Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

2.2. Модели ИнКО, ядром которых выступает определённая организация, действующая в сфере науки и образования

 

2.2.1. ИнКО как группа педагогических площадок, осваивающих инновацию

В основе – детально разработанная технология и поддерживающий её общероссийский фонд

ИнКО федерального или регионального уровня
 
1 этап

Фонд финансирует деятельность группы разработчиков по созданию пакета материалов, в котором описывается новая технология работы.

Фонд оплачивает подготовку группы тренеров, которые в дальнейшем готовят педагогов к работе с использованием данной технологии.

 
2 этап

Фонд заключает договора с группой учреждений, на базе которых планируется внедрение данной технологии.

Проводятся семинары для педагогов и отдельно семинары для потенциальных тренеров.

Организуется система мероприятий для поддержки формирующегося сообщества педагогов, создаются рабочие места региональных методистов.

 

Все расходы оплачиваются из средств фонда. Работа педагогов, включившихся в эксперимент, финансируется самими учреждениями.

Нормативная поддержка на федеральном уровне возможности использования программы (технологии) в государственных и муниципальных учреждениях.

 
3 этап

Прекращение финансирования фондом созданной системы. Переход на работу по договорам с конкретными организациями.

Внутри сообщества педагогов и тренеров создаётся система внутренней сертификации.

 

Финансирование процедуры сертификации за счёт самих сертифицируемых (или их учреждений).

Нормативная поддержка на федеральном (или региональном) уровне – и признание данного сертификата в практике аттестации педагогических кадров.

 

Подключиться к работе ИнКО может любая организация, готовая участвовать в финансировании обучения своих специалистов в регионе, где имеются опытные методисты.

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Фонд выступает в качестве проектного и учебного центра. Но при этом не ведётся серьёзной исследовательской деятельности по изучению и обобщению практики учителей, работающих по предложенной технологии. Не ведётся редакционно-методическая работа по подготовке учебных материалов. (В частности, это связано с тем, что, перейдя на «самоокупаемость», Фонд может жить только на гранты, обычно не подразумевающие подобных постоянных кропотливых усилий).

Изначальными мотивами включения в работу по освоению инновации может оказываться не содержательная, а скорее финансовая заинтересованность образовательных учреждений. Это сказывается на активности участников программы, их стремлении к её развитию – особенно после прекращения её централизованного финансирования.

 

2.2.2. ИнКО как межрегиональное общественное движение

В основе – социально-педагогическая технология, разработанная исследовательской лабораторией, при поддержке возникающего вокруг неё сообщества учеников и последователей.

ИнКО межрегионального или федерального уровня
 
1 этап

Группа педагогов под руководством педагога-исследователя разрабатывает общую логику социально-педагогической технологии. Важная составляющая – идея активного участия в жизни сообщества детей и взрослых.

 
2 этап

Воспользовавшись в качестве ресурса местом работы и статусом одного из участников «исследовательской лаборатории», группа собирает детей для организации экспериментальной площадки.

Разработанные социально-педагогические технологии позволяют, в частности:

  • привлечь к активному управлению жизнью и деятельностью ИнКО как педагогов, так и старшеклассников;
  • включить педагогов и подростков в исследовательскую деятельность в качестве равноправных участников;
  • использовать подготовку и проведение одного из центральных событий жизни сообщества («сбора») в качестве ресурса распространения технологии.
 
3 этап

Лаборатория создаёт механизм передачи, трансляции технологии другим детским, взросло-детским и педагогическим сообществам. В качестве организационного ресурса используется всероссийский лагерь, перенявший новую технологию работы и выступающий в роли мощного «учебного центра».

В различных территориях страны появляются практические коллективы, возглавляемые педагогами (иногда и детьми!), реализующими на практике данную технологию (в разных условиях и ситуациях).

Благодаря возможностям нескольких общероссийских газет, журналов, радиопрограмм организуется координация деятельности, распространение информации, обмен опытом.

В различных городах страны появляются не только практические группы, но и исследовательские лаборатории, включающиеся в общую работу в рамках ИнКО, действующие на базе тех или иных научных, образовательных и детских учреждений.

Одним из механизмов согласования деятельности исследователей продолжают выступать общие события (сборы, конференции).

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Дальнейшее развитие ИнКО требует нормативного признания его существования и финансирования рабочих мест педагогов, готовых вокруг себя формировать коллективы, живущие на основе реализации данного педагогического подхода.

Отметим один частный, но важный элемент. В годы деятельности прототипа данной модели ИнКО педагоги, исследователи и дети экономически имели возможность постоянного общения с коллегами из других городов. Во многом благодаря этому условию ИнКО и смог обрести масштаб межрегионального движения.

 

2.2.3. ИнКО на базе экспериментальной школы

В основе – экспериментальная школа с исследовательской лабораторией, при поддержке региональных и федеральных властей

ИнКО местного уровня
 
1 этап

Школа (или другое учебное заведение) совмещает педагогическую практику с исследовательской деятельностью, организуемой вокруг исследовательского подразделения (лаборатории). В школе реализуется определённая, заданная исследователями, логика организации её жизни в целом и в области конкретных направлений учебной деятельности. (Конкретные варианты взаимосвязи науки и практики могут быть разными. Например, лаборатория может принадлежать научно-исследовательскому институту или университету, но на практике «жить» на территории школы и осуществлять здесь свою основную деятельность).

Руководитель школы в этой модели является одним из основных участников инновационной группы, задающей исследовательские ориентиры деятельности.

 

На данном этапе важно иметь возможность финансирования дополнительных ставок исследователей и доплат учителям.

В зависимости от принадлежности лаборатории, программа её деятельности должна быть включена в программу работы того института или университета, к которому она относится.

 
2 этап

Появление на базе школы и лаборатории всё более активно работающего учебного центра, который занимается организацией обучения педагогов и студентов, и редакционно-методического центра, обеспечивающего процесс освоения инновации новыми учителями.

 

На этом этапе требуется обеспечение:

  • учебного центра
  • информационной службы
  • разработчиков и редакторов учебно-методической литературы
  • книгоиздания
  • административной поддержки
 
3 этап

Прошедшие обучение педагоги постепенно осваивают инновационную практику и становятся полноправными участниками Педагогического сообщества, носителями инновационных идей и технологий.

 

На этом этапе возникает потребность:

  • в обеспечении взаимодействия внутри Педагогического сообщества;
  • в дополнительном финансировании широкого круга учителей, осваивающих новую практику, в предоставлении им дополнительных возможностей для профессионального роста;
  • в издании и распространении необходимой литературы, пособий, учебных материалов и т.д.;
  • обеспечение экспертно-аналитической и консультационной деятельности исследователей и опытных педагогов;
  • в разработке норм и правил административно-управленческой поддержки инновации.
 
4 этап

Постепенно появляются и крепнут другие очаги освоения инновации (в том числе – и «переманивая» к себе исследователей). Базовая экспериментальная школа становится лишь одним из них. Взаимодействие между участниками ИнКО – людьми, организациями – выходит на качественно иной уровень, разрабатываются совместные проекты самого разного плана и т.д. Постепенно складывается всесторонне развитый инновационный комплекс, соответствующий базовой модели ИнКО, представленной в данных Рекомендациях (см. раздел 3).

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Опасность превращения экспериментальной школы в образцово-показательную.

Опасность «сдвига» профессиональных целей и интересов педагогов и учителей-экспериментаторов, трансформация исследовательской позиции сначала в обучающую, а потом – в менеджерски-административную.

На последнем этапе возникает опасность того, что экспериментальная школа увлечётся борьбой за «приоритетный статус» и оттолкнёт тем самым от себя коллег, нарабатывающих собственное видение инновации. Возникает и обратная опасность «рассыпания» научного и педагогического сообщества на ряд конкурирующих маломощных групп, озабоченных организационными вопросами более, нежели педагогическими.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?