Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Занятия, успешные для всех. Предметные ориентиры

Эпштейн М. Почему мы проиграли?


В данной статье автор рассуждает о вине за сложившуюся в современной России общественно-политическую ситуацию. Автор приходит к выводу, что только принимая на себя лично часть такой вины, можно по мере сил пытаться изменить ситуацию. В статье поднимаются вопросы альтернативного образования, свободы личности, идеологии и открытости.
Информация об авторе: Михаил Маркович Эпштейн
директор образовательного центра «Участие»,
руководитель проекта «Институт альтернативного образования
им. Я.Корчака», Санкт-Петербург
 …Одна из линий разговора на нашей летней XI конференции по альтернативному образованию развернулась вокруг такой темы: виноват ли учитель в том, что происходит сейчас в стране в целом - и, в частности, в поведении наших учеников в новой общественной ситуации.
Я считаю, что я, в том числе, виноват.
Оснований для такого заявления есть несколько.
Но дело еще и в том, что только такой ответ на вопрос «кто виноват?» позволяет мне что-то предпринимать по изменению ситуации. Все иные варианты ответа - устраняют меня от активной деятельности.
Попробую пояснить.

Кто виноват?
Если считать, что в сложившейся ситуации виноваты кто угодно (депутаты, народ, интересы других государств и пр.), кроме меня, то такая позиция не позволяет мне самому что-либо предпринимать для изменения ситуации. Ведь, силы все эти действуют помимо меня…
Только если принять решение, что в ситуации виноват, в том числе, и я, можно попробовать действовать самостоятельно, взять на себя какую-то долю ответственности за происходящее и попытаться хоть как-то (хотя бы в моей зоне ответственности) менять ситуацию…
Можно пытаться понять - что происходит, что было не сделано или сделано не так (в том числе мной) и что нужно делать сейчас… и попробовать это реализовать…

*  *  *
Думать же о том, что все, что сейчас происходит - это и есть, наконец, правильный путь к счастливому развитию страны - у меня не получается.
Новая затяжная война; активная пропаганда ксенофобии, возврат идеологических схем сталинской эпохи; тотальный контроль и недоверие к людям в качестве главного механизм развития образования и других сфер жизни общества; возврат страха как важной составной части атмосферы, в которой мы вынуждены жить и работать… - это не то, о чем мечталось…
Понятно, что в российском обществе и любители сталинских методов управления, и ксенофобы, и люди, желающие контролировать мою личную жизнь, были всегда. Но, в общем, такое мировоззрение в течение некоторого времени удерживалось на периферии общественной жизни… Теперь же эти люди стали основными героями и начинают определять нашу жизнь.
В советских литературных и пр. произведениях о постреволюционных годах был такой сюжет: герой, участвовавший в революции, мечтавший о новой жизни, заметив, что в управление страной опять возвращаются старые люди и идеи, восклицал: «Зачем мы революцию делали, если всякая контра опять может мне указывать как жить?»
Ну, революцию конца 1980-х делал не я, но активно надеялся и в меру своих сил старался помогать становиться стране более свободной, людям более инициативными, самостоятельными, и в этом смысле - более европейскими.
В этой логике я воспринимаю происходящее сейчас в стране как поражение, может быть (хочется надеяться) временное, но все-таки поражение. Наше общее и мое личное.
Потому что я надеялся, что мои дети и я будем жить и работать в стране с другой атмосферой. Пока не получилось. Мы проиграли. Наши дети опять живут в стране, в которой снова меряют ее силу и мощь количеством оружия, а не уровнем жизни пенсионеров; в которой снова любые контакты с иностранцами подозрительны; в которой снова в политической сфере начинает преобладать лишь одна партия… Отчего уходили - туда и постепенно возвращаемся…
Я понимаю, что может быть иная точка зрения на происходящее в стране. И очень многие мои знакомые и коллеги с моей оценкой ситуации не согласны.
Я готов говорить и от своего имени. Это у меня сложилось такое ощущение от происходящего в стране. Это у меня ощущение поражения. Это у меня складывается впечатление, что то, от чего мы, как казалось, последние 30 лет пытались уйти, снова и активно возвращается.
Но при этом, все же думаю, что есть некоторое количество людей, ощущающих нынешнюю ситуацию также, и в этом смысле есть некоторое «мы»:
  • - те, кто верит, что и правда - свобода лучше, чем не свобода,
  • - те, для кого «коллективный одобрямс» - четкий признак того, что что-то здесь не так,
  • - те, для кого человеческая жизнь важнее геополитических амбиций,
  • - те, для кого многообразие и сложность - источники развития, а не преграда.
И эти «мы» - проиграли. В данный момент - проиграли. Но это означает, что нужно думать - как жить сейчас, и что можно и нужно будет делать, когда маятник снова качнется в иную сторону. И как можно этому поспособствовать.

*  *  *
Я в силу своей специальности (педагог) и собственной убежденности, считаю, что важнейшие «поля битвы» за «жизнь после того, как»… (А. Архангельский предложил образ «в 6 часов вечера после войны» - см. на сайте Meduza.io) - это подрастающее поколение и учителя, которые помогают этому поколению подрастать.
Во многом мы проиграли именно в битве за них. Молодежь, не жившая в Советском Союзе и не знающая - как это было, является основной целью массовой пропаганды сегодня. И учителя, жившие в то время, но так и научившиеся получать удовольствие от общения со свободными людьми, - являются мощной силой, транслирующей возвращающиеся идеалы новым поколениям. И тем и другим нужно помогать сопротивляться массированному оболваниванию. Не поможем молодым людям - потеряем завтра, не поможем учителям - потеряем шанс изменить наше общее послезавтра.
И так цикл за циклом.
Понимая это, я со своими друзьями и коллегами последние 25 лет в общем-то и пытался делать что-то в этом направлении. Что-то получилось. Что-то - нет. Очевидно - могли сделать больше. В этом есть и часть моей вины. И часть причин нашего проигрыша.
Когда мы проиграли? В чем здесь и моя вина?

…Видимо, когда я решил что свобода - это ценность, уже принимаемая всеми; успокоился, что теперь свобода - навсегда, и нужно не агитировать за нее, а спокойно делать свое дело, учиться жить в этой свободе, давать возможность детям и взрослым быть самим собой, принимая их такими, как они есть… Видимо нужно было активнее информировать и разъяснять, создавать и предъявлять прецеденты свободы в образовании…

…Наверное, мы проиграли тогда, когда не смогли сделать финансово устойчивыми средства массовой информации (журналы и газеты) для педагогов и родителей, которые публиковали тесты о реальном педагогическом опыте выращивания свободы в образовании, поддерживали педагогические сообщества, своей практикой выращивающие новое поколение свободных и самостоятельных людей.
Журнал «На стороне подростка», газета «Сельская школа со всех сторон», «Газета для родителей»… умерли. Газета «Детский сад со всех сторон» еще теплится, но тираж ее и число читателей не велики. То, что постепенно умирают все независимые педагогические издания - не успокаивает. Опыт показал:
- такие издания нужны людям, они, в том числе, позволяют им чувствовать себя не одинокими, знать, что так же как ты думают еще очень многие;
- мы можем их делать качественными, важно научиться делать их устойчивыми…

… Вероятно, я проиграл, когда в 90-е годы не смог убедить демократические партии в Санкт-Петербурге (Яблоко и СПС) вложить силы и ресурсы в работу по педагогизации общества, по информированию граждан - что есть свобода, и, в том числе, свобода в образовании, в программы по поддержке учителей, в образовательные программы для подростков…

…Понимая необходимость исследования, разработки и продвижения идей и практики альтернативного образования в России, мы сделали для этого ряд шагов - инициировали проект «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», в течение последних 10 лет ежегодно собираем теперь уже международную конференцию по альтернативному образованию, организовали ряд публикаций… Но привлечь партнеров и спонсоров к этой работе мы не смогли, и тем самым, не смогли развернуть ее более массово… Надеюсь - пока - не смогли…

…Свою роль в сегодняшней ситуации сыграло и то, что мы не смогли вовремя убедить бизнес выделить ресурсы на инфраструктурные программы для поддержки педагогических сообществ. В частности, я не смог объяснить предпринимателям важность, эффективность для нашего общего развития инфраструктурных социально-педагогических проектов. Примеры таких больших проектов были - опыт фондов Сороса и Ходорковского как раз показывал значимость таких вложений.
Но дальше… после того, как их обоих выдавили из России, это «поле» осталось пустым. В результате не выстроена общественная инфраструктура поддержки независимых инициатив в образовании. Вот все и привыкли зависеть от государства.

То есть успешные локальные проекты и у нас, и у наших друзей и коллег по стране были и есть, но сделать этот опыт более массовым, охватывающим большее число людей, более устойчивым не получились. И то, скорее об успешных проектах можно говорить в отношении работы с детьми, а вот работы с педагогами - очень мало. Со времен упомянутых программ Сороса и Ходорковского столь масштабных проектов не было (сомасштабным можно было, пожалуй, считать проект фонда «Династия» - но он лишь отчасти затрагивал школьное образование).
Кое-что нам и нашим коллегам, конечно же, удалось сделать. Так, скажем, пример программы «Школьная лига РОСНАНО» (см. сайт http://www.schoolnano.ru/) показал, что мы можем реализовывать крупные проекты, помогающие большому числу людей увидеть образ другой школы, других отношений между взрослыми и детьми; позволяющие создавать сообщества педагогов, которые увлекаются новыми идеями и включаются в работу по их реализации в своих школах, и уже начинают влиять на улучшение жизни в своем регионе.
И это хорошо.
Но мало для большой страны и, боюсь, поздновато…
Хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда.
И дальнейшие шаги можно пытаться делать, опираясь на имеющийся уже опыт.

Что делать?
Что делать дальше.
Вероятно, нужна большая коллективная работа по осмыслению создавшейся ситуации, по поиску возможных социо-культурных решений, конечно же, выходящих за рамки сугубо педагогической работы.
Здесь же я, в качестве возможного вклада в общее дело, буду говорить о своем видении; о том, что уже происходит и, на мой взгляд, требует всяческой поддержки; о том, что я считаю делать важным, и что буду стараться делать в меру своих сил…
1. Видимо, нужно по возможности не молчать, а высказываться о происходящем, если и когда будут для этого условия. Думаю, что многим детям и коллегам-педагогам важно слышать, что может быть иная точка зрения на происходящее.

2. Продолжать попытки убедить независимый бизнес поддерживать общественные инициативы в образовании, в том числе, инфраструктурные проекты в поддержку педагогических сообществ.

3. Исследовать и поддерживать существующие педагогические практики человеческого измерения в образовании:
- описывая опыт педагогов и представляя его другим,
- содействуя соорганизации педагогических сообществ,
- организуя разработку образовательных технологий, пособий,
- и обучение им других коллег, в том числе молодых педагогов.

4. Создавать образовательные пространства - пусть кратковременные (каникулярные школы, конференции, учебные программы) - для детей и взрослых, находясь в которых люди будут хотя бы на время оказываться в атмосфере нормальных человеческих отношений, что позволит им верить и видеть, что такое в принцип возможно в образовании. Участвуя в жизни таких проектов, дети и взрослые смогут увидеть образ будущего (школы, общества), к приближению которого им хотелось бы приложить свои силы.
Повторюсь, такие проекты есть сейчас по стране. И это хорошо! Но, во-первых, они достаточно локальны, и в этом смысле в идеале требуется их поддержка, для того, чтобы большее количество людей могли получить это опыт. А во-вторых, в большинстве своем они ориентированы скорее на детей, а вот для педагогов таких системно организуемых пространств - мало.

5. Изыскивать возможности организации международного сотрудничества.
Убежден, что это жизненно необходимо. И потому что у нас с зарубежными коллегами в педагогической сфере много общих проблем и взаимных интересов. И потому, что опыт диалога с коллегами из других культур принципиально важен для педагогов, которые должны будут научить такому диалогу своих учеников. И потому, что только личные дружеские связи и личный опыт совместных проектов смогут удержать от окончательного развала отношений между странами, который неминуемо может привести к весьма печальным событиям.
Что можно и нужно делать в этом направлении?
Развернуть работы по представлению имеющегося интересного, часто уникального опыта российских педагогов за рубежом. Он практически не известен, но весьма актуален и интересен для наших иностранных коллег. (Для этого важно осуществлять поиск и отбор имеющихся текстов, их перевод, организацию семинаров и конференций, международных летних школ и другую подобную деятельность. В том числе, эта работа позволит поддержать и многих еще действующих в России исследователей, педагогов, авторов оригинальных педагогических практик, оплачивая им работу по описанию и представлению своего опыта.)
Проводить поиск интересного зарубежного опыта, пособий, учебных материалов, подготовленных нашими иностранными коллегами, переводить их на русский язык, обеспечивать свободный доступ к ним для российских педагогов.
Организовывать дистанционное обучение, методическую и иную поддержку российских педагогов через систему вебинаров, дистанционных курсов, сетевых лабораторий, библиотек и иных форматов сетевого взаимодействия.
Проводить очные форматы обучения и сопровождения учителей, международные программы повышения квалификации и обмена опытом.

И - важно - создавать те самые образовательные пространства, программы для взрослых и детей, участвуя в которых они смогут увидеть образ другого образования, другой школы, другой жизни, пожить в иной атмосфере… Возвращаясь с таких программ к своей повседневной жизни, их участники, может быть, смогут что-то частично реализовывать в своей практике… Но, как минимум, такие программы станут отдушиной для людей, глотком чистого воздуха, так важного для жизни в спертой атмосфере.
Для такой деятельности, конечно же, нужны ресурсы и партнеры. И их нужно искать. Но об этом я уже писал выше.

*  *  *
Понятно, что такая деятельность может войти в противоречие с существующей политикой: независимые инициативы - это не то, что нравится властям сегодня. Но пока есть такая возможность, в этом направлении важно действовать.
Повторюсь - эти мои размышления базируются лишь на моей оценке сегодняшней ситуации. И она весьма пессимистична. При этом многие мои коллеги такую мою оценку совсем не разделяют. И я очень, очень, очень хочу, чтобы я оказался не прав! И тогда все, что я выше описал, можно будет реализовывать в атмосфере поддержки и принятия. На общее благо.
Если все же я, к сожалению, окажусь прав, и в ближайшее время попытки независимой мысли и действия, будут тормозиться, ограничиваться, то нужно будет искать способ действия в этой ситуации.
Я убежден, что нужно искать возможность делать эту работу в партнерстве с нашими зарубежными коллегами.
Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда во многих зарубежных странах, как и в России, ведутся дискуссии об обновлении образования, эти попытки во многом схожи в своих основных линиях. Российским и зарубежным коллегам есть чем делиться друг с другом.
Для поддержки российских учителей и организации их сотрудничества с зарубежными коллегами важно будет организовать деятельность международных учебных программ, в рамках которых и можно будет заняться решением всех тех задач, что были описаны выше.
Пока в России не запретили частным лицам выезжать за границу, пока не запрещают частным лицам контактировать с иностранными коллегами - это будет действенная помощь. Можно будет предлагать и помогать учителям, которые участвуют в программах, приезжать на семинары, погружения, конференции, для того чтобы можно было встречаться с партнерами и представлять свой опыт, знакомясь с опытом коллег.
Если ситуация будет совсем сложная - можно будет действовать через интернет. Если и его отключат, что-нибудь придумаем.

*  *  *
Вернусь еще раз к смыслу того, зачем все эти действия нужны.
Мне представляется, что тот радостный «одобрямс», которым в большой своей массе российский народ встречает инициативы по возврату в Советский Союз, во многом (не только, но значимо) связан с тем образованием, которое мы все получаем в детском саду и школе. Образование это, в серьезной степени, пронизано несвободой и отсутствием уважения, не приучает критически мыслить и инициативно действовать, кооперироваться и вместе искать способы улучшения нашей жизни.
В существенной мере это связано, на мой взгляд, с непопулярностью идей свободы и уважения личности в среде педагогов. С их незнанием иных идей и способов организации образовательного процесса, невладением соответствующими технологиями. С тем, что часто они не знакомы не только с зарубежным опытом, но и с российскими находками. С отсутствием механизмов поддержки (методической, информационной, организационно-финансовой) в их поисках и экспериментах.
Так, из поколения в поколение, передается один и тот же стиль организации жизни…
В этом смысле я убежден, что если мы хотим постепенно воспитать новую Россию, разорвать этот бесконечный круг несвободы, то начинать надо с педагогов.
Вернее так - я, конечно, понимаю, что это очень долгий путь, что кроме этого нужны и какие-то более краткосрочные меры. Но без этого «постепенного перевоспитания», уверен, все остальные меры не укоренятся. (И та легкость, с которой страна, несмотря на активные попытки перестройки последние 20-30 лет, активно возвращается в СССР - тому свидетельство.)
Я думаю, что в ближайшее время ситуация в стране с возможностью реализации более-менее независимых инициатив будет ухудшаться. Но пока существует какая-то возможность поддерживать учительство и способствовать появлению нового поколения молодых педагогов, желающих работать с детьми - это стоит делать.
В конце концов, когда-нибудь страна снова вырулит на новый виток возвращения свободы (она всегда туда выруливает - но на короткий промежуток). И чем больше будет людей, которые смогут противопоставить действенную практику прошлым методам, чем больше будет людей, которые, поддержанные нами, продолжат уже сейчас в меру своих сил пытаться школьникам предлагать иной взгляд на жизнь - тем вероятнее, что новый виток свободы будет более долгим.

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c2/294
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/294
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Михаил Маркович Эпштейн & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?