Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Хилтунен Е. Коллективная творческая деятельность


Газета "Детский сад со всех сторон", № 31-32, август 2004г.
Так случилось, что первые проводники монтессори-педагогики в современной России оказались выходцами из коммунарского движения. В результате уклад жизни шестилетних российских «монтессорианцев» впитал в себя множество уникальных черт из методики КТД.
Содержание:
  1. Русский уклад европейского стиля
  2. Метод проектов

Русский уклад европейского стиля

Перейдя пяти-шестилетний порог жизни, ребенок вступает в одну из важнейших точек сензитивного периода развития социального чувства. Для него становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых. Ученые отмечают, что такой период повторится еще раз в жизни человека в юношеском возрасте, но тогда он будет обусловлен более сложными процессами. В любом случае школа и есть то место, где ребята реально приобретают опыт социального общения - ведь школу невозможно представить иначе, чем коллективное сообщество взрослых и детей, в котором ребенку может быть комфортно, радостно или, наоборот, неуютно и скверно. Здесь многое зависит от уклада жизни. Каков уклад сообщества, таковы и отношения между людьми.
Но как же будет развиваться в детях социальное чувство, если предполагается, что каждый ребенок в монтессори-школе работает сам по себе?
Ответ на этот вопрос кроется в определении ценностей монтессори-школы.
Первейшая из которых - свобода. Дело в том, что во внутренней жизни детей порядок и ясность, приветливое и доброжелательное отношение к сверстникам и ко взрослым, радостное участие в событиях школьной жизни происходит не от нравственных проповедей о вежливости и уважении к работе и правах других. Даже не от придумывания специальных мероприятий воспитательного характера (праздников, представлений и прочего). В монтессори-школе и ребенку, и взрослым предоставляется возможность свободно заниматься разумной работой, удовлетворять свои индивидуальные нужды.
При этом школа не держится на энтузиазме и одиночных усилиях отдельных учителей-воспитателей. Это коллектив старших и младших, живущих общей счастливой жизнью (как сказал бы профессор И.П.Иванов - «творческое содружество поколений»). Как говорят сами дети - «домашняя школа». Если отбросить профессиональные заботы взрослых, то окажется, что и жизненные цели у членов такого разновозрастного сообщества очень похожи: и взрослые, и дети хотят быть участниками жизни, а не наблюдателями; и те и другие стараются быть лучше, радуются своей работе и гордятся ею, считают себя полезными и нужными людьми, хотят верить в счастливую жизнь и в свое право и способность улучшать ее. Остается только придумать, каким способом достичь этих общих целей. К сожалению, в трудах Марии Монтессори, да и других западных педагогов вряд ли можно найти подходящий ответ на этот вопрос.
Уклад российской модели начальной монтессори-школы близок укладу жизни коммунарских коллективов 60-х, 70-х годов, профессионально использовавших методику коллективной творческой деятельности Игоря Петровича Иванова, а также опыту организации семейных клубов, существовавших в России в годах 80-х. И в коммунах, и в семейных клубах выстраивались положительные модели человеческих отношений, при которых каждый ребенок и каждый взрослый оставались самими собой и были не похожи на других. Но отношения между ними моделировались одинаковые. Это были дружелюбные отношения взаимной поддержки, взаимного согласия, взаимного внимания, взаимной симпатии.
Если воспользоваться мыслью Симона Соловейчика, то в российской монтессори-школе «усилия педагога направляются не только на ребенка, не только на коллектив и тем более не на мероприятие, а на отрезок жизни коллектива, моделируется лучшее времяпрепровождение, лучший способ прожить один день человеческой жизни со всеми его сложностями».

Метод проектов

Большинство школьных проектов возникает спонтанно, их подсказывает сама жизнь, и заранее планировать их не приходится. Скажем, случилось, что многие дети стали носить в карманах игрушечных динозавриков. И возник «Исторический проект» с музеем, на открытие которого были приглашены родители, старшие друзья и малыши из детского сада. Или однажды под школьным крыльцом кошка родила котят, и это событие так взволновало школу, что всю неделю обсуждалась анатомия кошек, их происхождение и повадки, а в пятницу была открыта выставка живых кошек, которых дети, родители и учителя притащили из дома. В другой раз неожиданно приехала в гости учительница с Гавайских островов. Все стали разучивать песни на английском языке, танцевали народные танцы, а в конце нарядились в ситцевые платья с венками из бумажных цветов и вместе с родителями ели экзотические фрукты и овощи, запивая не менее экзотическими соками.
Есть и традиционные проекты. Они осуществляются обязательно и ежегодно, их ждут с нетерпением, но каждый раз устраивают по-разному. Ни один такой проект не повторяет предыдущее исполнение, хотя принципиальное содержание остается прежним.
Всякий проект - часть общего контекста школьной жизни. Он начинается советом проекта, который возникает сам собой. В нем по желанию участвуют и дети, и взрослые, у которых есть идеи. Все эти идеи высказываются на круге и обсуждаются. Совет проекта продумывает предстоящую работу и затем руководит ею, отвечает за нее. Важно, чтобы все, о чем мечтали и дети, и взрослые, осуществилось. Проект может длиться не более недели и заканчиваться праздничным финалом, в котором принимает участие вся школа - дети, учителя и родители.
На следующий день после завершения проекта происходит едва ли ни самое важное с точки зрения педагогики событие - обсуждение проекта в кругу. Обычно оно состоит из трех частей: что было хорошо? что было плохо? что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше? Выходит, что вся проектная деятельность коллективно обдумывается, коллективно организуется и коллективно анализируется. При этом сохраняется индивидуальность каждого участника, вносящего свою неповторимую лепту в общее дело.
Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли.
Участие в проекте - это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения. При таком укладе жизни дети вырастают не приспосабливаясь, а преобразуя мир вокруг себя к лучшему.
Когда мы говорим, что в монтессори-школе воспитывается человек самостоятельный и потому свободный, то имеем в виду, что и самостоятельность, и свободомыслие, и творческий подход к делу - корни одного дерева. Все это закладывается в детстве и отрочестве и проявится во взрослой жизни, как бы она ни сложилась. Залогом тому - судьбы тысяч людей, прошедших школу коммунарского воспитания.

Елена ХИЛТУНЕН
Из книги «Авторская программа воспитания и обучения
в российском монтессори-детском саду и начальной школе»
(М.: Первое сентября, 2000)


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/57
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/57
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?