Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования

Бабушкина Т. Путевые размышления


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2002 г., № 3
Содержание:
  1. Владикавказ, Черкесск, Карачаевск, Нальчик
  2. Охраняющая колыбель
  3. Хранительница бессменного круговорота жизни
Информация об авторе: Бабушкина Татьяна
Татьяна Викторовна Бабушкина - многолетний руководитель клуба «Эстетика. Творчество. Общение», преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета, организатор совместной педагогической работы с детьми и взрослыми всех возрастов.

Владикавказ, Черкесск, Карачаевск, Нальчик

Нет такого места в России, где бы уже не жили "дети войны" - беженцы из горячих точек. И нередко в учительской возникают жалобы и пересуды, дескать, эти дети не такие как все, с трудом учатся, плохо входят в контакт с одноклассниками. Да, наверное, не все они и далеко не всегда готовы к мирной размеренной жизни. А готовы ли мы учить их, общаться с ними, да и просто находиться рядом? Сегодня мы предоставляем слово тем, кто попробовал найти в себе силы стать на сторону этих детей и попытался понять их, исходя из реалий их жизни, из опыта их военного прошлого. И - что страшно - возможно будущего.
Я полагаю, что пока мы будем бороться с терроризмом, национальными конфликтами, беспризорностью детей, а не осознаем их как болезни современного человечества, и не задумаемся над причиной - мы будем бороться сами с собой.
Если ветвь социальной ситуации тупиковая - надо вернуться к стволу, через глубину проникновения во всеобщее детство.

Мы садимся в поезд с моей ученицей Юлей Федотовой и едем во Владикавказ. С начала путешествия каждая деталь становится особенно значимой. С нами в купе двое военных, насколько я понимаю, в чинах. Мы перебираем листы книг. Уже волнуемся. Готовимся. Я перекладываю игрушки-декорации для будущих занятий. Где-то через час наши попутчики удивленно вопрошают:
- А вы куда?
- Во Владикавказ, к учителям и детям.
В ответ полное недоумение. Продолжая разговор, с печалью понимаю, что людям пережившим войны подобного типа, все мирное кажется незначительным.

*  *  *

Открытость и сдержанность, вежливость в поведении детей в Осетии, их человеческая сохраненность заставляет еще раз задуматься о состоянии детей в России. Поражает не столько уважение младших к старшим, сколько старших к младшим. И это явно - во множестве поведенческих деталей.

*  *  *

Веду урок фантазии вместе со студентами педагогического колледжа Владикавказа в третьем классе школы № 2. Резко погружаюсь в другое время. Каждый ребенок спокойно держит свой темпо-ритм. Дети подолгу смотрят в глаза. Сочетание достоинства и поразительной доверчивости. Бережность распространяется и на игрушки-декорации, их рассматривают, трогают внимательно и осторожно. Девочки еще в тех гимназических формах. Во всем чувствуется наполненность, присущая традиции.
Невольно задумываюсь: как перенесет дальнейшее наступление сотворенной человечеством цивилизации гибко-вариабельная Россия, и как ловушки цивилизации могут повлиять на строгую систему глубинных традиций народов Северного Кавказа?.. Пока не тронута вертикальная суть передачи высшего и человеческого, но насколько может быть разрушительным ее внедрение в горизонтально-циклическую жизненную последовательность, где так важна сохранность этической погруженности отношений.

*  *  *

Еще раз о гостеприимстве...
Нас заинтересовали работы профессора Нахушева Владимира Шамилиевича из Черкесска. Договариваемся о встрече. Проходит несколько минут разговора, вот - найдены общие точки. И тут же обвал подарков - книги, статьи, последние два тома конференций.
Невольно вспомнила удивительно щедрого человека Евгения Михайловича Богата. Он так же осыпал гостя сюрпризами и, видя его смущение, говорил: "Так я учу принимать подарки".

*  *  *

На второй день семинара в Педагогическом колледже Владикавказа собираются единомышленники (те, что на стороне подростков) из самых различных организаций: из комитета молодежи, врачи, женщины из комитета матерей, из Центра реабилитации, из Центра борьбы с наркотиками. Люди собираются сами, разговоры оживленные, тут же рождаются планы на будущее. И мы понимаем, что нас принимает сообщество как действующее, открытое общественное объединение.

Охраняющая колыбель

К встрече с Куклей Джамбековной Кеуржиновой долго внутренне готовилась. Увидеть такого человека - принять Дар. Педагог черкесской школы № 5, хозяйка Дома-музея была еще осенью в Ростове на конференции "Книжный Ковчег".
Прохожу современные коридоры школы и оказываюсь - в классе?.. В комнате? Где?.. Пожалуй, в пространстве, вмещающем в себя бытовое воплощение исторического времени.
В хранящихся здесь старинных вещах я вижу семейный портрет народа, исполненный в детской манере... В метре экспозиции собрана этнографическая насыщенность столетий, доступная пониманию, взору и росту ребенка.
...Бурка согревает большую (в размер взрослого человека) куклу, сшитую ребятами. Старинные сосуды покоятся на игрушечном столе, покрытом подлинной скатертью. На территории подворья этнографические предметы труда и фигурки животных из глины, к которым так и тянется детская рука. Ибо играющая рука ребенка в ландшафте достопамятного прошлого рождает проживание, наполненное смыслами и чувствами.
Поразительно, только начинают говорить о важности создания особых детских музеев, дающих возможность растущему человеку прикоснуться к опыту не маргинальных предметов среди этой современной одинаковой разности. А тут - я реально нахожусь в детском музее, где старинные вещи, хранящие свое время, доступным языком зовут ребенка к первоначалу и подлинности...
Все предметы, как спутники, вокруг главного таинства - Колыбели.
В этом сакральном одушевленном предмете все: от заботы о каждодневности только пришедшего в мир, до изначальной народной педагогики. Глядя на ее простую сложность невольно думаешь о том, что переход ко всеобщей комфортности - это жертва своей идентичностью...
Сразу вспомнилось, как педагог из Екатеринбурга Ирина Данилян мечтала о создании Музея колыбелей детей всех народов. Музей пра-истока.
Этот поразительный мир, помещающийся в школе, носит официальный статус музея. Но в нем нет ни директора, ни служителей. Таких людей как Кукля Джамбековна, Юрий Домбровский давно назвал - Хранители Древностей.

*  *  *

Пожалуй, главное, что меня беспокоит - сужение гуманитарного контекста в жизни русского (особенно растущего) человека, сокращающее его представление о Северном Кавказе до пятна происходящей войны...
У поколения, употребляющего информационную неразбериху, не только стерлось представление о многообразии корней народов Кавказа и история их отношений с Россией, но и выстроился определенный образ настороженной отстраненности, питающийся невежеством при попустительстве взрослого мира.

*  *  *

После разговора с удивительным философом м педагогом Артуром Аркадьевичем Цуциевым, я задумалась о том, что, возможно, не только на Северном Кавказе, но и во всем мире испокон веков существуют определенные исторические протяженности конфликтов, которые как разломы на земле, невозможно полностью ликвидировать. И тогда важнее направить силы на другое - на поиск языка и сосуществования в условиях конфликта.
Я спросила у Артура Аркадьевича: "Неужели географическая исчерпанность земли, новое осознание возможных бедствий, привнесенных терроризмом, не влияет на иное отношение к межнациональным конфликтам?" И он ответил предельно просто: "Географическая исчерпанность одно, а соседство - другое". Получается, что человечество, войдя в новое тысячелетие так и сохранило в себе диапазон конфликтов: от древних (по соседству), до приобретения последних "достижений" терроризма, неотделимых от достижений самой цивилизации.
Тогда речь идет о несоответствии уровня сознания человечества самому себе в его возрасте и в его экологической ситуации. Но я еще нигде не слышала на государственном уровне слов сожаления и покаяния - только обвинения.
Я полагаю, что пока мы будем бороться с терроризмом, национальными конфликтами, беспризорностью детей, а не осознаем их как болезни современного человечества, и не задумаемся над причиной - мы будем бороться сами с собой.

Хранительница бессменного круговорота жизни

Стоит огромное дерево, корни глубоко в земле, волосы как тучи, лицо краше всех - о таком архаичном образе женщины-дерева из адыгской мифологии я узнала из тщательнейшего изыскания этнографа Хабибы Хабекировой. Поразительно. В наши маргинальные времена разнообразных экономических преобразований и манипуляций именно в республиках Северного Кавказа, в предельно вибрирующей атмосфере, есть люди бессеребряно ухаживающие за Корнями, делающие попытки подхода к проблеме межнациональных отношений через рассмотрение культурно-исторической общности.

*  *  *

Недавно узнала, как формируют миниатюрные декоративные деревья. Через нижнюю полость горшка регулярно подрезают корни. И тогда деревья только кажутся взрослыми.

*  *  *

Единомыслие всегда объемно. Встречая близкого по духу человека, невольно попадаешь в невидимое внутреннее общение с давними друзьями. Я в гостях у Черкесского педагогического колледжа. Три наполненных дня расширяющегося семинара-общения. С каждым днем студентов все больше, их приглашают сами педагоги. Ребята не зажаты, всем хватает места. Невольно вспоминаю Владимира Абрамовича Караковского, его слова, сказанные много лет назад, и хранимые мной, о том, что одно из главных педагогических таинств - это единомыслие, содружество взрослых и подрастающих людей в педагогическом сообществе. Но хозяйке этого огромного дома, Людмиле Васильевне, и этого мало. Она создает музей выпускников колледжа. Рассылает множество писем и по России. Выпускники присылают материалы, и постепенно собираются в свой невидимый Дом.

*  *  *

Я все более начинаю задумываться, почему я поехала на Северный Кавказ. Зачем я сюда поехала? Да, мне встретились удивительные единомышленники, такие встречи раньше мне были подарены в России. И здесь я встретила поразительно близких по духу людей, мысли которых толкают далее. Но вот причины, оказывается, гораздо глубже.
После статей Эльвиры Николаевны Горюхиной, я вымолила эту поездку. Ибо мне было бесконечно стыдно быть в полном отдалении от детей и учителей, которые живут в местах, неподалеку от которых гибнут люди.
Я понимала, что ничего не могла поделать, и ничем помочь им не смогла. Но я должна была с ними свидеться. Я не люблю слово толерантность, в нем столько углов, подъемов, спадов. Есть русское мягкое, округлое слово Понимание. Но оно рождается не между народами. А между человеком и человеком. Между ребенком и взрослым.

*  *  *

Современное общество позволяет себе жизнь, в которой дети невольно должны участвовать в жизни взрослых. И их чаще всего не относят к жизненному пространству особой хрупкости. Анатолий Приставкин, хлебнувший бед в своем военном детстве, горько замечает, что его беспокоит жестокость взрослых по отношению к детям, и она обязательно отразится на будущем поколении. "Готовы ли взрослые, - размышляет писатель, - встать коридором, по которому дети выйдут из войны?!"
Катя Ткач и Оля Ситник - две ученицы Эльвиры Николаевны Горюхиной, в сочинении о Хаджи-Мурате поразили меня своими размышлениями о высшем понимании людьми друг друга, когда говорят глазами и "образуется язык, выстраивающий вертикаль, которая восходит к тому, что мы называем человеком уже без определения национальности".
Лично для меня к этому пониманию есть еще один путь: если ветвь социальной ситуации тупиковая - надо вернуться к стволу, через глубину проникновения во всеобщее детство. Здесь столько проблем. С наивной надеждой жду: может, человечество когда-нибудь оторвется от своих важных взрослых дел-ветвей? Может, это поможет выстроить невидимый коридор?

С Благодарностью за Встречу всем нашим друзьям из Владикавказа, Черкесска, Карачаевска, Нальчика.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c22/128
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/128
Клуб Бабушкиной
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Бабушкина Татьяна & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?