Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Опыты и модели. Общепедагогические ориентиры :: Организация детской жизни и модели учебного процесса

Михайлова Н., Юсфин С. Ребенок и педагог в договорном пространстве


p>Овладение договором как культурным механизмом, регулирующим отношения, возникающие между разными людьми (их установками, взглядами, предпочтениями, желаниями и возможностями) на принципах равных прав и равных ответственностей, предоставляет ребенку колоссальные образовательные возможности.

Равенство в договоре определяется добровольным стремлением людей к согласию и сотрудничеству, что, возможно, потребует от них добровольного отказа от тех притязаний, которые входят в неразрешимое противоречие с их же собственными желаниями.

Договор – это всегда выбор, как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и на ограничении других (расширении позиции и ограничении амбиций).

Это происходит при условии:

·        если для педагога и ребенка договор является возможностью объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;

·        что оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;

·        если между ними существуют доверительные и открытые отношения;

·        если они готовы к совместному исследованию проблемы;

·        если сложенных воедино совместных сил ребенка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).

Отношение ребенка к самому себе как к субъекту собственной проблемы, субъекту права на ее разрешение и является главным условием, при котором возможно установление различных видов договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотрудничество».

Договор на условиях ребенка

На этапе согласования целей и интересов взрослого и ребенка, педагог ведет диалог с ребенком, ориентируясь, прежде всего, на то, чтобы выявить ожидания ребенка относительно совместных действий. Задача педагога состоит в том, чтобы закрепить это желание, развить его, еще раз подтвердить, что он заинтересован в разрешении проблемы ребенка. На этом этапе должны быть выбраны и согласованы конкретные, реальные цели, которые должны быть по силам договаривающимся сторонам.

На этапе совместного проектирования программы деятельности по согласованным целям педагог, в первую очередь, предоставляет ребенку находить и предлагать варианты выхода из проблемы. Он корректирует ситуации, при которых ребенок привычно начинает высказывать неверие в то, что проблема может быть разрешена, и стимулирует любую попытку выйти на конструктивные предложения со стороны ребенка. Педагог, находясь в диалоге с ребенком, с одной стороны, имеет возможность исследовать представления ребенка о том, какие пути разрешения проблемы он видит, а с другой – привлекает его к анализу эффективности\неэффективности того или иного варианта, при необходимости, но очень осторожно, ставя под сомнение оценки и высказывания ребенка. В завершении сам ребенок указывает тот вариант, который ему кажется приемлемым.

На этапе согласования норм взаимодействия и условий выполнения принятого плана, педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, КТО и КАК должен действовать, чтобы его проблема была действительно разрешена. Педагог может уточнять, ставить под сомнение условия, выдвинутые ребенком, но он их НЕ ДОЛЖЕН ОСПАРИВАТЬ, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.

Так, впервые, ребенок получает возможность УЧИТЬ педагога. А педагог впервые может опираться на самостоятельность и опыт ребенка.

Договор на условиях педагога

Данная форма договора выбирается тогда, когда ребенок затрудняется в самостоятельном выборе варианта. Он пока не готов к самостоятельным действиям по выдвижению и выбору условий. Педагог выступает в роли предлагающего варианты, но не настаивающего на них. Варианты в данном случае являются предметом критического отношения и познания ребенка. Педагог поддерживает критическое отношение ребенка к происходящему.

Он как бы все время запрашивает совет ребенка, относительно каждого варианта: «Не знаю, какой из вариантов лучше. Что ты думаешь по этому поводу? Выбор, в конечном счете, будет только за тобой ». Также педагог поступает и на этапе согласования норм взаимодействия и осуществления планов.

По-существу, данная форма договора раскрывает перед ребенком различные возможности в решении его проблемы, которые он не видел. Но предлагаемые педагогом условия должны быть понятны ребенку, принимаемы им, а самое главное – ребенок должен быть успешен в их претворении. Таким образом, ребенок как бы заранее «примеривает на себя» то, что ему предлагается и выбирает то, что ему кажется необходимым или более приемлемым.

Ребенок приобретает уверенность в себе, которая стимулирует его желание разрешать собственные проблемы. А для этого ребенку необходимо стать решительным, чтобы выбрать, а затем решительным, чтобы успешно воплотить. На это и направлены, в первую очередь, выдвигаемые педагогом условия.

В этом договоре ребенок учится у педагога конструировать варианты, но при этом обучает педагога относиться к себе как к человеку, свободно принимающему или отвергающему чужие предложения. А по существу, ребенок и учит и обучается одновременно.

Договор-компромисс

Он появляется, как правило, после предыдущих договоров (заключенных и реализованных на условиях одной стороны, которая как бы вела в договоре). Ребенок, получив опыт совместного взаимодействия по разрешению проблемы, и удостоверившись, что он может быть успешным, относится к новым договорным обязательствам уже более спокойно и уверенно. Поскольку педагог стимулирует его активность, то ребенок сам начинает движение по соотнесению целей и интересов, условий и обязательств – своих и педагога.

На этапе согласования целей и интересов, как правило, никаких трений между педагогом и ребенком не должно возникать: оба хотят, чтобы проблема была разрешена. Однако на втором этапе – согласования средств деятельности и проектирования программы возникают трудности, поскольку ребенок предлагает варианты деятельности для других, т.е. выступает в роли «заказчика», видя в педагоге «исполнителя».

Педагог критикует такой подход, выбирая для себя только то, что ребенку действительно невозможно или очень трудно без взрослого сделать. Таким образом, перед ребенком возникает проблема выбора: или он должен согласиться с вариантом педагога, но это означает, что ребенок сам активно подключается к деятельности; или отказаться, но при этом остаться с неразрешенной проблемой. Поскольку ни одно из этих решений ребенка не устраивает, он будет искать для себя приемлемый выход. Педагог, понимая это, помогает ребенку осваивать культуру компромисса, заключая с ребенком договор в тех пределах, в которых сам ребенок может учитывать интересы педагога (интересы Другого).

Через договор-компромисс педагог содействует разрешению проблемы ребенка, но главное – он предоставляет ребенку возможность развивать способности восприятия как другого человека, так и себя как его партнера. Ребенок учится и привыкает быть для Другого равным в праве и равным в ответственности.

Договор-сотрудничество

Характеризуется тем, что ребенок испытывает большое желание разрешить имеющуюся проблему и осознанно идет на риск взять полную ответственность за ее разрешение и за то, что может последовать. Он готов предпринять, а возможно уже и предпринимает в этом направлении самостоятельные действия, не согласованные с педагогом. Однако, его попытки не приводят к желаемым результатам.

Причины этого могут быть самые разные, но все они лежат в диапазоне «НЕ МОГУ» ребенка (не может проанализировать проблему в целом, поскольку видит только ее часть, у него не хватает каких-то конкретных знаний и умений, т.е. проблема объективно превышает наличные МОГУ ребенка).

В этом случае педагог, исследует ситуацию через диагностику, которую представляют собой все описанные выше формы «образовательного договора». И убедившись, что ребенок действительно оказался на пределе своих возможностей, активно включается в эту проблему, действуя в ней как равноправный субъект с равноправным субъектом, в зоне складывания своих индивидуальных усилий в одно общее, необходимое и ребенку, и педагогу дело.

Заинтересованность в такого вида ДЕЛЕ у ребенка и педагога объективно разные. Ребенок решает свою реальную, жизненную проблему, преобразуя с помощью педагога имеющуюся ситуацию. А педагог решает личностно-профессиональную проблему. Личностную – доверительные, добрые, открытые, поддерживающие ребенка отношения. А профессиональную – создает условия для выращивания ребенком «из самого себя» субъекта собственной жизнедеятельности – человека, которого не только все учат, но и который способен обучать себя и других.

Наталья МИХАЙЛОВА, Семен ЮСФИН


Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c17/25
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/25
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© shperk & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?