Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Политика и её последствия. Внепедагогические рамки образования

Проект общественного договора "Об условиях нормального развития особенного ребенка"


Первая публикация: журнал «На путях к новой школе», 2000-2001 г., № 4
Проект - это итог работы VI Всероссийской конференции по проблемам образования детей с особенностями развития. В качестве важнейшего условия называется позиция взрослого, выстраивающего с ребенком отношения ВЗАИМО-действия и сотрудничества как с равноправным партнером.
Содержание:
  1. Проект общественного договора "ОБ УСЛОВИЯХ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"

Авторы Проекта - творческий коллектив участников VI Всероссийской конференции по проблемам образования детей с особенностями развития
(ИПИ РАО, март 2000)

Проект общественного договора "ОБ УСЛОВИЯХ НОРМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ"

Принятие весной уходящего года большим собранием ученых и педагогов данного проекта не вызвало пока бурной реакции в образовательном мире. Но возможно в ближайшие годы именно этот документ способен произвести столь же взрывное действие - пусть и несколько отсроченное - какое вызвал в восьмидесятые годы манифест Педагогики Сотрудничества.

С создателями проекта гораздо труднее спорить, чем с методиками педагогов-новаторов, чем с размышлениями психологов-гуманистов. Ведь значительная часть подписавших его людей многократно доказала свою способность решать те проблемы "особенных" детей, которые обычным, "административно-установленным порядком" не решаются вовсе, ни на йоту.

И в это время, когда все иллюзии и общественные, и педагогические уже развеялись, их утверждения звучат еще более резко и категорично. Утверждения о том, что нормальное образование, восстановление полноценной жизни "особенных детей" достигается только через отношения сотрудничества - и никак иначе.

Практика инновационных подходов в работе с детьми с особенностями развития и инвалидностью, представленная на Всероссийских конференциях, проводимых Институтом Педагогических Инноваций РАО в 1995-2000гт, доказывает, что при определенных условиях дети, даже с самыми тяжелыми отклонениями и неблагоприятным прогнозом, обретают возможность нормального развития. В процессе осмысления этого опыта мы, участники конференции, пришли к выводу, что разнообразные подходы, в которых созданы прецеденты нормального развития особенных детей, объединяет признание ценности каждого человека. Признание ценности каждого человека дает основание относиться к уникальному опыту обеспечения условий нормального развития особенных детей, рождающемуся в инновационных подходах не как к "чуду" и "исключению из правил", но как к норме.

Этим обусловлена постановка проблемы на VI Всероссийской конференции: "Условия нормального развития особенного ребенка". Итогом работы конференции стал этот проект.

Мы, участники VI Всероссийской конференции по проблеме "Условия нормального развития особенного ребенка", принимаем как ценность равные права всех людей, независимо от возраста, пола, национальности, социального положения, состояния здоровья и др., в том числе право каждого на развитие, право выбора, право отличаться от других. Таким образом, мы принимаем особенного ребенка прежде всего как Ребенка и Человека. Мы принимаем каждого Человека, в том числе каждого из нас, со всеми присущими ему особенностями, возможностями и неограниченным потенциалом развития.

Мы считаем, что можно создать условия нормального развития для любого Человека, независимо от любых отягчающих факторов.

Мы исходим из представления о нормальном развитии человека как его движения по линии от субъекта существования к субъекту самоосознания, самоосуществления и саморазвития.

Под факторами, отягощающими процесс развития, мы понимаем:

  • физические и психические особенности, по которым устанавливается инвалидность;
  • физические и психические особенности, затрудняющие учебную деятельность;
  • социальные особенности, ведущие к дезадаптации.

Мы считаем, что влияние отягчающих факторов требует осознанного создания условий нормального развития, противодействующих этим факторам.

Необходимым условием нормального развития особенного ребенка является позиция взрослого, выстраивающего с ребенком отношения ВЗАИМОдействия и сотрудничества как с равноправным субъектом совместной деятельности. Нормальное развитие ребенка возможно, если хотя бы один из окружающих его взрослых находится в позиции взаимодействия и не рассматривает его как объект ВОЗдействия.

Таким образом, позиция взрослого по отношению к ребенку может быть либо условием нормального развития, либо отягощающем фактором.

При позиции воздействия взрослый полагает себя субъектом, а ребенка - объектом развивающих (педагогических, коррекционных и пр.) воздействий. Производным от этой позиции является деление детей на нормальных - поддающихся воздействию, трудных - сопротивляющихся воздействию, и необучаемых - не поддающихся воздействию.

Критерием той или иной позиции человека, организующего учебную или иную развивающую деятельность ребенка, является способ включения ребенка в деятельность:

  • при позиции воздействия взрослый включает ребенка в свою деятельность любым образом;
  • при позиции взаимодействия включение ребенка в деятельность происходит не иначе как через донесение до ребенка смысла деятельности взрослого.

С позиции воздействия причины неуспешности (например, школьной неуспеваемости) ребенка ищутся в ребенке или во внешних обстоятельствах.

С позиции взаимодействия причины неуспешности рассматриваются как лежащие в совместной деятельности взрослого и ребенка. При этом ответственность за организацию совместной деятельности лежит, прежде всего, на взрослом.

Переход от позиции воздействия к позиции взаимодействия осуществляется через ценностное самоопределение (как переход от позиции "РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ" к "Я НЕ СМОГ").

Мы видим возможность реализации позиции взаимодействия ребенка и взрослого через выстраивание отношений сотрудничества в каждый момент деятельности и постоянный творческий поиск.

Мы рассмотрели более подробно деятельность учителя с детьми, имеющими трудности в обучении и пришли к выводу, что реализация учителем позиции взаимодействия предполагает:

  • организацию учебной деятельности без принуждения, насилия и всех видов манипуляций;
  • рассматривание в качестве отправной точки в организации учебной деятельности желания ребенка учиться как естественное и присущее всем без исключения людям;
  • опору учителя, организующего учебную деятельность, на желание ребенка учиться, его самоопределение, его смысл совместной деятельности;
  • совместный поиск учителем и ребенком проблемного эпицентра (корневой причины) трудности в развитии и движение в зоне доступной трудности (зоне ближайшего развития);
  • совместное создание прецедентов успешной деятельности, укрепляющих веру в себя, подкрепляющих желание учиться и раскрывающих смысл совместной деятельности;
  • организацию рефлексии ребенком своей деятельности, раскрывающей связь между тем, что делается совместно и результатами этой деятельности, позволяющей вскрыть причины успехов и неудач;
  • построение урока не как последовательной реализации собственного плана, а как работы с реальной живой ситуацией, создаваемой активностью ребенка и взрослого.

  В настоящее время проект находится в процессе обсуждения, и его создатели заинтересованы в обратной связи от всех, кого волнуют эти проблемы. Принятие Общественного договора предполагается на очередной конференции по проблемам образования детей с особенностями развития в Институте педагогических инноваций РАО во время весенних каникул 2001 года.

Мы ждем ваши отзывы и идеи по адресу: 117449, Москва, ул. Винокурова, д. 3б, Лаборатория инновационного образования детей с особенностями развития, Зарецкому Виктору Кирилловичу. Или по электронной почте: zarets@online.ru


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c22/109
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/109
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?