Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры :: Изобразительное искусство

Иванова О. Мысли в словах и без слов


Газета "детский сад со всех сторон" № 28, июль 2004 года
Для детей пятого года жизни очень важным становится поиск форм выражения своей мысли. Не только в словах, но и без слов.
Содержание:
  1. Сказка, ищущая линию опоры
  2. Вечное эхо египетских чертежей
  3. Величие и опасности универсального языка

 

 

Сказка, ищущая линию опоры

К четырём годам детей интересует то, как устроен окружающий их мир и то, как устроены они сами.
Ребёнок уже по-новому ощущает себя: он мал, а мир велик. Предметы и персонажи на рисунках уменьшаются и поднимаются до верхней границы листа, только в том случае, если они «такие большие, до самого неба!». На этом уровне юный художник осваивает полный набор визуальных знаков, необходимых для воссоздания любой ситуации.
У детей появляются любимые темы и герои изображений. На этих изображениях сказочно-игровое мировосприятие постепенно начинает уступать место объективному. Главным критерием становится не вписанность в созданную воображением ситуацию, а познавательное отношение, оппозиция «истина - заблуждение», логическое оформление представлений о мире и себе.
В игре и сказке ребенок произвольно может соединять в сознании всё со всем, переносить признаки одних предметов на другие, выстраивать игровой мир по собственному усмотрению. В познании главной задачей становится постижение сущности предметов. Изобразительная деятельность на этом этапе объединяет игровые и познавательные мотивы. Мир рисунка меняется, он обретает верх и низ, зафиксированные «твердью земной» и «твердью небесной».
Поверхность земли, являющаяся реальной опорой для всех предметов, трансформируется в «опорную линию» на рисунке. Синее небо в реальных ощущениях высоко («не достанешь!»), и в рисунке оно поднимается на самый верхний край листа в виде полосы или заменяющих ее облаков. Действие в жизни происходит в бесцветном пространстве, символом которого становится в рисунке белый лист.
Вот Маргарита сочиняет сказку об одинокой лошади, которая живёт на краю бескрайней пустыни. К лошади только раз в году приходит собака, и тогда они долго разговаривают. На рисунке присутствует и песок, и пустынные вихри, но главным открытием для художницы стала появившаяся в первый раз в её рисунках поверхность земли. Линию пришлось специально подтягивать к ногам животных, чтобы они не «упали».

Вечное эхо египетских чертежей

Фризовая композиция (предметы на опорной линии располагаются равномерно, не загораживая друг друга) отражает понимание пространства, бесконечного вправо и влево, вперед и назад. Основой изображения становится как бы отстраненный, объективный взгляд на действительность.
Ребенок интуитивно выбирает для изображения предметов наиболее информативную проекцию, использует совмещение видов для изображения предметов, имеющих сложную пространственную структуру. Обратите внимание: на «натюрморте» лампу девочка изображает сбоку, ее основание-подставку - сверху. Коробка с разноцветными красками изображена сверху, банка с белилами - сбоку и, кроме того, в разрезе, чтобы показать и цвет банки (чёрный), и цвет краски (белый).
Другой натюрморт выполнен той же девочкой, но в возрасте 8 лет.
Работа более аккуратна, детальна, но принцип организации пространства не изменился.
Рисунки детей этого возраста имеют поразительное композиционное сходство с изображениями эпохи древних цивилизаций. Сравните!
Сходство детского рисунка этого периода с чертёжным подходом (характерным для искусства не только Древнего Египта, но и огромного большинства древних культур) не случайно. Ваш ребёнок точно так же, как художники давно ушедших времён, передаёт не зрительное, а целостное восприятие пространства, основанное на осмыслении непосредственного опыта жизни. По словам Б.В.Раушенбаха: «Представление это получается не только путём подсознательного анализа некоторого мгновенного зрительного образа, но и путём перемещений, осязательных контактов с поверхностями предметов и т.д. Именно эти каналы восприятия пространственной информации оказываются более точными».
Очень важно, что ребёнок практически самостоятельно открывает для себя этот способ изображения, и относиться к этим открытиям необходимо со вниманием и уважением.

Величие и опасности универсального языка

Дети очень быстро осваивают универсальный язык рисунка, который понятен на любом континенте.
Но для многих он остается единственным способом изображения на всю жизнь.
Открытые ребёнком простейшие приемы изображения играют поначалу положительную роль, а далее становятся стереотипами и тормозят дальнейшее развитие.
Изобразительная структура рисунка, которую изобретает ребёнок в этот период, может остаться с ним навсегда практически неизменной. (Особенно, если для ребёнка изобразительная деятельность перестанет быть значимым языком, полностью уступая свою роль словам, музыкальным звукам, логическим расчётам и т.д.)
Даже гениальное открытие того, что каждый предмет имеет свой цвет (например, летняя листва - независимо от оттенка - зеленая), очень быстро может приобрести отрицательный характер. Ребенок смотрит, но не видит, он уже не думает, а знает. В результате фисташковые, оливковые, салатовые и множество других оттенков остаются незамеченными, и ребенок привыкает существовать в мире, где у радуги только семь цветов. То же самое происходит и с формой предметов. Не глядя вокруг, ребенок словно рисует названия предметов, обозначая, а не изображая их.
Особая роль взрослого на этом этапе состоит в том, чтобы поддерживать интерес ребенка к осмыслению реальности, в которой он живет, и к самому себе, с одной стороны, а с другой - формировать потребность выражения своего отношения к этой реальности.
Рисунок становится мотивом накопления сведений о мире, эффективным средством развития интеллекта. Проигрывая на листе бумаги различные жизненные ситуации, ребёнок осваивает сложные закономерности взаимоотношений между людьми. Наиболее важными для него вопросами в изображениях, как и прежде, остаются не «что это?» - а «что происходит?», «почему?» и «какой?».

Ольга ИВАНОВА, г. Екатеринбург


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c29/68
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/68
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?