Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Филякина Л. БЕСЕДЫ О ПОДРОСТКАХ


Начнем с чистого листа
Содержание:
  1. Характеристики
  2. Продленка
  3. На доверии
  4. В поте лица
  5. Мы поддержим
Информация об авторе: Л. Филякина
Имя Лидии Константиновны Филякиной знакомо многим педагогам страны. Все в ее профессиональной жизни шло наоборот. Закончив физфак пединститута, Лидия Константиновна работала в старших классах. А затем, неожиданно для коллег, стала «спускаться». Сначала в среднюю, потом — в начальную школу.

Однажды Константин Михайлович Хелем, завуч школы №807, взмолился: "Лидочка, возьми восьмые классы. Третий физик от них уходит!" Оказалось, что в новую школу, только что открывшуюся, соседние школы "скинули" всех своих неспокойных учеников. Я согласилась. Более того, взяла классное руководство в самом слабом из трех восьмых классов.

 

Характеристики

 

Я стала знакомиться с личными делами "своих" детей. В каждом деле была характеристика, написанная рукой прежнего классного руководителя. Не было ни одной хорошей характеристики. В классе было несколько переростков (видимо, оставались на второй год).

Завуч рассказал, что прежняя классная руководительница почти каждый урок вылетала из класса с возмущением, чуть не плача. И не мудрено! Я узнала, что свои характеристики на детей она зачитывала им вслух!

На одном из классных часов я принесла ведро, поставила его на стол, ссыпала туда все эти характеристики и подожгла…

Потом я предложила начать все с чистого листа. Мы договорились, что все вопросы будем решать вместе. Если будут разногласия, то решение будем принимать голосованием. И мой голос будет таким же, как и у каждого из учеников.

 

Продленка

 

Учеба в классе шла очень слабо. Мой день начинался с того, что кто-нибудь из учителей, работающих в 8 "В", с утра жаловался мне или на поведение кого-либо на уроке, или на прогулы. А уж о том, что многие не готовят дома уроки, твердили все учителя.

Как же быть, что же предпринять? А главное – как помочь этим подросткам?

Предлагаю организовать в моем кабинете группу продленного дня для 8-х классов, с тем чтобы делать уроки. Конечно, сомневаюсь, будет ли кто посещать эту группу.

Уж не знаю, что повлияло на них (думаю, любопытство), но довольно большое количество детей стало приходить после уроков в мой кабинет. Мы честно готовили все уроки на следующий день.

Один из мальчиков удрученно объяснял мне: "Что вы хотите? Я с первого класса не учил уроков". Уговариваю его выбрать одно из заданий по алгебре, которое он может сделать сам или с моей помощью, а остальные разрешаю ему списать. Кто-то подумает, что это непедагогично. Возможно. Но даже такое усилие по решению одного задания – уже успех! А в учебе это самое главное.

К тому же я лично убедилась в том, что все уроки выучить невозможно даже за пять часов! Беседую с каждым учителем об ограничении объема домашних заданий. Главное, что мои (теперь мои) ребята учатся достоинству, учатся приходить в класс с поднятой головой.

 

На доверии

 

В подростковом возрасте коллектив становится лучшим, чем взрослые, воспитателем. Понимание того, что ты не один, очень многое дает каждому из учеников. Ребята с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях школы и занимали не последние места.

В один из дней генеральной уборки школы у меня заболела дочка. Я сказала ребятам, что не могу долго задерживаться. Но они, решив голосованием, отправили меня домой. Всё, что нужно, они сделали аккуратно и в срок.

Вот она – обратная сторона доверия к человеку.

 

В поте лица

 

Договариваясь с ребятами о работе, я говорила им, что оцениваю не столько результат, сколько приложенное усердие. А за усердием обязательно бывает удача. Пусть вначале и маленькая.

Конечно, не все было гладко. Да так в жизни и не бывает!

С Эдиком мы учили биологию. Завтра контрольная! Я сама лично проверила у него все ответы на вопросы и приняла пересказ параграфа.

Приходят итоги контрольной. У Эдика опять двойка. "Ну что же такое! Ведь ты все знал!" – огорчаюсь я. А Эдик успокаивает меня: "Учил-то я вчера, а контрольная – сегодня утром. Вот я все и забыл".

В первой четверти я поставила пять двоек по физике. Директор – в шоке. Завуч уговаривает директора, что скоро я все исправлю. А я сразу предупредила детей, что за бездельем следует расплата.

В то время поставить двойку в четверти означало подставиться под удар районовских проверок. И пятнадцатилетние подростки об этом знали. Но я призывала их к честности и открытости – значит, и сама должна была соответствовать призыву.

Не могу сказать, что все стали успевающими в следующих четвертях. Но то, что каждый в поте лица своего трудом добивался оценки, – это правда.

 

Мы поддержим

 

В какой-то из дней я узнаю, что Валю не пускает на свои уроки учительница химии. Оба – и ученик, и учитель – были резки и грубы в обращении.

Собравшись узким кругом с приятелями Вали, мы обдумывали, как выйти из положения. Мне удалось убедить его извиниться хотя бы за грубое выражение своего мнения. Я обещала, что он будет не один, мы его поддержим.

А дело в том, что отец Валентина – шишка в районе. Он, папа, считал, что сын прав, и говорил ему, что химичка еще пожалеет о своем поведении. И, правда, на следующий год она в школе уже не работала.

А Валя? Он извинился в нашем присутствии. Ему это далось нелегко. А учительница не простила. Глупо и обидно! Ведь раздражение, злопамятность никогда ни к чему хорошему не приводили. А за Валю я все-таки порадовалась.

 

…Большинство моих детей закончили школу в 8-м классе, ушли в ПТУ, в техникумы. Я рада, что мне удалось снять с детей гнетущее впечатление от учебы и проводить их с добром в душе по отношению к школе.

Подзаголовки
  1. Начнем с чистого листа
  2. Давайте разбудим подростка!
  3. О торговом методе работы
  4. Мой любимый возраст
Страницы: (1) 2 3 4 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/29
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/29
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Л. Филякина & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?