Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Привязка ко времени, месту и людям. Социокультурные ориентиры :: Детская субкультура и образование

Шиленок Т. О самых старших


Газета "Детский сад со всех сторон", № 29-30, август 2004г.
Сегодня старшие дошкольники хорошо ориентируются в тех вещах, в которых взрослый сориентироваться не успевает. Возможно, взрослые чувствуют некоторый страх перед уровнем современной техники, а дети его еще не приобрели.
Содержание:
  1. Калейдоскоп впечатлений
  2. Дружно - не грузно, так говорили в старину
  3. Для игр должно быть время и место

Калейдоскоп впечатлений

Сегодня старшие дошкольники хорошо ориентируются в тех вещах, в которых взрослый сориентироваться не успевает. Возможно, взрослые чувствуют некоторый страх перед уровнем современной техники, а дети его еще не приобрели. Дети проявляют находчивость в электронных и компьютерных играх, хорошо ориентируются в марках современных машин, лихо управляются с бытовыми приборами: блендерами, тостерами, кухонными комбайнами, видеомагнитофонами, они более информированы, готовы черпать информацию ото всюду и использовать ее. Но меня все время не покидает ощущение, что они отягощены не детскими проблемами, а проблемами взрослых. Хотя дети всегда черпали сюжеты для своих игр именно из взрослого мира. Например, они еще не могут создать собственную семью, но играют в семью, где мальчик - папа, а девочка - мама.
Часто я вижу, как ребятня разговаривает со взрослыми. Дети довольно ретиво начинают общаться с другими, хотят проявить себя перед собеседником, поделиться своими знаниями, дать совет, высказать личную позицию. Взрослый слушатель не всегда к этому готов. Некоторых это начинает возмущать: как это так, яйцо курицу учит. Но они именно такие, активные, уверенные в себе, настаивающие на своей правоте. Мы же сами открыли им каналы для получения информации, а выплеснуть ее они могут только на нас, тех, кто оказывается рядом. Таковы они сегодня. Но при этом дети хуже рассказывают сказки. Хотя по отдельности очень хорошо рассказывают о себе, о событиях своей жизни, о своей семье. Почти не увидишь, что они сели в кружок - одни рассказывают, другие слушают. Им труднее развить сюжетную цепочку. Возможно потому, что в момент рассказывания они не видят картинок, как, например, в мультфильмах, а воспринимать текст на слух им сложнее.
Ни один подготовишка не хочет быть малышом. Все хотят быть старшими. В тое время, как только ребенку нужно что-то выполнить самому, он тут же объявляет себя маленьким. Я не знаю, что это: инфантилизм или эксплуатация взрослого. Но, в общем-то, дети частенько этим пользуются. Как только ребенок хочет что-то выпросить, то он маленький, потому что маленьким обычно идут навстречу.

Дружно - не грузно, так говорили в старину

В детском саду все реже можно видеть коллективно организованные формы деятельности детей, где они совместно что-то придумывают, затевают, действуют, получают удовольствие от этого вместе. Так в недавние времена, в старших группах проводился общий и совместный труд. Например, дети вместе подклеивали книги. Казалось бы, такая несложная работа, но чтобы ее выполнить, надо было вместе определить, что именно делать с каждой книгой, отобрать материалы для работы, договориться о совместных действиях. Или дети устраивали театр: вместе выбирали сюжет, вспоминали героев, договаривались о костюмах и атрибутике. Сегодня деятельность детей более индивидуализирована. Может статься, это связано с учебными программами развития ребенка, а возможно, эта особенность присуща растущему ныне поколению. Например, дети прекрасно строят из разных видов строителя, но конструктора для как совместного строительства, объединяющего всех, он, к сожалению, используется в меньшей степени.
Дети с удовольствием принимают участие в играх-викторинах, которые затевает взрослый, будь то «Поле чудес», «Счастливый случай», «Угадай мелодию». Воспитатель распределяет детей на команды, придумывает задания, организует их, и вот тогда они проявляют себя. Получается, что коммуникация как средство общения у детей развивается не достаточно.
Я понимаю, что, возможно, говорю о той стороне жизни детей, которая и не должна быть в детском саду ведущей. Но мне кажется, что из детского сада дети обязательно должны вынести опыт совместной деятельности. Здесь замечательная обстановка для того, чтобы нам, взрослым, объединять детей в совместное придумавание, в совместные дела, игры. Как ни прекрасна индивидуализация - возможность себя проявить, что-то сделать по собственному желанию, вся дальнейшая жизнь детей будет проходить в обществе и навык совместного проживания, совместной деятельности будет им жизненно необходим.
Что поможет изменить ситуацию? Сегодня в дошкольное воспитание пришел метод проектов. Произошло это, возможно, и потому, что мы увидели: опыт совместных действий, игр у детей недостаточен. Проектирование, обдумывание нужного, полезного, интересного процесса - то, что объединяет детей и раскрывает новые педагогические возможности для взрослых.

Для игр должно быть время и место

Сегодня воспитатели в совершенстве владеют игрой как учебным средством. Дети порой и не замечают, что участвуют в занятии. Игровые занятия занимают все больше времени в режиме дня и это хорошо. Но это та деятельность, которую продумал и организовал взрослый. Это не ролевая игра детей в той форме, в которой она нужна самим детям. Это то, что я, воспитатель, заказала им: выполнять какие-то задания, такие-то роли. А если воспитатель выключается из этой деятельности - она прекращается.
Педагоги говорят о том, что дети мало играют, что у них нет для этого времени. Хотя материальные условия для игры, оснащенность игровой деятельности в детских садах стала лучше. А вот игры, как игры свободной, спонтанной, по собственному наитию детей - этого стало меньше. В дошкольном детстве для игр должно быть время и чем больше, тем лучше. Это мое мнение. Педагоги должны больше играть с детьми. Чем больше взрослый играет с ребенком, тем больше он видит, как тот проявляет себя.
Сегодня, наверное, воспитателю нужно изучать новые сюжеты детских игр. К сожалению, у детей можно увидеть игры в киллеров, бандитов. Ребенок, подражая телесюжетам, проявляет свое отношение, к тому, что он видит вокруг. Конечно, можно пытаться эти игры запретить, но дети все равно играют в них. Наверное, в жизни детей должно быть место разным играм. Другое дело, что взрослый должен стремиться показать ребенку лучшие стороны жизни человека. Здесь должны быть и подвиги, и спасения, и милосердие. Чтобы дети постепенно могли различать и плохое, и хорошее.

Татьяна ШИЛЕНОК

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c20/51
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/51
старший дошкольный
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?