Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

2.1. Модели ИнКО, ядром которых выступает деятельность конкретных людей или сообществ

 

2.1.1. ИнКО как инновационное сообщество, включённое в систему развития регионального образования

В основе – лаборатория и сеть школ с поддержкой региональных властей

ИнКО регионального уровня
 

1 этап становления

Наличие перспективной инновационной модели, теории, практики.

Наличие автора-исследователя.

Предоставление возможности (финансовой, организационной, нормативной) для автора-исследователя вести преподавательскую деятельность в вузе (работу на кафедре, в лаборатории), наличие сотрудников, экспериментальных групп, печатных работ.

Разработка основных идей и блоков технологии. Точечная апробация.

 
Наиболее существенные условия поддержки на этом этапе:

Финансирование на уровне вуза, нормативная поддержка эксперимента, взаимодействие вуза и учреждений среднего образования, поддержка школы и учителей, включившихся в экспериментальную деятельность, поддержка вузовского издательства.

 

2 этап становления

Поддержка деятельности педагогов экспериментальной школы под руководством сотрудников кафедры.

Разработка технологии, отслеживающей изменение образовательной системы школы в целом.

 

Нормативная поддержка экспериментальной школы.

Финансовая поддержка работы научно-исследовательской лаборатории.

 

3 этап становления

Выстраивание сети взаимодействия в регионе школ-площадок, включаемых в разработку и освоение технологии.

Отработка механизмов распространения и развития технологии, формирования и поддержки сообщества «инноваторов».

 

Нормативная поддержка школ, включённых в работу инновационного комплекса.

Финансовая поддержка деятельности научно-исследовательской лаборатории.

Поддержка возможности поездок, проведения образовательных семинаров, конференций, летних школ (возможно, частично за счёт участников).

 

4 этап становления

Создание Общественной организации (юридического лица), объединяющей активных сторонников данной инновационной практики.

Выход активных участников сообщества на управленческие и проектные позиции в образовании, перенос опыта взаимодействия в данном сообществе (ИКО) на иные сферы.

Подключение к активному взаимодействию с ИнКО коллег из других регионов.

 

Постепенный переход проектной и учебной функций от исследовательской лаборатории к ассоциации.

Финансовая поддержка – со стороны административных структур; позже – самостоятельных бюджетов подключающихся организаций.

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Поскольку функции исследовательского, проектного, ресурсного и учебного центров выполняют фактически одни и те же люди (при плавающем финансировании), то периодически «выпадают» те или иные функции – в частности, редакторско-методические.

В работе регулярно проходящих семинаров, конференций, может принимать участие каждый, но в них трудно участвовать педагогам из других регионов, а организация дистанционного взаимодействия требует специальной проработки.

 

2.1.2. ИнКО как исследовательская группа, непосредственно осуществляющая основные инновационные функции

В основе – автор-организатор, заключающий прямые договора о научно-методическом и консультационном сопровождении учреждений – педагогических площадок

ИнКО межрегионального уровня
 
1 этап

Наличие автора-разработчика технологии и педагога-экспериментатора.

Изначально идеи, практика и технологии нарабатываются в ходе научной работы автора на базе профильной кафедры в сотрудничестве с педагогом-экспериментатором, студентами дипломниками, аспирантами. Автор и педагог-экспериментатор составляют ядро исследовательской группы.

Описывается технология инновационной деятельности, разрабатываются подробные тексты, необходимые рабочие материалы.

Отрабатываются способы ведения семинаров, соучастия в сопровождении педагогической деятельности и другие формы передачи технологии и организационной поддержки педагогов и образовательных учреждений.

 

Поддержка научно-исследовательской и разработческой работы. Поддержка работы педагогов-экспериментаторов.

 
2 этап

Создаётся отдельное юридическое лицо, от имени которого заключаются договора на обучение и сопровождение учреждений, педагоги которых желают освоить данную технологию и начать работать на её основе.

Участники исследовательской группы ведут наблюдение за опытом освоения новой практики и проводят дальнейшую работу по совершенствованию технологии.

 

Оплата работы организации, выступающей ядром ИнКО, производится за счёт бюджетов подключающихся учреждений.

На этом этапе становится значимой нормативная поддержка использования технологии в государственных и муниципальных учреждениях, рекомендации на уровне федеральных, региональных, местных административных органов и методических служб.

На уровне образовательных учреждений принципиальна поддержка осваивающих технологию педагогов со стороны руководства. В значительной степени она гарантируется договором между автором и ОУ, являющимся необходимой предпосылкой начала обучения.

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

а) Ключевые функции ИнКО – и исследовательские, и учебные, и организационные – ведёт фактически один человек.

б) Свободного распространения текстов, описывающих технологию, не допускается. Включиться в освоение может только та организация, которая заключит договор с автором, а её сотрудники примут участие в обучающем семинаре. Но зато любое учреждение, готовое оплатить работу автора и взять на себя обязательства по организационной поддержке инновации, может включаться в работу ИнКО.

Положительные моменты в этом: сохранение качества передачи технологии (из первых рук), минимизация необходимых средств для инновационной деятельности, позволяющая быстро выйти на самоокупаемость. Отрицательная сторона – не возникает слоя людей, нарабатывающих опыт передачи технологии, её научно-исследовательского совершенствования. В ситуации, если автор по какой-то причине перестанет участвовать в ходе работы, то деятельность по дальнейшему распространению и совершенствованию данной инновационной практики надолго остановится.

 

2.1.3. ИнКО как сообщество творческих людей и инициатив

В основе – педагог-исследователь, задающий социокультурные ценности и поддерживающее его межрегиональное сообщество учеников и друзей

ИнКО межрегионального уровня
 
1 этап

Педагог, ведущий самостоятельно практическую и исследовательскую деятельность. В частности, предметом и результатом такой деятельности становится наличие прочных межпоколенных связей внутри сообщества учеников и друзей педагога. Складываются модели интенсивных педагогических событий, обладающих большой степенью позитивного влияния на жизнь детей, родителей, педагогов.

 

На этом этапе важно найти «социальную нишу», благодаря которой сможет существовать педагог-исследователь.

 
2 этап

Ученики педагога в собственных проектах (или связанных с теми, что реализует сам педагог-исследователь) продолжают логику общей работы.

Между педагогом-исследователем и его учениками-педагогами ведётся интенсивная переписка и, по возможности, личное общение с обсуждением нарабатываемой практики.

Организуются регулярные общие «события», которые становятся стержнем общей жизни педагогического сообщества.

Тем самым, функцию «учебного центра» выполняет непрерывное личное общение педагога-исследователя с коллегами-учениками, подготовка и участие их в общих «событиях».

 

Здесь требует поддержки:

  • механизм, обеспечивающий регулярное личное общение (командировки, переписка, орг.техника…),
  • содействие в организации «общих событий».
 
3 этап

Ученики автора создают самостоятельную организацию, юридически оформленную как фонд и выполняющую роль «центра педагогических проектов». Основная задача фонда – поддержка деятельности педагога-исследователя и общих проектов сообщества.

 

Финансирование мероприятий осуществляется: за счёт денег самих участников событий, за счёт средств, найденных «проектным центром», за счёт небольшой спонсорской помощи. Некоторые программы регулярных событий оформляются как программы взаимодействия с педагогическим институтом (в связи с обучением студентов) и с медицинскими учреждениями (в связи с участием детей-инвалидов и организацией летних интеграционных лагерей).

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Исследовательская, педагогическая, организационная деятельность в сообществе ограничивается возможностями личных усилий его участников и лишь в очень малой мере опирается на стабильные механизмы деятельности каких-либо учреждений.

Тем самым, работа может быть проделана ровно настолько, насколько хватает личных сил автора-исследователя и его главных сподвижников – хотя потребность в освоении другими людьми данного опыта может быть чрезвычайно большой.

Положительная сторона дела – прочность дружеских связей, устойчивость сообщества, обеспечиваемая общими социокультурными установками. Но попасть в такое сообщество (включиться в работу ИнКО) может только тот, кто принимает «исповедуемые» ценности и смыслы жизни, установивший личные дружеские отношения с участниками сообщества.

 

2.1.4. ИнКО как механизм динамичного становления новой педагогической практики.

В основе – педагог-исследователь, напрямую работающий с педагогами и методистами при статусной поддержке исследовательского института (другой статусной организации)

ИнКО местного или регионального уровня
 
1 этап

Педагог-исследователь, работая над своей научной темой, напрямую взаимодействует с учителями, воспитателями детских садов и методистами определённой территории, где складывается и развивается новая практика.

 

На этом этапе принципиально важна поддержка региональных методистов, сотрудников ИПК, агитирующих, поддерживающих, организующих работу с педагогами.

Важны доплаты и дополнительные возможности для учителей, включающихся в освоение новой практики.

Важна достойная оплата работы самого исследователя.

Важна статусная поддержка на федеральном уровне: в виде поддержки его программы или возможность автора выступать представителем федерального научного учреждения.

 
2 этап

В периоды между приездами автора-исследователя включаются предложенные им механизмы постоянной взаимной поддержки, взаимного общения педагогов внутри своих образовательных учреждений и между ними. Эти механизмы самообразования задают горизонтальные связи между педагогами, осваивающими новую практику.

Включённые в инновационую работу «по статусу» сотрудники ИПК, некоторые районные и городские методисты, невольно начинают разбираться в главных идеях и тонкостях новой практики, наблюдают способы её освоения разными педагогами и оказываются в роли сотрудников неформальной исследовательской лаборатории, начинают выполнять функции «методистов-инновационщиков».

 

Важно появление на этом этапе новых рабочих мест, новых статусных позиций для включающихся в работу молодых исследователей и учителей-экспериментаторов.

Важна возможность для части сотрудников соответствующей кафедры регионального ИПК включить методическую поддержку данной практики в число своих основных функциональных обязанностей.

 
3 этап

Среди педагогов, освоившихся в новой профессиональной жизни, выделяются наиболее яркие и увлечённые – они становятся «стихийными методистами» в городе или регионе. Наиболее активные из них включаются в деятельность неформальной исследовательской лаборатории, складывающейся в регионе (например, вокруг кафедры ИПК).

С участниками педагогического сообщества и периодически приезжающим исследователем начинают взаимодействовать структуры педагогического образования. Ряд вузовских преподавателей, аспирантов и студентов по собственной инициативе включаются в изучение новой практики. Некоторые из них берутся самостоятельно развивать определённые исследовательские темы в предложенном русле и взаимодействовать с педагогами-экспериментаторами.

Наиболее инициативные участники сообщества включаются в общение со своими коллегами из других регионов, возникают первые общественно-педагогические проекты в связи с новой практикой.

Вслед за Педагогическим сообществом начинает оформляться региональная Исследовательская лаборатория и стихийно складывается Проектный центр.

 

На этом этапе принципиально важна управленческая поддержка разных педагогических инициатив, помощь в их планировании и осуществлении, перевод наиболее ценных из них из разряда разовых мероприятий в устойчивые традиции.

 
4 этап

Формируются различные организационные блоки, связанные с развитием и обеспечением новой инновационной практики.

Участники сообщества включаются в общественно-педагогические диалоги: на местном уровне – с родительской общественностью, своими коллегами из других школ; на региональном уровне – с представителями других инновационных направлений и управленцами; на общероссийском уровне – с другими последователями данного направления. Формируются новые проекты, в том числе проекты новых образовательных учреждений. В вузах возникают ознакомительные учебные курсы для студентов. Педагогики и исследователи регионального ИнКО начинают выступать в роли людей, осознанно и активно намечающих общие перспективы развития данного направления и области образовательной деятельности.

 
Проблемы и слабые места модели, риски:

Потребность в последовательной и длительной (на протяжении, по меньшей мере пяти-семи лет) административной поддержке инновации, соблюдении установленных правил её обеспечения (прежде всего, в рамках обеспечения Педагогического сообщества).

Необходимость возникновения уже на первом этапе круга увлечённых энтузиастов-последователей (в том числе – хотя бы одного-двух «статусных» для региона людей).

Особая важность – поддержание личных доверительных и тёплых отношений с автором-исследователем.

 

2.1.5. ИнКО как неформальное сообщество, обеспечивающее реализацию государственной программы

В основе – группа учёных-энтузиастов и их учеников при инфраструктурной поддержке региональных властей

ИнКО регионального или местного уровня
 

Государственные органы на всех уровнях (от местного до федерального) поддерживают общую инфраструктурную программу, способствующую развитию детей и обеспечивающую их дальнейшие успехи. (Пример – система взаимодействия математических кружков, летних школ, олимпиад и т.п.).

Поддерживая такую программу, «заказчик» (государство, вуз, регион или спонсор) создаёт возможность для деятельности «проектного центра», генерирующего различные значимые профессиональные события для сообщества.

Группа преподавателей-энтузиастов, выступая в качестве «исследовательской лаборатории», разрабатывает и постоянно обновляет содержание и формы взаимодействия с детьми.

К группе подключается большое количество энтузиастов – студентов и заинтересованных преподавателей, создающих кружки для «юных любителей математики».

Создаётся достаточно устойчивое Педагогическое сообщество со всеми характерными признаками такового – передачей традиций из поколения в поколение, общими «событиями», акциями и пр.

Вакансии преподавателей могут образовываться за счёт ставок школьных учителей, руководителей кружков, методистов по олимпиадам, сотрудников вузов, вменяться в функциональную обязанность и т.д. Выбор того или иного решения происходит на основе индивидуальных договорённостей и сложившихся традиций.

Большое место может занимать волонтёрская деятельность студентов соответствующих вузов.

 

Источники существования ИнКО:

  • последовательная морально-психологическая, нормативная, финансово-материальная поддержка государством общего направления деятельности
  • взаимодействие с вузами и «элитными» школами (гимназиями, физматлицеями и т.д.)
  • оплата работы преподавателей кружков, летних и заочных школ и т.п.
  • личная увлечённость участников
 

В особой финансовой поддержке нуждается собственно исследовательская деятельность наиболее авторитетных и увлечённых преподавателей и учащихся, осмысляющих ход работы и предлагающих новые проекты, методики, новые формы работы.

 
Проблемы и слабые места модели, ограничения:

На сегодняшний день подобного рода ИнКО широко апробированы в практике работе с наиболее увлечёнными детьми, ориентированными на обучение в лучших вузах страны. Значительно менее распространены случаи разворачивания инновационных практик подобной направленности для детей разного уровня развития и социального опыта (в т.ч. для детдомовских детей, для неудачников школьного обучения). Эти опыты показывают огромные возможности таких подходов к образованию проблемных детей, но и выдвигают очень серьёзные профессиональные требования к педагогам-организаторам.

 

Данная модель уже не относится строго к первому типу, она является пограничной для всех трёх описываемых типов моделей ИнКО. Для неё равно важны и опора на конкретных людей и сообщества, и участие организаций, и деятельность образовательной сети.

Отнести такую модель к первому, второму или третьему типу может позволить только конкретная ситуация с той или иной расстановкой приоритетов.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 5 6 7 8 (9) 10 11 12 13 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?