Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Букатов В. Тайны в учительской профессии


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2003 г., № 2
Методисты настаивают на том, что бесцельные действия неэффективны. Но именно методически "правильно обставленное" целеполагание на уроке способно на корню загубить всю интригу, которую выстраивает учитель, легко вовлекая ребят в обучение через игру.
О месте тайны в учительской профессии размышляет доктор педагогических наук Вячеслав Букатов.
Информация об авторе: В. Букатов
Вячеслав Букатов - доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы;
в соавторстве с А.П.Ершовой - автор нескольких книг по социоигровой педагогике,
автор драмогерменевтики, режиссер, театральный педагог, литературовед, редактор отдела РЕЖИССУРА УРОКА в газете ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Выдающийся отечественный мыслитель А.Ф.Лосев в одной из бесед заметил: "ЛИЧНОСТЬ - тайна одного; ЛЮБОВЬ - тайна двух; а всеобщий КОЛЛЕКТИВ как исторический организм, вечно стремящийся себя утвердить, - это тайна уже не одного, не двух и не трех, но тайна всего человечества."
Если ощущение тайны исчезает, то личность в наших глазах становится функционером, любовь - сожительством, коллектив - конторой, человечество - конгломератом друг с другом соперничающих государств.
А если ощущение тайны и не появлялось? Тогда такие понятия, как личность, любовь, коллективизм, человечество, оказываются пустотелыми.
Ребенок, играющий во дворе в обычные прятки, занят деятельностью, которая хоть и начинается с малого, почти с пустяка - с ощущения себя при тайне (притаившимся), но значит очень много.
Прятки - одна из гениальнейших традиционных детских игр. Это равнодушному прохожему может показаться, что согнувшемуся в три погибели игроку больше делать нечего, как в прятки играть. Сам же игрок ощущает себя вполне при деле, и даже более того - при тайне, иллюзорность которой позволяет ему ощутить реальность феномена собственного существования.
В игре ребенок, по выражению Л.С.Выготского, становится как бы "на голову выше самого себя". В игровой - мнимой - ситуации происходит осознание собственной мысли, желания, своего "я".
Чем младше ребенок, тем проще игра, тем примитивнее предлог для возникновения тайны. По мере взросления игроков большинство традиционных детских игр самоусложняется (!). Это делает их достаточно долговечными.
Взрослея, ребенок в прежних играх открывает новые, посильные для себя глубины, новые тайны, которые помогают ему понять, что в нем есть нечто, что другим о нем неизвестно.
Он узнает свою непрозрачность для других, свою непроницаемость. Образ тайны извне переселяется вовнутрь, и прежние игры, обнаруживая свое очередное двойное дно, стимулируют и укрепляют это переселение.
Когда взрослеющему ребенку в "прятках" простого притаивания становится мало, то есть тайна этого типа ему становится тесновата, то ритмизация, игровой азарт помогают ему обнаружить уловки-усложнения, которые, помимо победы в игре, позволяют распознавать свою непрозрачность, субъектность на более сложных уровнях.
В то время как все игроки бегут прятаться бесшумно, один из участников игры вдруг почему-то громко топочет и вообще старательно шумит. Но, пробежав несколько метров в одном направлении, он вдруг его резко меняет и уже на цыпочках, стараясь быть бесшумным, удаляется в другом направлении.
Если раньше игроку ощущение себя в основном давала внешняя привязка к тайне (притаивание), то сейчас это ощущение в нем возникает в связи с собственным игровым замыслом (целеполаганием) и его непроницаемостью для другого ("я знаю, что ты думаешь, но что думаю я - для тебя тайна").
Тайна уже оказывается внутри, ее носителем становится сам игрок. Цель его действий оказывается явно сокрытой, тайной для партнера. Так игровое хитросплетение помогает ребенку обретать рефлексивное ощущение "тайны одного", познавать проблески личности, утверждаться в личном целеполагании.
В середине урока русского языка в пятом классе учитель энергично и собранно предлагает: "А сейчас все встаньте!" Ученики встают, и учитель продолжает: "И помашите руками". При этом он сам машет, а вслед за ним и ученики, многие из которых - с явным удовольствием.
Учитель: "А теперь машите руками так, чтобы было понятно, в кого вы превратились: в орла, комара, воробья или курицу". Все ученики с удовольствием начинают развлекаться превращениями. А потом каждый записывает в своей тетради предложенные учителем летающие существа. Но кроме того, в кого превратился сам. Записанное же изменяет по падежам. Закончив склонять, все по просьбе учителя начинают проверять правильность своих записей, подходя к тем, кто превращался в эти существа, и в случае необходимости вносят исправления.
Созданную учителем игровую ситуацию можно рассматривать с разных сторон, на разных уровнях. Например, в ракурсах универсалий: уметь ребенку быть собой, видеть окружающий мир, общаться с другими.
Или, например, рассмотреть роль двигательной активности в создании игровой атмосферы.
Принесет свою пользу даже такая постановка вопроса: значение нарушения учителем предписываемой методистами организационной последовательности, по которой объяснение игрового правила и дидактических целей должно предшествовать выполнению учениками игровых действий (уф!).
Но мы сосредоточимся на ракурсе представлений о тайне.
Представим, что учитель, движимый тривиальными дидактическими наставлениями, начал с того, что произнес, ну, например, следующее: "Сейчас вы будете склонять в тетрадке три слова из четырех. Запишите эти слова: орел, комар, воробей, курица. Но сначала вы встанете и начнете махать руками так, чтобы превратиться в кого-нибудь из них. В кого вы превратитесь, того склонять в тетрадях не надо. А потом мы проверим правильность записей в ваших тетрадях. Приступайте к заданию".
После такого объяснения класс вполне может оказаться запуганным и (или) подавленным. Кто-то из учеников может начать защищаться от задания демонстративным равнодушием, кто-то - демонстративным отказом. В лучшем случае некоторые ученики без всякого вставания и махания запишут три слова и тихо начнут их склонять, возможно, путаясь и в последовательности падежей, и в окончаниях слов, и в правописании в них гласных.
В нарисованной картине обычные тенденции учительской работы оказались утрированными, краски сгущены. Сейчас нас в этом окарикатуренном правдоподобии больше всего интересует учительское объяснение целей (урока, задания, предлагаемого действия), так как методисты настаивают на том, что бесцельные действия неэффективны.
Но чем больше целей, оглашаемых учителем, и чем они серьезнее или грандиознее, тем менее симпатичными будут выглядеть в глазах учеников самые безобидные или даже привлекательные "игровые действия".
И наоборот - ученики, как показывает практика, вопреки дидактическим иллюзиям учителя легко и даже с удовольствием совершают действия, цели которых педагогом не оглашены. Особенно если их содержание неожиданно, дидактически непрозрачно.
Почему же дидактическая цель, оглашаемая всему классу перед заданием, становится непривлекательной для многих учеников (а в подростковом возрасте - для очень многих)? Почему ученикам в самом согласии с предлагаемой педагогом целью мерещится потенциальная угроза непроницаемости, таинственности их внутреннего мира?
Столкнувшись с чужой целью, ученики тут же вспоминают о собственной субъектности, и поэтому отказ от произносимой учителем цели становится для многих школьников способом возвращения, обретения, углубления ощущения своей самобытности.
Известно, что иногда школьники заранее склонны отказываться от учительской, чужой цели, которую при другом раскладе они, возможно, с удовольствием бы приняли.
Для человека, уверенного в своей субъектности, в заявлении чужих целей нет ничего страшного; он легко справляется с этой кажущейся угрозой. Иное дело подросток - до уверенности в своей субъектности ему еще далеко.
Ребенок может физически ощущать, как направленная на него цель приравнивает его к бездушному предмету, к вещи, функция которой - хорошо служить желаниям другого человека. Перед учеником как бы возникает выбор: овеществиться и безропотно выполнять задуманное учителем или показать прорезающиеся зубки.
Многим учителям хочется, чтобы ученики выбирали первое, и в то же время все учителя знают, что таких учеников-оппортунистов мало. И это правильно.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/163
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/163
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© В. Букатов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?