Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры

Андреев И. Детская хижина


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Оказывается, уже в возрасте шести-семи лет африканские дети, как правило, избавляются от опеки матери и переселяются в особые хижины...

Первое, что бросается в глаза при посещении африканских деревень - удивительная самостоятельность детей. Как бдительные часовые, они раньше всех фиксируют появление "чужих", становятся добровольными гонцами, оповещающими об этом событии взрослых, интересуются целями вашего визита и возможностью получить достойный их внимания подарок. Шустрые и любопытные, будто стая резвых молодых обезьянок, они вначале с оглядкой на меня, а потом уже без всякой опаски гладили руку моей дочери, словно удивляясь тому, как это у здоровых, нормальных с виду людей может быть столь огорчительно бесцветная кожа.
Откуда берется такая самостоятельность? Оказывается, уже в возрасте шести-семи лет африканские дети (по крайней мере, деревенские), как правило, избавляются от опеки матери и переселяются в особые хижины, переходя под неусыпный, но тактичный и неназойливый патронаж своих дедушек (мальчики) и бабушек (девочки). Если отсутствуют крупные когорты ровесников - тогда передают детей на воспитание в другую семью, желательно к дяде по матери.
"Генеральная линия" традиционного воспитания и обучения - имитация занятий взрослых соответствующего пола, знакомство с основными приемами ведения хозяйства, славными деяниями предков и собственной родословной, а также прочное усвоение правил общения и общежития. Поражает взаправдашное, а вовсе не игрушечное самоуправление малышей.
Лидеров избирают непосредственно ребятишки с предварительным выдвижением и обсуждением альтернативных кандидатур, а затем голосованием в лучший традициях демократии, о существовании которой (скажем, в далекой Великобритании) они, естественно, и понятия не имеют. Представительницы прекрасного пола здесь сами избирают себе руководительницу; причём, мальчики не участвуют в этом процессе, ибо протекает он в тайном месте, для них заведомо недоступном.
Первичное равноправие полов состоит в их определенном дистанцировании и принципиальном невмешательстве в дела друг друга. Свободно избираемые лидеры столь же свободно лишаются своих общественных постов, если их стиль руководства не удовлетворяет "массы".
В "детской хижине" африканцев идет веками отшлифованный, целенаправленный процесс "впитывания" цивилизационных норм. Другой вопрос: каких? Но этот вопрос актуален, когда есть выбор. В общем случае - тех, которые завещаны предками, неизбежно адаптированы к среде, которые диктуются ситуацией и, как правило, адекватны ей.
Как утверждает М.Мид, в классическом традиционном обществе дед, беря на руки новорожденного внука, мог с высокой степенью вероятности предсказать его жизненный путь по аналогии со своим.
Здесь особое значение имеет окрашенный положительными эмоциями личный пример и буквально напичканный яркими конкретными подробностями опыт прародителей. В «детской хижине» происходит организованная адаптация сверстников к коллективной жизни и совместной деятельности, своеобразная «подгонка» традиционных стереотипов поведения к психологической и физиологической специфике детей…

Игорь АНДРЕЕВ, г. Москва


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c1/60
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/60
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?