешь?
  • Как ты считаешь, стоит ли первым предложить примирение? Или это значит - проявить слабость характера?

Наука "Не предать"

Надо сказать, что долго ждать дневничков мне не пришлось. Буквально через несколько дней все дневнички уже побывали в моих руках и, надо сказать, что все, о чем я в них читала, заставляло меня серьезно задуматься, и вскоре "игра", как мне вначале казалось, переросла в совместное продумывание и проживание (а порой и не только) жизни.
Я поняла для себя, что вмешаться здесь никуда невозможно. Главное - у ребят есть возможность сказать о своих переживаниях.
Вот что я читаю в их дневничках:
"Я считаю, что у меня много друзей, но я думаю, что они не все умеют дружить, потому что в моем понимании дружба - это не предавать друзей, в трудную минуту помочь другу, не выдавать секретов, не дружить крепче с другими. А некоторые мои друзья неоднократно предавали меня и выдавали мои секреты".
Или:
"У меня много друзей. Но из них одна такая есть девочка, которая умеет дружить. Она всегда поддерживала меня и выручала".
Вы видите, какая потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Поэтому дети выдвигают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. А если этого нет, дружбу лихорадит, и она разрушается.
Вот пример: "Да, у меня много друзей, но некоторые из них просто не умеют дружить. Моя подруга несколько раз предавала меня и сплетничала. Я когда узнала, что это она предает меня и сплетничает, то разбиралась с ней, иногда она даже плакала (мне так кажется, от стыда). Я не могу понять ее и многих моих друзей, почему они сначала дружат со мной, а потом начинают говорить неправду про меня". Вы заметили слово "предавать"? Так вот - это красной нитью проходит через все срезы.
Из 23 наших мам 17 человек приходили ко мне как к классному руководителю только по этому вопросу.
Некоторые говорили, что их дети дружат с детского сада, а теперь происходит нечто. Они вроде бы и не в ссоре, но и дружбой это не назвать, так как каждый из них пытается верховодить, никто друг другу не уступает. Несколько раз мне пришлось услышать: "Вот посадите их, Валентина Ивановна, и скажите им".
В своей работе я учитываю то, что дети шестого класса знают друг друга очень давно. Думаю, что опыт кратковременных дружеских отношений у них позади, что личный идеал друга и дружбы у многих сложился. Думаю, что они уже понимают или чувствуют, что для дружбы мало лишь симпатий и совпадения интересов. Думаю, что самое трудное у нас то, что к другу мы предъявляем высокие и определенные требования, а к себе - еще далеко не всегда и не во всем. Недостатки друга каждый видит, а свои - нет. Обиды, разлады идут, прежде всего, из-за этого.
Вот примеры. Практически все пишут в дневничках: "Мне кажется, что я умею дружить" или "я считаю, что я - хороший друг", "Да, я - хороший друг, потому что я не предаю друзей". Реже встречаю: "Но я, все-таки, не знаю, хороший я друг или нет" или "Иногда я бываю невыносимым". И только в одной тетради я прочла: "Один раз я шел с другом. В нас стали кидать снег. Я присоединился к врагам". Думаю, такое признание самому себе сделано не зря. Это - огромная тяжесть для ребенка - носить это в себе. И снять ее может только он сам. Я ему могу помочь только признаться в этом самому себе. Как же я пытаюсь это сделать?

Шаг за шагом к себе и к друзьям

Первая большая работа, которую мы выполняли в течение недели, была связана с цветописью. Мы на уроке человековедения пришли к тому, что, когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, а когда плохое - все как бы окрашено в черный цвет, и хорошего мы просто не замечаем. Мы говорили о том, что неплохо было бы научиться управлять своими чувствами - и самому легче и окружающим приятнее. И первый шаг к этому - умение оценивать свое настроение. А для этого надо учиться наблюдать за собой. На последней страничке дневничка нарисована большая красивая ромашка с шестью разноцветными лепестками. Каждый из ребят, наблюдая за собой, оценивал прожитый день, выбирал, каким цветом он мог бы обозначить свое настроение и ставил дату на нужный лепесток...
Следующая большая работа была по самооценке. Перед вами дорога из болота в горы. В болоте - плохой человек, в горах - хороший. Надо было определиться, а где же я на этом трудном пути. А потом поразмышлять, почему именно здесь.
Большинство ребят нарисовали себя где-то посередине дороги. Все в один голос заявили, что они не самые хорошие люди. Что у них есть плохие черты характера. Например, Света пишет: "Я бываю через день хорошая". Некоторые написали, что они плохо ведут себя со своими родителями. А вот что пишет Фатима: "Я выбрала место у подножия горы, потому что я еще не выросла. А человек, который не вырос, он зависит от родителей, и все его желания зависят от родителей, а не от него самого. Он не может стать идеальным, как он себе представляет". По этому вопросу мы с ними еще долго переписывались в их дневничках. Хотелось, чтобы они задумывались о себе, анализировали, давали оценку своим поступкам, находили решения своих проблем. Готовились к большой жизни впереди.
Следующая большая работа. Мы размышляли о том, что очень важно разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из тех, кто рядом, могли бы стать их близкими друзьями. Почему этого не происходит? А сделал ли он что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Свои размышления по этому поводу они написали в своих дневничках, я кое о чем из написанного уже говорила выше.
Следующий шаг в нашей работе. Им предстояло поразмышлять вот над чем: надо вспомнить, был ли случай, когда они спорили с другом или подругой. Чье мнение чаще всего брало верх? Почему так получалось?
На один из уроков человековедения я попросила принести свои любимые игрушки. Надо было сказать вслух, с кем бы из класса они играли своей игрушкой и почему. Потом поставить игрушку перед тем, кого называешь. Разумеется, назывались самые хорошие черты характера. При этом каждый как бы ждал, а вдруг о нем будут говорить? Как были счастливы те, кто оказался с игрушкой в конце урока. Но самое интересное, на второй день одна девочка принесла две игрушки и попросила меня поставить их на парту кому-нибудь на уроке математики. Через день игрушку принесла Фатима. А на днях принесла еще одну игрушку в подарок и говорит: "Это пусть всегда будет на уроке человековедения". А потом многие ждали, кому я поставлю свою игрушку, а главное - почему.
Все то, о чем я говорила, заставляет меня и урок математики продумывать по-особому. Не всегда получается так, как хочу, но я уже иногда могу позволить себе на уроке сказать, что я кем-то недовольна. И поэтому сегодня я его просто не буду спрашивать. Поверьте, для доброй половины класса - это наказание очень серьезное.
Но об уроках я говорить не буду. Считаю, что разговор о дружбе и общении имеет огромное, быть может, решающее значение для морального развития взрослеющего человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок и самооценок.
Заканчиваю я, как и начинала, сказкой. Ее написала Шхалахова Кристина. На одном из уроков человековедения я просто прочла эту сказку и предложила поговорить. И мы говорили. Говорили о дружбе...

Сказка

Жили две подруги, прямые а и в. Им весело жилось. Иногда они разбегались в разные стороны по своим делам. Когда надоедало быть одной, каждая бежала обратно, они пересекались в одной точке и весело разговаривали, обменивались впечатлениями дня. Так было до тех пор, пока в их жизни не появилась прямая с. С была хитрой и коварной. Она завидовала их дружбе и решила разлучить подруг. Каждой из них прямая с пообещала привести к заветному месту, где спрятана тайна дружбы. Коварная прямая с расположилась между подругами, прямой а и прямой в. Она взялась вывести их к заветному месту и велела подругам идти до него, не пересекаясь с ней, то есть прямой с, так прямые а и в стали параллельны не только прямой с, но и друг другу. Но подруги думали, что такое их положение, когда они не имеют точки пересечения, продлится недолго. Вот найдут они тайну дружбы, сбегутся снова вместе и будет им еще лучше и веселее, чем раньше...
Но коварная с думала иначе. Когда прямые а и в, устав в пути, отдыхали, прямая с покинула место между ними и пересекла их. Она стала секущей, лишив подруг возможности пересечься. Она навсегда закрепила положение прямых а и в, чтобы пути их больше никогда не пересекались. Так и живут параллельные прямые, а и в, скрепленные коварной секущей с, с грустью вспоминая то время, когда они не искали тайны дружбы, а просто дружили, сбегались часто поговорить и были счастливы.
Шхалахова Кристина, 7 класс


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/182
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/182
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?