Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Иванова О. Искусство интеллектуальной игры


Почему практически сто процентов детей этого возраста отвечают «да» на вопрос «Умеешь ли ты рисовать?», – а их родители единодушно уверены, что ребёнок этого делать совсем не умеет?
Почему основой изображения становится как бы отстраненный, объективный взгляд на действительность, где все предметы находятся в максимально приближенных к «истинным» взаимоотношениях?
Клуб «Что? Где? Когда» для пятилетних художников
Содержание:
  1. РИСУНОК-ЧЕРТЁЖ И ЗАКОНЫ ВОПРОСИТЕЛЬНОСТИ
  2. РАЗМЕР, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЗНАЧИМОСТИ
  3. НЕЧАЯННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
  4. КОНТРАСТНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

 
 

 

РИСУНОК-ЧЕРТЁЖ И ЗАКОНЫ ВОПРОСИТЕЛЬНОСТИ

Спонтанный детский рисунок до пяти лет восхищает художников. Дети свободно откликаются на просьбу взрослого заполнить лист цветом и изображениями – это не противоречит их представлениям о мире, сами они соединяют контрасты в достаточно гармоничные композиции. На первом плане их собственное «я», их ощущение мира.
Ребёнок пяти лет уже не только чувствует, но настойчиво осмысливает мир и пытается понять своё место в нем. На смену эмоциональному рисунку приходит рисунок-чертёж. (Чёткой возрастной даты изменения структуры рисунка нет – это может происходить с четырёх до шести лет, но возраст пяти лет наиболее характерен). Появляется внимание к объективности цвета предметов и соотнесение цвета и его названия. Если ребёнку предлагается ограниченное количество наименований цветов, то в дальнейшем он и рискует всегда мыслить мир «малоцветным».
«Пятилетка» всё время задает вопросы, всё время старается установить связи между своим представлением и тем, что в это представление не укладывается. Он изо всех сил выстраивает и перестраивает свою конструкцию целостного понимания мира. И в рисунках ребёнок пытается решить ту же проблему. Для него очень важно, чтобы рисунок был «настоящим», чтобы всё было как в действительности.
Вот «морской бой» – может быть, первая попытка изобразить фигуры в профиль. Решение найдено – он рисует на лице один глаз. И этого пока достаточно для «реалистического» обозначения ситуации.
Вот изображён воин в кольчуге. Рисунок был выполнен после экскурсии в музей, где детям дали потрогать это старинное одеяние. А вот лошадь, гуляющая в горах. В рисунок включена надпись «Лошадь в горах… в горах… в горах…», которая, как пояснила художница, изображает эхо, повторяющее стук копыт. И этот рисунок - редкий для пятилетнего возраста пример, когда ребёнок использует в своей работе элементы загораживания.
Обратим внимание на рисунок с мишкой в коробке. Это рисунок с натуры: на фоне полосатой драпировки прямоугольная коробка, в которой сидит мишка. Цвет художник постарался подобрать, как в действительности. Яблоко, которое лежало перед коробкой, расположено ниже и в стороне – чтобы не загораживать коробку. (Иначе в сознании ребёнка яблоко располагалось бы в коробке или на коробке). Для автора несущественны плоскости, горизонталь и вертикаль – так как изображаются не пространственные отношения, а вещи, которые ребёнок видит и осмысляет.
А вот та же постановка, но уже в изображении шестилетнего ребёнка. Сразу видна разница в тщательности проработки рисунка. Шестилетнему художнику важно показать, и то, что мишка сидит в коробке (на эту задачу и ушли основные усилия автора), и то, что есть горизонтальная и вертикальная плоскость. Ему уже очень важно понять про внутри-снаружи, ближе-дальше – а для его пятилетнего товарища всё это пока несущественно. Естественно, что с этими детьми стоит работать по-разному и разного от них ожидать.

РАЗМЕР, ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ ЗНАЧИМОСТИ

Итак, интерес для ребенка представляет теперь не «Мой мир», а «Мир вокруг меня». Рисунок обретает верх и низ, зафиксированные «твердью земной» и « твердью небесной».

 « День рождения мышонка». Таня С.

Предметы в рисунке выстраиваются на опорной линии равномерно, не загораживая друг друга. В структуре изображения проявляется понимание пространства, которое бесконечно вправо и влево, вперед и назад. Основой изображения становится как бы отстраненный, объективный взгляд на действительность. Все предметы находятся  в максимально приближенных к «истинным» взаимоотношениях. Реальные предметы разделены пространством – соответственно, они по отдельности существуют и в рисунке, не перекрывая друг друга.
Размеры предметов соответствуют уровню их значимости для автора рисунка. Поверхность земли, являющаяся реальной опорой для всех предметов, трансформируется в  «опорную линию» на рисунке. Синее небо в реальных ощущениях высоко («не достанешь!»), и в рисунке оно поднимается на  самый  верхний край листа в виде синей полосы  или заменяющих ее облаков. Действие в жизни происходит в бесцветном пространстве, символом которого становится в рисунке белый лист. Сам ребенок уже по-другому ощущает себя: он мал, а мир велик. Предметы и персонажи на рисунках уменьшаются и до верхней границы листа поднимаются, только если они «такие большие, до самого неба!» На этом уровне ребенок осваивает полный набор визуальных знаков необходимых для воссоздания любой ситуации. Так ребенок осваивает язык, являющийся наиболее универсальным,  язык, который понятен на любом континенте.

НЕЧАЯННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Практически до семи лет ребенок не испытывает необходимости в целенаправленном использовании выразительных средств изобразительного искусства. Выразительность его работ связана с тем, что, рисуя, ребенок вживается, «выгрывается» в изображаемую ситуацию и его движения и выбор цвета соответствует переживаемой ситуации и внутреннему состоянию.
Из этого следует, что бессмысленно предлагать ребёнку сознательно создать «выразительный» рисунок. Такая выразительность возникает или случайно – из игры с линиями, цветами, формами – или когда взрослый в основу задания предлагает эффектный приём, с помощью которого работа ребёнка оказывается интересной и для взрослого зрителя.
Для взрослого чрезвычайно важно верно подобрать художественный материал для работы, и выстроить общение по поводу изображения так, чтобы ребенок пережил  именно те эмоции, которые станут основой выразительности его работы. А еще дать возможность совершать открытия.

КОНТРАСТНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Ребёнок решает в этот период по преимуществу задачи не получения эстетического результата, а задачи познания мира. Но из этого, как нам кажется, надо сделать три противоположных вывода:

1) Воспитателю нужно относиться к рисунку ребёнка прежде всего как к средству познания мира и поиску форм для его отображения. В этом взрослый может быть очень ценным советчиком и собеседником. Подчеркнём, что здесь особенно ценен не опыт профессионального художника, а подход внимательного к общему детскому развитию педагога (хотя хороший художественный вкус все равно актуален).
2) Но несмотря на такие акценты, важно сохранить способность ребёнка интуитивно использовать выразительные средства искусства для передачи своего эмоционального отношения к миру.
3) И наряду со всем этим очень важно помочь пятилетнему ребёнку достигать «художественного результата», привлекательного для взрослых.

Но зачем?
Дело в том, что пять лет – это последний возраст, когда ребёнок безгранично и во всём доверяет своим родителям и другим близким взрослым. Потом такого уже не будет.
Если педагог хочет привлечь на свою сторону родителей (а большинство взрослых, как правило, увлеченно реагирует на «красивое») – то стоит все-таки это «красивое» (соответствующее вкусу родителей) создавать, даже когда самому ребёнку от рисования требуется совсем другое. Пятилетнему ребёнку не нужна эта «красота» – но ему чрезвычайно важна оценка значимого взрослого! В этот период одобрение, безразличие или пренебрежение может иметь решающее значение для всего дальнейшего развития ребёнка.

*  *  *

Создаваемый ребёнком (чаще всего интуитивно) «художественный образ несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение человека к миру» – писал  известный художественный педагог Б.П.Юсов. В пятилетнем возрасте впервые «интеллектуальная» сторона рисунка выходит на первый план. Об этом не очень принято говорить – но очень существенно, чтобы взрослые с уважением, доверием и поддержкой отнеслись к этой новой отважной попытке ребёнка по-своему понять мир.

Ольга Иванова, Екатеринбург


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/35
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/35
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?