Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры

Михайлова В. Личностные результаты работы школы в детском и взрослом измерениях


Журнал «На путях к новой школе», 2018, №1
В статье рассматриваются возможности рационального осмысления личностных результатов работы средней школы на основе опыта конкретного учебного заведения.
Содержание:
  1. В чём видны результаты выпускников?
  2. Самостоятельность: опыт разных лет
  3. В чём видны результаты учителей?
Валентина Михайлова 

 

Личностные результаты работы школы в детском и взрослом измерениях

 

Из беседы с директором Санкт-Петербургской Монтессори-школы
Валентиной Михайловой

...Для меня моментом вдохновения стала видеозапись уроков в первой экспериментальной Монтессори-школе в Москве у Е.А. Хилтунен. Там маленькие дети на вопрос: «Расскажите, как вы тут учитесь» - принимались подробно описывать формы работы, средства, который они пользуются и те результаты, которые получают: «Благодаря такому материалу я узнаю то-то; благодаря такой работе я научился тому-то».
Когда я увидела в 2000-м году эти кадры с детьми шести-семи-восьми лет - они меня потрясли. Внутренне я откликнулась на них своего рода обещанием, что хочу сделать «такую» школу для всех возрастов.
Какую «такую»? - ту, где дети понимают дело, которое делают. Понимают, что именно они хотят, как именно будут достигать желаемое в своей учебной работе.
Двадцать лет назад я не знала ни модели школы, ни значения, которое она сможет приобрести - но быстро сложилось ощущение счастья от дела, которое разворачивалось вокруг и от тех людей, которые в нём были. Теперь сложились почти все ступени образования от рождения до 15 лет (следующие два года пока можно обозначить только пунктирно): группы для детей раннего возраста (до трёх лет) и их родителей, детский сад, начальная, основная школа, учебный центр для взрослых.
Подчеркну, что говоря далее о результатах работы школы, мне важны результаты относительно и школьников, и взрослых. Школе не менее важно быть пространством для саморазвития не только детей, но и для учителей, и для родителей.
Но всё-таки сначала о выпускниках.

В чём видны результаты выпускников?

Первый результат, который нас волнует (касается ли это выпускника 9 класса, 11-го, 4-го - да и любого другого): что человек делает дело, которое для него важно, добивается результатов, которых сам хочет достичь. Когда школьник может обосновывать значимость той работы, который он посвящает своё время и силы, когда признаёт, что это на нём лежит ответственность за решение делать его.
Проявление этой, как принято говорить, «субъектности» - не тот результат, который случится вдруг, к моменту окончания школы; он проявляется постепенно в разных отношениях. Потому для нас принципиальны слова с приставкой «само»: саморазвитие, самоопределение, самообучение - все они связаны со становлением человека.

Второй результат, на который я обращаю внимание, встречаясь с выпускниками - то, чем наполнена их жизнь. Моя душа радуется, когда я слышу от ребят, что в их жизни, кроме учёбы в вузе или работы, есть различные творческие увлечения. Что, обучаясь на IT-специалиста, юноша ходит в музыкальную школу для взрослых и к этому процессу относится серьёзно, кто-то рисует, кто-то увлечён единоборствами, другой - психологией, кто-то театром (актёрством и пробой себя в режиссуре), кто-то изучением иностранных языков. (Из недавних примеров: наши выпускники неожиданно для меня стали инициаторами проекта «Бегущий город» в Барселоне, другие ездят в Японию и Индию, организуя встречи между школьниками разных стран).
Когда время ребят наполнено разными делами - то видно, что люди реализуют себя в этом мире, а не действуют по инерции или чьему-то настоянию.
Широта интересов позволяет говорить о полноте жизни.
Этот результат напрямую связан с устройством обучения в школе, стремлением делать его интересным и разнообразным. (К примеру, важный для нас критерий качества предметного обучения - ограничены ли ребята изучением того объёма материала, что предлагают учителя, или у них возникают вопросы, выходящие за рамки программы? )

Третья тема: испытания. Насколько ребята готовы к ним? Как происходит их встреча с испытаниями?
Мы вступаем в такую эру, когда вызовы будут нарастать, а испытания станут непредсказуемы. Впрочем, из наиболее предсказуемых - необходимость переобучаться на рабочем месте, много раз в жизни проходить переподготовку. Тому же, кто ищет свой путь, с большой вероятностью для реализации своих замыслов, ценностей, своей предпринимательской или исследовательской идеи потребуется в какой-то момент противостоять общепринятому устойчивому мнению, уметь быть инновационным, защищать свои идеи.
Очень важно, чтобы ребята относились к испытаниям спокойно, встречали их в хорошем рабочем настрое.
...Среди родительских вопросов это один из первых: как же школа, в который дети выбирали сами порядок своего обучения, делали то, что им было интересно и важно - будут сдавать экзамены, которые для них вряд ли будут чем-то интересным?
Но сдача экзаменов - одно из из испытаний на пути, то внешнее требование, которое тебе предъявлено. И практика нашей школы показывает, что девятиклассники созревают к тому, что им важно успешно справиться с экзаменами как социальным испытанием.
Для нас очень важен переход: когда ответственность за подготовку к экзаменам берут на себя ученики: «Это мое дело, и я буду готовиться». Конечно, учителя консультируют, помогают найти кратчайшие пути для освоения тех или иных тем. Но мотивированы сами выпускники и решение о мере своих усилий принимают сами.

Четвёртый результат - профессиональное самоопределение. Нет, я не предполагаю, что в 14 лет человек выбирает профессию на всю жизнь; его самоопределение - о том, чем он хочет заниматься в перспективе ближайших пяти лет, к чему прилагать усилия, какому делу посвящать много времени, в каком пространстве, с какими людьми.
Это может означать учёбу не обязательно в вузе, но и в колледже (а ближе к 18 годам человек может уже хотеть работать, пробовать себя в деле, а не только в учёбе).
Время меняется, становится нормальным каждые пять лет, а то и чаще менять профессию. (Не всем нам такая перспектива по душе: ведь мы привыкли служить своей профессии все годы жизни после окончания вуза; увы, реальность такова, что профессии будут меняться, многие отмирать, другие преображаться).
Я вижу по нашим девятиклассникам, что у них есть планы на ближайшее будущее, и большинство из них готовы к занятиям в режиме самообразования и усилиям, необходимым для поступления в то учебное заведение, куда они стремятся.

Пятый результат назовём условно «эффективной коммуникацией». Хотя он в списке оказался последним - но это ключевое умение для хорошей жизни. Речь идёт не только о способности только представить себя, донести свои желания и намерения до других - но и о том, чтобы слышать другого, уметь находиться с ним в контакте. Это напрямую связано и с умением регулировать свою свободу действий по отношению к свободе других людей.
Это не просто компетенция, а важнейшая часть нашей жизни. Поскольку мы люди - мы взаимодействуем через речь, через проявление наших чувств по отношению к другим людям.

С этим результатом перекликается ещё один (который можно считать личностным, а можно метапредметным, граница неочевидна) - способность управлять своей деятельностью. Она начинается с саморегуляции, т.е. управления собственным вниманием. Если человек может управлять своим вниманием, то это служит основанием для всей цепочки деятельности: целеполагания, осознания своих мотивов, умения разбивать цель на несколько задач, планировать свою деятельность, активно действовать, постепенно продвигаясь к цели, самому оценивать, что и насколько у него получилось в итоге.
На мой взгляд, к проживанию полного цикла деятельности способны ребята 12-14 лет (у кого-то такая способность складывается к 14 годам, а у кого-то раньше). Это складывается постепенно, и мы на это много работаем.
Овладев таким отношением к деятельности, ребята в полноте могут удерживать учебные и жизненные задачи, могут попросить о помощи у других людей, разделять с ними трудности или успехи, сами понимать, получилось ли задуманное в достаточной мере.

Самостоятельность: опыт разных лет

Не наступает такого возраста, в котором по волшебству человек становится самостоятельным. Важно, чтобы человек проживал свою самостоятельность с рождения в том диапазоне возможностей, которые позволяют год от года в силу его возрастных особенностей получать такой опыт.
Когда ребёнок может сам одеться, сам раздеться, сам пробует вытереть за собой пролитую воду, налить стакан воды, убрать крошки со стола - простые бытовые навыки, которым часто не придают особого значения, для нас выходят на первый план. В этом становлении бытовой независимости создаётся фундамент для того, чтобы на другом этапе пришла самостоятельность в мышлении, в творческом самовыражении.
А с шести до двенадцати приходит то время, когда детям особо интересны, например, экспериментальная часть физики и химии. Поэтому важно не ждать до восьмого класса, а дать детям экспериментировать с физическими явлениями - с растворимостью, с плавлением, с тремя состояниями вещества. Ребёнку полезно много раз прожить подобные наблюдения. В эти годы дети с удовольствием начинают считать большие числа. Они могут испытывать от этого такое восхищение, который не доступно ни одному взрослому. Ребёнок восхищается возможностью счёта миллионами и миллиардами, это становится для него предметом увлечения. В семь лет детей начинает интересовать история и они задумываются про неё; задумываются и о том, как устроен ближайший наш космос, как возникли планеты, почему луна предстаёт то круглой, то лишь кусочком. Если с 6 до 12 лет школа представляет детям те стороны культуры, которые увлекают их - это тоже почва для детской учебной самостоятельности.
А с двенадцати лет становятся особенно значимы взаимоотношения в коллективе и собственная роль в нём. Младший подросток жадно пытается понять: кто я? Лидер? Не лидер? Как я взаимодействую? Хороший ли я член команды? Можем ли мы что-то сделать вместе? Почему получается, почему нет? Дети пытаются разобраться в системе человеческих отношений, испытав их во множестве ситуаций.
При этом будут возникать опыты непонимания, конфликты. Это тоже часть жизни, которую подросткам нужно прожить. Наше дело - находиться рядом и - в хорошем смысле - не вмешиваться: это не значит, что нужно отвернуться, но нужно дать возможность ребёнку самому попытаться разрешить какие-то ситуации межличностных отношений, включаться же лишь по мере того, насколько это необходимо.
Параллельно мы видим попытки обрести некоторый опыт «предпринимательства» - и к 14-15 годам для некоторых подростков это становится темой номер один. И школа наша озабочена тем, как мы можем помочь ребятам получать опыт зарабатывания денег, получения некоего денежного эквивалента качества их труда, прожить опыт финансовой самостоятельностью пусть пока и не в в полном смысле этого.
Так человек проходит через этапы приобретения сначала бытовой независимости, затем независимости в мышлении, затем независимости социальной, и, наконец, финансовой.
Можно сказать, что в целом для меня самый значимый результат - становление субъектности у ребёнка. Но при этом мы верим не только (а, пожалуй, и не столько) в какие-то тренинги или учебные приёмы, прямо направленные на формирование тех или иных качеств субъектности - сколько в общую обстановку школьной жизни.
Если человека окружает здоровая атмосфера, чтобы он наиболее полным образом научился себя осознавать, выстраивать отношения с другими - то это происходит с ним. И ещё мне кажется, что если дети не сталкиваются с каким-то насилием в отношении себя, с тем, что ими чрезмерно руководят, то они будут они движимы хорошими устремлениями в отношении других людей и мира вокруг.
Монтессори-педагогика работает на то, чтобы помочь ребёнку лучше понимать себя и лучше понимать другого человека. Вообще же ценности педагогики Монтессори, обращённые к ученику, очень просты; их можно уложить в три пункта:

1) сберечь и сохранить то наследие, которое достаётся нам, когда мы приходим на эту землю;

2) внести свой вклад в будущее, настраиваться на то, что каждый человек - созидатель, его задача - привнести с собой собой в мир что-то важное, доброе, светлое, полезное;

3) осознавать себя частью чего-то большого, принимать контексты своей жизни и своё человеческое окружение в неразрывной связи со своей личностью; понимать, что то, что ты можешь сам по себе - это и много, и мало одновременно.

Привычка сознавать себя принадлежащим к чему-то большему, чем ты сам - своего рода обратная сторона самостоятельности. А сообщество школы - один из значимых миров для каждого, кто к нему причастен; потому для мне трудно обсуждать результаты работы школы только относительно детей, не упоминая об учителях.

В чём видны результаты учителей?

Первый результат для учителя - его чувство удовлетворённости от того, что делает он то дело, которое ему по душе. Если сказать с долей пафоса - человек осознает, что выполняет свою личную миссию. Я считаю, что только в этом случае человек получает искреннюю радость от труда.
По мере возможности и сил я создаю условия, чтобы с учителем, приходящим в школу случалось такое самоопределение: узнавание того, что быть рядом с детьми и делиться с ними знаниями о жизни и своём предмете - это по-настоящему его дело.

Во-вторых, я радуюсь, когда учителя готовы работать и с теми детьми, которые проявляют особый интерес к их предмету, и с теми детьми, кто его не имеет. Учительское умение взаимодействовать и с увлечёнными предметом, и с теми, кто не так заинтересован - жизненно важно для школы.
Мы все разные, странно ожидать, что все школьники будут интересоваться всеми науками - но каждому из них на любом предмете важно встретить посильное и результативное дело и доброжелательное, уважительное к себе отношение.

Третий результат (вполне органичный для нашей школы) в том, что учителя становятся близкими людьми для детей. Школьники хотят находиться рядом с учителями, хотят задавать им вопросы, хотят с ними откровенно чем-то важным делиться. (Пространство такого доверия аукается во многих искренних текстах в детских сочинениях, в свободной игре со сцены в спектаклях, в тех моменты, когда выпускники рассуждают о том, как им здесь повезло с учителями и т.п.)

Четвёртый результат - сложившееся командное взаимодействие. Как правило, человек, становясь учителям, первоначально обращён к личному процессу профессионального становления. Расширение его кругозора от испытания персональных возможностям к пониманию своих возможностей как участника команды педагогов - очень значимый результат.
Когда я вижу, что учителя раскрываются к тому, чтобы взаимодействовать и достигать какой-то цели совместно, командой - это тоже виток их развития, лакмусовая бумажка того, что они находятся в развитии, расширяют перспективы своей деятельности, не боясь разделить ответственность с коллегами.

Следующий результат: когда учитель не боится родителей и готов сотрудничать с ними, влиять на них, показывать за счёт чего учатся и развиваются их дети. Мы убеждены, что задача школы - быть помощником для семьи, а не её заменой (как это декларировалось в советское время, когда школа набралась смелости заявлять, что она является определяющей в воспитательных моментах).
Я считаю, что самоопределение родителей не менее важно, чем самоопределение детей и учителей. Поэтому при приёме в школу мы скорее отговариваем. Мы просим родителей обязательно посетить несколько школ и обосновать свой выбор, поскольку нам очень важно их согласие относительно предоставления ребенку спокойного хода развития.
Ведь все мы воспитывались в школе в системе отношений, предполагающей большую долю контроля, гораздо меньшую долю самостоятельности; когда родители приходят с подросшим ребёнком в школу, неизбежно у многих начинают нарастать тревоги: о темпе обучения, о то, всё ли узнают наши дети, насколько они способны «держать удар» перед тем, что их кто-то спросит или протестирует?
Тут и требуется помощь учителей: в осознании родителями того, что учёба - дело самого ребёнка, что нам сперва нужно передать ему за это ответственность, и лишь после того, как такая ответственность им принята, наша помощь даёт отдачу.
Нас радует, когда родители уходят от запрограммированности своим прошлым («как меня пороли, так и я буду пороть»), перестают воспроизводить социальные стереотипы, когда родитель может рассказать, как думал раньше, что думает сейчас и почему; что ему потребовалось преодолел внутри себя самого.

Наконец, я радуюсь, когда у кого-то из наших учителей созревает решение создать свой авторский проект за пределами нашей школы. Расставание - всегда отчасти утрата, она может переживаться и со слезами, в том числе. Но если смотреть из другого пространства - такого, откуда видится предназначение человека, откуда мы можем оценить ход его саморазвитии - то - невозможно не радоваться той ситуации, когда человек выходит на создание собственного дела и воплощает его.
Другое дело, мне важно и то, чтобы учитель стремился и сохранить свой вклад в нашу школу, увидеть, что он после себя оставляет и за счёт кого его наследие сохранится. Про это я с учителями разговариваю, когда они собрались уходить в своей собственный проект - чтобы они заранее подготовили себе преемников.
Когда такая ответственность проявляется в людях, уже увлечённых собственным проектом - это при всех переживаниях радует .

 

*   *   *
...В целом же мне кажется, что результат работы школы меньше всего должен походить на принцип «экзамены сданы, оценки получены, этих забыли, берёмся за следующих». Результат - это новые ветви у дерева нашей школы, у её сообщества из разных поколений, расширение пространства под кроной школы и всё новые возможности для завтрашнего дня.

 

Рассказ Валентины Михайловой записал Андрей Русаков

 


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c3/309
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/309
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?