Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


Содержание:
  1. Условия создания ИнКО

← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Предлагаемая модель инновационных комплексов в сфере образования (в дальнейшем ИнКО) непосредственно обращена к одной из сторон инновационной деятельности в образовании (к поддержке исследовательских и педагогических групп, обеспечивающих сохранение, обновление, развитие принципиально значимых педагогических практик и к формированию на их основе потенциала для возможного распространения данных новаций), но опосредованно затрагивает большинство аспектов развития российского образования.

 

Главная задача ИнКО – обеспечение стабильного, содержательного и продуктивного взаимодействия его участников с целью сохранения, обновления и развития инновационных педагогических практик.

Дополнительная задача – формирование готовности сотрудников ИнКО к активному участию в возможных проектах различного масштаба, значимых для развития образования или человеческого развития; открытость ИнКО для включения в их деятельность новых участников.

 

ИнКО направлены на поддержку тех педагогических практик, которые отвечают следующим критериям:

  • ориентированы на задачи общедоступности качественного образования;
  • предлагают оптимальные и эффективные решения наиболее важных задач для успешного образования всех учащихся на разных возрастных этапах и в разных областях обучения; укрепляют уверенность детей в своих силах, их умение продуктивно действовать;
  • ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие.
 

Перспективная цель развития ситуации вокруг различных ИнКО: создание современного варианта устойчивой сетевой инфраструктуры, поддерживающей становление в стране среды эффективного профессионального общения и взаимодействия исследователей, учителей, воспитателей, управленцев, общественных деятелей, родителей в связи с теми или иными сторонами педагогической практики.

В связи с этим в Разработке обсуждаются варианты взаимодействия ИнКО как с традиционными структурами педагогического образования и повышения квалификации (методические службы, училища, вузы, ИПК), так и с предлагаемыми перспективными моделями научно-педагогических групп (ВНИКи по актуальным проблемам развития образования и защиты детства и Экспертные группы социокультурных исследований в образовании).

 

Место и значение ИнКО в системе общего образования

 

Большинство фундаментальных «прорывных» инновационных идей в образовании в нашей стране разрабатывалось на протяжении 60-х, 70-х, 80-х годов – в 80-х, 90-х годах они воплощались в более или менее широком масштабе. За четверть века был накоплен огромный опыт их освоения, стали очевидными его возможные результаты.

Отечественные разработки были дополнены и значительным кругом европейских инновационных педагогических практик, прошедших определённый процесс адаптации на российской почве.

Практика работы многих педагогов на основе инновационных педагогических подходов показала, как (на разных путях) могут быть решены ключевые проблемы в области качественного для всех детей дошкольного и начального школьного образования, а в решающей степени – и основные проблемы в области образования подростков. (Конкретные примеры таких инновационных педагогических практик см. в разделе 9 «Актуальные направления…».)

На рубеже восьмидесятых-девяностых годов сложились основные исследовательские коллективы, инновационные группы и педагогические сообщества соответствующей направленности – в разной мере самодеятельные или официально признанные.

В девяностые годы стала заметна и другая сторона инновационных достижений: именно там, где прежде учителя включались в освоение инновационных педагогических практик – там наиболее успешно осуществлялись и проекты общественно-государственного взаимодействия в сфере образования, организовывались различные формы сотрудничества школы и родителей.

В сфере педагогических исследований постепенно складывалось и общее пространство сотрудничества исследователей и учителей разных направлений, нарабатывались традиции содержательного научно-педагогического диалога.

 

Со второй половины 90-х годов инновационное движение в образовании вступило в полосу стремительно углублявшегося кризиса и к настоящему времени в значительной мере распалось.

Можно перечислить совокупность наиболее очевидных причин этого кризиса:

  • эмоциональное «выгорание» учительства, «наказуемость» инициативы; культивирование безответственности («как нам платят, так мы и работаем», «не высовывайся – не накажут»);
  • тотальный отказ региональных управлений образования и ИПК от инновационной политики (а именно они были главными организаторами её на рубеже 80-х – 90-х годов);
  • неготовность большинства педагогов-исследователей придать своей деятельности ещё и коммерческое измерение – и абсурдность (с точки зрения бизнеса) браться за их раскрутку эффективным менеджерам;
  • нерентабельность инновационного педагогического книгоиздания и резкий рост расходов на передвижение по стране;
  • монополизация государственной поддержки отдельными немногочисленными и далеко не самыми значимыми «методическими» разработчиками;
  • чрезмерная сосредоточенность образовательных структур на тематике ЕГЭ, переключившая на себя оставшиеся организационные и эмоциональные ресурсы образовательных управленцев и педагогов.
 

В последнее десятилетие ушло из жизни большинство крупнейших педагогических учёных нашей страны, создавших возможность «инновационных прорывов» в школьной действительности.

Их ученикам-исследователям (людям, ведущим последние десять лет серьёзные и оригинальные педагогические исследования) не менее сорока лет, а молодого поколения исследователей в области образования в общенациональном масштабе практически не существует; с уходом старшего поколения, с падением активности исследователей среднего возраста огромный потенциал отечественных педагогических открытий может оказаться безвозвратно утерянным.

При этом значительная часть (если не большинство) лучших учителей инновационного движения или уже ушли из образования, или в скором будущем уйдут на пенсию. Методистов, способных не только освоить новую практику, но и грамотно передавать её другим, воспитано ничтожно мало.

 

Предлагаемые в последнее десятилетие сверху системные изменения в образовании носят преимущественно нормативно-административный характер. Возможно, отчасти они оправданы, но явно недостаточны.

Отсутствие содержательных изменений в методах обучения детей при почти повсеместном снижении общеобразовательного уровня учительства неизбежно будет всё более превращать российскую систему образования в образование для немногих, делая всё более фиктивным общедоступное народное образование.

 

Позитивным фактом остаётся выживание инновационного движения в виде авторских школ. Их директора во многом и составляют сегодня элиту образования. Проект ФЭП, Национальный проект «Образование», определённое содействие учителям и педагогическим коллективам на региональном и местном уровне нацелены именно на поддержку калейдоскопа самодеятельных школьных инициатив.

Поддержка творчески активных школ (часто и называемых инновационными) сама по себе чрезвычайно важна. Но её направленность принципиально иная, нежели обсуждаемая в данных Рекомендациях поддержка «наукоёмких» разработок крупнейших педагогических исследователей, педагогических практик, обобщающих не индивидуальный опыт, а результаты поисков и экспериментов широкого масштаба и глубокого многолетнего осмысления.

Разумеется, в практике «передовых» школ в «осколочном» виде присутствуют и серьёзные инновационные разработки, но только в исключительных случаях школьные коллективы способны брать на себя роль их глубокой рефлексии, развития, технологической проработки, качественного распространения.

 

Задача ИнКО состоит в том, чтобы удержать от распада, сохранить и развить опыт наиболее ценных педагогических практик (как в масштабах страны, так и в рамках конкретного региона), а в дальнейшем превратить эти практики в один из стабильных источников долгосрочного развития системы дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного образования.

 

Условия создания ИнКО

 
Предлагаются следующие критерии отбора инновационных практик при создании ИнКО:

1. Практика ориентирована на задачи общедоступности качественного образования.

2. Найдены принципиальные решения наиболее важных задач для успешного образования всех учащихся на определённом возрастном этапе, в определённых областях обучения.

3. Практика обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие.

4. Актуальность проблематики для развития региона (территории) и решения существенной педагогической проблемы.

5. Наличие территориально-региональных площадок для отработки вариативных моделей развития данной педагогической практики.

6. Возможность использования результатов деятельности ИнКО для решения социальных задач развития территории.

 

Первоначальное ядро ИнКО создаётся при наличии исследовательско-педагогической группы или педагогического сообщества:

  • включённого в разработку или освоение значимой инновационной практики;
  • имеющего опыт её освоения и осмысления, заинтересованного в совершенствовании этого опыта;
  • способного решать необходимые организационные вопросы;
  • готового осуществлять регулярную деятельность как исследовательского, так и организационно-педагогического характера;
  • настроенного на достаточную открытость своей деятельности для коллег.
 

Выбор тех или иных организационных блоков для составления первоначального ядра ИнКО в решающей степени должен зависеть от того, чем именно сильны его участники и какие задачи важнее и естественнее решать исследовательской группе на данном этапе.

Первоначальное ядро ИнКО может состоять лишь из двух-трёх организационных блоков (с обязательным включением исследовательской составляющей), но желательно планировать перспективу поэтапного расширения ИнКО, «обрастания» недостающими на первом этапе функциями и структурами.

Желательно, чтобы поиск и подключение новых подходящих для дела людей – и открытие новых вакансий – шли параллельно, и между ними не возникало большого временного разрыва.

 

Участники, направления деятельности, структура ИнКО

 

Участниками Инновационного комплекса в сфере образования могут быть:

  • педагоги-исследователи и представители других профессиональных и социальных групп, ориентированные на соучастие в исследовательской, педагогической, методической работе или на её обеспечение;
  • организации и учреждения образования, культуры, производственной сферы, их структурные подразделения;
  • педагогические площадки: те подразделения (классы, группы, клубы, сообщества), где осуществляется непосредственная педагогическая деятельность участников ИнКО.
 

Деятельность ИнКО может складываться из следующих основных направлений:

1. Исследовательская деятельность (см. раздел 3.2., 3.10).

2. Деятельность по сохранению и развитию педагогического сообщества (см. раздел 3.3, 3.11).

3. Деятельность по обучению и повышению квалификации педагогов, их подготовке к инновационной работе (см. раздел 3.4, 3.12).

4. Редакционно-издательская деятельность (см. раздел 3.5, 3.13).
5. Управленческое обеспечение инновационных процессов (см. раздел 3.6, 3.14).

6. Проектирование и осуществление общественно-педагогических акций и событий (см. раздел 3.7, 3.15).

7. Материально-финансовое, нормативно-правовое, административное, организационное обеспечение (см. раздел 3.8, 3.16 и 3.17).

 

ИнКО должен включать не менее двух основных направлений деятельности, отвечающих задачам данных блоков. При этом обязательно должна присутствовать исследовательская составляющая.

 

С точки зрения организационно-правовой формы ИнКО может иметь статус:

  • самостоятельной организации или учреждения той или иной формы собственности,
  • объединения организаций,
  • самоуправляемой организации,
  • подразделения учреждения или организации,
  • особого рода программы (проекта), относительно которой проработан механизм финансирования, определены сотрудники, полномочия различных учреждений и организаций;
  • общественного объединения, профессионального союза и т.п.
  • родительской ассоциации (или объединения таких ассоциаций);
  • сочетать те или иные из перечисленных форм.
 

Предполагаемые социально-педагогические эффекты деятельности ИнКО

 
Основные педагогические продукты деятельности ИнКО:
 

1. Улучшение отношений (удовлетворённость) педагогов, родителей и детей образовательной деятельностью учреждений и организаций, входящих в ИнКО.

2. Углубление инновационных педагогических практик, обеспечение их учебно-методическими комплексами, системой повышения квалификации, методическим сопровождением деятельности педагога.

3. Более высокий уровень результатов обучения, измеряемый, в том числе, и общепринятым инструментарием (итоговое оценивание по ступеням обучения, школьные экзамены, ЕГЭ), в сравнении со средним уровнем соответствующей массовой практики.

4. Сохранение здоровья детей и взрослых в процессе обучения, улучшение объективных показателей самочувствия.

 

Результаты влияния ИнКО на массовую педагогическую практику:

 

1. Появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

2. Повышение педагогической культуры учителей и воспитателей.

3. Создание в рамках ИнКО методического инструментария, доступного для использования разными педагогами.

4. Педагогизация среды, возникновение общественно-педагогических проектов и событий, активное взаимодействие со СМИ, способствующее образовательному просвещению населения.

5. Появление общественных инициатив, связанных с совершенствованием и развитием образовательной сферы.

6. Улучшение взаимоотношений между педагогическим сообществом и органами управления, развитие общественно-государственной системы управления образованием.

 

Влияние ИнКО на социальное развитие территории:

 

1. Перенос продуктивных способов деятельности, выработанных в ИнКО, в другие сферы общественной практики.

2. Возникновение локальных (прорывных) проектов, направленных на образовательную поддержку социально-экономического развития территории.

3. Усиление заинтересованности местного сообщества в развитии образования.

4. Развитие социального партнёрства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования.

5. Расширение функций образования, информации и консалтинга социально-экономических институтов, эволюция из ведомственной системы образования в общественную сферу деятельности.

6. Усиление привлекательности семейной и общественной жизни в данной местности.

7. Возникновение новых возможностей для качественного обновления начального и среднего профессионального образования.

 

Таким образом, модель инновационных комплексов в сфере образования рассматривается нами как механизм обеспечения конкретных инновационных педагогических практик на федеральном, региональном или местном уровне, предусматривающий взаимодействие причастных к данной практике учёных, педагогов, управленцев, образовательных и исследовательских учреждений и других участников.

Сферы деятельности ИнКО – дошкольное, среднее, начальное и среднее профессиональное, дополнительное, высшее педагогическое образование.

 

Инновационные комплексы в сфере образования рекомендуются к финансированию из региональных целевых программ.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 2 (3) 4 5 6 7 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?