Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры :: Родители и образование

Сёмова Р. Бабушкины мысли о солнышке


Газета "Детский сад со всех сторон" № 26-27, июль 2004 года
Что значит быть бабушкой?
Оказывается, когда появляются внуки, появляется и иное чувство к ребенку, иной взгляд на, казалось бы, знакомые вещи.
На себя.
Содержание:
  1. Буду любить его так, как хочу
  2. Не так, как в книжке
  3. Кто-то кому-то нужен

 

Буду любить его так, как хочу

В народе говорят, что первый ребенок - это последняя кукла, и только первый внук для тебя первый ребенок. Какое-то время я упорно сопротивлялась мысли, что люблю внуков больше, чем собственных детей. Больше, чем всех детей, с которыми я работала в любимом детском саду долгие годы.
Оказывается, когда появляются свои внуки, появляется иное чувство к ребенку, иной взгляд на, казалось бы, знакомые вещи. На себя. Дочь постоянно меня укоряет в избыточной ласке, в избыточном чувстве к внукам.
Это действительно так. Я балую своих внуков и говорю дочке: «Ты выучилась на маму? Воспитывай. Не мое дело, как ты будешь воспитывать, кнутом или пряником. А я выучилась на бабушку, и буду ребенка баловать. Буду любить его так, как хочу».
Внук со мной, в моем доме, меняется. Он старается делать все как-то необычно, по-своему, и не так, как делает это дома. Ставит стульчик к раковине и говорит:
- Я, конечно, у родителей руки сам не мою. А у тебя бабушка, я руки сам мою. Я их правильно намыливаю?
- Да, а смотри, как с твоих ладошек от мыльной пены микробы разбегаются!
- Бабушка, ты же говорила, что микроба увидеть нельзя!
- Точно, - спешу я поправиться, - микробов увидеть нельзя, но они так разбегаются, что пена бежит за ними и не успевает их догнать. Ты видишь?
- Точно, - говорит Костя, - микробы побежали стаей!

Не так, как в книжке

И родители, и бабушки, и вообще все знают, как непросто уложить двух-трехлетнего ребенка спать. Это целые семейные истории. У нас это происходит так. Мы с Костей договариваемся, что он лежит в своей кроватке, а я пойду спать в свою. Но сначала мы сидим вместе, и я его обнимаю. С первого же раза это превратилось в традицию, Костя хотел, чтобы я непременно его пообнимала перед сном. И вот мы договариваемся: песенку будем сегодня петь колыбельную, или сказку читать, или что-то друг другу рассказывать. Насчет сказки Костя требует: «Только ты мне не как в книжке!» Для меня здесь есть слабые стороны. Иногда Костя просит повторить ту сказку, что была вчера. Я, конечно, ее не помню, начинаю что-то вспоминать. И тогда он говорит: «Нет, бабушка, ты неправильно рассказываешь!»
Однажды, укладывая Костю, мама услышала следующее: «Ты меня обнимаешь неправильно». - «А как это правильно?» - спрашивает дочь. - «Меня нужно ласково обнимать, а ты обнимаешь неласково». Дочь вышла из спаленки очень недовольная, потому что я разбаловала ребенка. Через несколько дней я спрашиваю:
- Света, вспомни, о чем ты думала, когда в тот вечер укладывала Костю спать? О чем думала, когда обнимала его?
- Скорей бы он заснул, потому что скоро кормить младшего. - призналась дочка.
- Так и не обижайся, пожалуйста, ни на меня, ни на внука, - попросила я, - смотри, как все вышло: ты пыталась уменьшить время вашей близости. А я ложусь с ним рядышком и думаю: «Как хорошо!»
Мне иногда кажется, что состояния малыша я чувствую лучше, чем мать. Хотя, будучи в свое время мамой, ни за что бы не согласилась с таким положением дел. Но что-то в этом есть. И бабушка лучше, чем мама чувствует чувства ребенка. Не потому, что мама этого не может.
Просто мама больше занята. Мама кормит, мама ведет хозяйство, мама заботится. Мама отвечает за ребенка, она ответственна. И это не дает возможности почувствовать, что нужно ребенку, чего бы ему больше всего хотелось.
Взрослые вообще довольно эгоистично относятся к ребенку. В этот Новый год Костя гостил у родственников. Там его попросили почитать стихи, поставили на стул, и сказали, что иначе Дедушка Мороз подарка не даст. Он ничего не рассказал, мало того, после этого случая - а Косте сейчас три с половиной года, - вообще перестал что-то рассказывать на заказ. Только по собственному желанию. Он чувствует, кто бескорыстно, а кто небескорыстно хочет что-то от него получить. И очень остро на это реагирует. Когда мне рассказали зимнюю историю, и посетовали, что мальчик ничего не умеет, не знает, и даже стихотворения не рассказывает, я не удержалась и ответила, что на стульчике я бы тоже ничего не рассказала.

Кто-то кому-то нужен

В нашей семье готовились к появлению второго внука. Мы все вместе ездили к маме в больницу, Костя ждал братика, прислушивался, как он шевелится у мамы в животике.
Он был, конечно, не против братика. Но все оказалось не так-то просто. Вот, мы положили младшего в кроватку, и Костя смотрит на этот сверточек с красным личиком. Видно, что он ожидал чего-то другого. Костя не выказал особых эмоций, но он удивлен и явно немного расстроен. Мы вместе подошли поближе, потрогали малюсенькие пальчики, еще немного посмотрели на новорожденного и Костя сказал: «Ну все, бабуля, пойдем».
В общем, Костя довольно спокойно реагировал на то, что мама занята малышом. Совсем по-другому дело обстояло со мной.
Однажды я взяла на руки малыша, и Костя закричал: «Брось его! Брось его, я тебе сказал! Отдай его твоей маме!» Значит, мама - пожалуйста. Папа - тоже сколько угодно. Но бабушка и дедушка будут только его. Недавно, услышав, как я назвала малыша «солнышком», он подбежал, встал между нами и, волнуясь, с чувством сказал: «Я твое солнышко! Слышишь, я! Андрей мамино солнышко!» Я ответила иносказательно:
- Костя, вот у тебя два глаза. Тебе
какой глаз нужен, а какой не нужен?
- Два нужны, - говорит.
- Точно?
- Точно, два нужны.
- Ну, вот и вас у меня тоже два, как два глазика, и вы мне оба нужны. Я вас одинаково люблю. Но тебя я люблю дольше, я тебя уже три года люблю. А Андрюшку полтора годика. Ты у меня уже больше любимый.
Костя это все выслушал и сказал: «Все равно, я твое солнышко».
Почему Костя оставил маме младшего братика? Он очень любит маму. Но мама привязана к новому малышу, который очень еще маленький, и без нее не сможет. Костя это понял.
Но ему тоже нужен кто-то, без кого он не может обойтись. Если мама и папа так заняты малышом, то хоть бабушку и дедушку оставьте ему!

Раиса СЕМОВА, г. Донецк

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c32/76
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/76
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?