Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Валстром К., Зваал П.. Спасательные круги службы «Гайденс»


Материал подготовлен Тамарой АНОХИНОЙ и Натальей КАСИЦИНОЙ по выступлениям на конференции по проекту TRIO. Москва, 1995.
Служба «гайденс» исторически возникла как ответ на необходимость помогать подросткам решать их проблемы, неразрешимые в рамках традиционного школьного обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребёнка, выступают тьюторы, консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных странах).

 

Вхождение России в международную культурно-образовательную ситуацию требует хотя бы короткого взгляда на организацию педагогической поддержки детей в западных странах.
В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and guidance» - школьное консультирование и руководство.
Служба «гайденс» исторически возникла как ответ на необходимость помогать подросткам решать их проблемы, неразрешимые в рамках традиционного школьного обучения. Служба постепенно переросла в сеть, увязывающую взрослых-профессионалов, готовых вместе оказать помощь подростку. Модераторами сети, способными общий ресурс направить на поддержку ребёнка, выступают тьюторы, консультанты, классные наставники (эта должность по разному называется в разных странах).

В мировой системе образования широко известен термин «school-counselling and guidance» - школьное консультирование и руководство. Служба «guidance» появилась в Америке в начале ХХ века. Изначально система затрагивала, в основном, учащихся старших классов и связана была с профессиональной ориентацией. Примерно в 60-70-х годах ХХ века «гайденс» как система педагогической поддержки стала бурно развиваться во многих странах и приобретать нормативный регулируемый характер.
В Америке в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.
В Англии суть педагогической помощи и поддержки наиболее точно выражается в понятиях «pastoral care» - пасторская забота; «tutoring» - опекунство.
В Голландии смысл обсуждаемого понятия передаётся через английское: «school counselling and guidance and career counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребёнка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант - «pedagogical support» (педагогическая поддержка).
Разница в употреблении терминов связана в первую очередь с культурными традициями каждой страны. К примеру, «guidance» - руководство и «support» - поддержка в Голландии могут восприниматься равнозначно. В то время как в России слово «руководство» не воспринимается как помощь, поддержка, но как доминирование взрослого над ребёнком, ведение последнего, подталкивание вперёд. Любопытно, что «counselling» и «guidance» за рубежом употребляются традиционно вместе, в одном словосочетании, что возможно трактовать как «руководство через консультирование», то есть мягкое руководство, идущее от запроса ребёнка, а не навязанное ему.
В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки: «tutor» - тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), классный воспитатель, классный руководитель, психолог, координатор, «adviser» - советник, «counsellor» - советник, консультант, «career-counsellor» - консультант по выбору профессионального пути, «remedial teacher» - учитель компенсирующего обучения (иногда переводится как «лечебный» педагог)... В американской системе образования существуют наряду с упомянутыми формами поддержки такие как: школьный советник - «school-counsellor», школьный психолог - «school-psychologist», школьный социальный работник - «school social worker» и др.

НИДЕРЛАНДЫ, РОТТЕРДАМ

Конечно, существуют трудности в понимании культурных и терминологических моментов, присущих разным странам. Но вспоминается случай, произошедший в ходе конференции. Россиянам задавали много вопросов, в том числе сакраментальный: «Что же такое русская душа?» Одна из российских участниц начала объяснять. После её рассказа выяснилось, что она спонтанно изложила основные постулаты теории образования Карла Роджерса: идеи доверия, эмпатии, открытости, безоценочного принятия другого.
Терминология может выглядеть по-разному, но по смыслу понятий, наверное, наши основания близки.
Примерно в начале 70-х годов система педагогической поддержки стала осознаваться как важная для Голландии. Динамику можно обозначить так. Если раньше наблюдались лишь случайные, разовые действия отдельных педагогов на добровольных началах и вне класса, то к настоящему времени деятельность по педагогической поддержке стала приобретать нормативный регулируемый характер.
Структура помощи и поддержки включена в общешкольную. Привлекается большое количество специалистов как внутри школы, так и вне её для работы с детьми. Действия специалистов координируются. Педагогическая поддержка интегрирована в повседневный образовательный процесс. Что касается школьного климата, атмосферы, то если бы у присутствующих была возможность посетить 50 разных школ в Голландии, то вы получили бы 50 разных картинок.
Конечно, картина не такая уж радужная; на самом деле, в деталях, всё обстоит не так благополучно.
Это связано со сложностью перемен во взглядах на образование в целом. Новый подход, собственно, заключается в том, что образование - не просто передача некоего багажа знаний, а деятельность, которая держит центром своего внимания личность ребёнка, его развитие.

В системе «school counselling and guidance» у нас существуют три основных поля деятельности:

  • личностное, социальное и эмоциональное развитие учащихся;
  • учебные умения и навыки;
  • руководство в выборе карьеры - и как профессии, и вообще дальнейшего жизненного пути. Это особенно характерно в ситуации Голландии, когда существуют школы-комплексы, где в рамках одного учебного заведения сосуществуют разноориентированные структуры.

В голландских школах можно выделить три основных модели системы педагогической помощи и поддержки: экспертная модель; модель классного руководителя (тьютора); командно-секционная модель.
Все модели в основе своей приблизительно одинаковы. Центром всей структуры является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого мы называем тьюторами, классными руководителями. Это учитель, который закреплён за одним классом. Он ведёт специально предусмотренные расписанием курсы, часы личностного и социального развития, профессионального консультирования. Кроме этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с детьми.
Ещё тьюторы обычно занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых школах в их обязанности входит осуществление мониторинга. Помимо нагрузки в рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведёт учебный предмет.
В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в школьный коллектив. В большинстве своём это тоже учителя-предметники, но получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д.
В некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из нашего педагогического института или быть специалистами по поведенческим и другим проблемам учеников. Эти консультанты составляют внешний круг специалистов. Важно воспринимать эти круги как взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие работу всего механизма. И снова повторю, что центром всего является учитель-предметник.
Для экспертной модели характерна деятельность по решению проблем ребёнка с помощью экспертов-специалистов, организуемая вне класса: с директором, психологом или другим специалистом. Модель классного руководителя (тьютора) предполагает ответственность за благополучие и развитие всех детей в классе. Для секционно-групповой модели характерно разделение учителей школы на подгруппы, когда каждая отвечает за благополучие ограниченного числа учеников, закреплённых за ней.
Если рассматривать развитие системы педагогической помощи и поддержки, то можно увидеть, что оно шло от первой модели к двум остальным.
Министерство образования Нидерландов выделяет специальные средства и оргструктуры на повышение качества педагогической поддержки и помощи детям, особенно на обязательных общеобразовательных ступенях обучения.

США, МИННЕСОТА

Если начать с предыстории, то корни «school counselling and guidance» уходят в начало двадцатого века. Развитие «гайденс» происходило в условиях сильных потрясений и разнообразных событий. Среди них можно назвать эксплуатацию детского труда, дурное моральное развитие учащихся, подработки, которыми вынуждены были заниматься ученики и т.д. Люди, которые занимались процессом социальных реформ, были уверены, что система «гайденс» поможет детям найти своё место в жизни.
На начальном этапе своего развития система затрагивала, в основном, учащихся старших классов и связана была с профессиональной ориентацией.
В дальнейшем, в течение XX века произошёл ряд событий, значительно повлиявших на развитие системы «гайденс», например, запуск Россией космического спутника. Русские оказали на нас, американцев, большое влияние. Мы испугались, что отстаём от русских в вопросах технологии и в том, что может случиться в недалёком будущем. Испугавшись, что наши учащиеся не достигают пика своего развития за годы обучения в школе, в 1958 году правительство издало закон, по которому среди других мер поощрялось развитие системы педагогической помощи и поддержки, то есть деятельности, которая была дополнительной и специально организованной. И с начала 60-х эта система стала развиваться высокими темпами.
Почти в каждой высшей школе, во многих средних, да и в начальных, стали на полный рабочий день с полной нагрузкой приглашать специалистов по системе педагогической поддержки.
Сегодня педагоги, оказывающие консультирование в системе «гайденс», как правило, не ведут уроки. В основном, они занимаются консультированием в чистом виде. Каждый имеет дело с несколькими сотнями учащихся (от 70 до 300).
Ключевая фигура службы - каунселер (специалист-консультант). Профессиональная подготовка этих специалистов ведётся в вузах 1-2 года на базе высшего педагогического образования.
Каунселер совмещает в себе: координатора воспитательной работы школы, участвующего в планировании и совершенствовании учебно-воспитательного процесса; консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении способностей и возможностей, вторым - в понимании детей); исследователя, изучающего личность ребенка; методиста, помогающего работникам школы овладеть принципами и методикой «гайденс».

В содержании деятельности службы «гайденс» выделяются три направления: экономическое (профориентации), учебное (подбор учебных программ), социальное (изучение личности ученика и руководство её развитием).
Приведём пример. Вот из чего складывается деятельность Бонни Далхаусер, каунселера школы в Игэне, штат Миннесота (участница проекта «ТРИО»). Как «school guidance counselor» она каждую неделю преподает тридцатиминутный урок по жизненной ориентации, охватывая учащихся всех 26 классов. Также работает с группами учащихся (каждая группа состоит из 6-8 детей), с которыми встречается один раз в неделю в течение двух месяцев. В этих группах рассматриваются вопросы такого рода: как справляться с разводом родителей, со смертью близких людей, как разрешать конфликты, как дружить с одноклассниками и вообще - оставаться в хороших отношениях с другими.
Кроме того, каунселер советуется с родителями и учителями, если необходимо оказать помощь какому-нибудь ребёнку, имеющему проблему. Иногда школьный советник разговаривает на переменах и после уроков с отдельными учениками. Он даёт родителям информацию об агентствах и бюро обслуживания, которые готовы помогать семьям в решении проблем. Каунселер руководит программой «Гарантия успеха», которая помогает детям, нуждающимся в дополнительной помощи, осваивать навыки чтения и математики.

Каунселеры часто прибегают к помощи самих учеников для оказания поддержки сверстникам. Это, как правило, учащиеся, у которых за плечами преодолённые трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята оказывают серьёзную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.

Итак, комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки предусматривает обращение к трём сферам деятельности.
К личностной (социальной) сфере относится самооценка, взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями.
К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические достижения учащихся.
К сфере карьеры (экономической) - выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее образование.
Весь школьный коллектив работает как команда. В центре находится каунселер и учащийся. Каунселер взаимодействует с учителями-предметниками, родителями, школьными специалистами (психолог, школьный медработник, специалисты, которые занимаются отдельно взятыми областями). К внешкольным специалистам можно отнести тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, вопросами социализации и работников местного полицейского отделения. Информационное поле открыто для обмена информацией в любом направлении.
Под руководством каунселеров весь школьный коллектив работает как слаженная команда, идёт ли речь о таких проблемах ребёнка, как злоупотребление наркотиками (алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/114
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/114
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?