Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Приложение 9.
Выдержки из педагогических стандартов
ISSA
(к проблемам экспертной оценки инновационной практики)

 

Предисловие от составителей Рекомендаций.

Педагогические стандарты Международной ассоциации «Step by step» (ISSA) – одна из систем внутренней сертификации одной из инновационных педагогических практик.

С такими критериями подходят к оценке работы своих специалистов детские сады и начальные школы, входящие в Международную ассоциацию «Step by step» (в России – программа «Сообщество»).

Предлагаемая система оценки (а значит, и работы с сотрудниками) может быть послужить примером того, на чём:

  • может быть основано сертифицирование педагогов внутри определённой педагогической практики,
  • может быть акцентировано внимание руководителей и методистов инновационных педагогических практик,
  • как из специфики инновационного подхода вырабатывается специфика наблюдений за качеством педагогической деятельности и его результатами.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ

«Педагогические стандарты ISSA» отражают пятилетний опыт разработки и применения международных стандартов в сети, куда входят 30 стран.

Обеспечение постоянного высокого качества является одной из самых больших сложностей в системах обучения детей младшего возраста во всем мире. В контексте новой объединенной Европы «Педагогические стандарты ISSA», применяемые в 30 странах, дают интересный пример того, как эксперты из многих стран могут прийти к согласию относительно ключевых показателей качества в обучении детей младшего возраста, учитывая при этом различия в контекстах. Более того, то особое внимание, которое уделяется в «Педагогических стандартах ISSA» демократическим методам, соответствует тому большому значению, которое в настоящее время придается в международном масштабе подходу к вопросам обучения детей младшего возраста и заботы о них, основанному на уважении их прав. ISSA приветствует возможность работать с партнерами в деле адаптации и применения «Стандартов» в новых странах и новых контекстах.

«Стандарты» стали базовым документом для разработки инициативы ISSA «3а качество в образовании детей младшего возраста».

Данная система способствует тому, чтобы педагоги могли сами целенаправленно учиться под руководством подготовленных профессиональных наставников. Наставники проводят наблюдения в группах и классах, используя «Педагогические стандарты ISSA», и помогают педагогам с различным опытом работы разработать индивидуальные планы, которые опираются на сильные стороны педагогов и учитывают выявленные у них слабые стороны. Педагоги, считающие, что они соответствуют всем педагогическим стандартам ISSA, могут подать заявку на прохождение международной сертификации.

«Педагогические стандарты ISSA» способствуют утверждению и распространению понимания того, что процессы (то есть то, как организованы детские учреждения и взаимоотношения в них) являются столь же важными, как и результаты.

 

Международная ассоциация «Step by Step»

 

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДАННЫЕ «СТАНДАРТЫ»

Педагогические стандарты ISSA предоставляют структурные рамки для обсуждения качества обучения и преподавания в детских садах и начальных школах. Предлагаемая брошюра будет полезна педагогам (д/с воспитателям и учителям начальных школ), помощникам педагогов, администрации детских садов и школ, директорам программ /учебных заведений, работникам министерств, преподавателям вузов, родителям и членам местных сообществ.

Педагоги и члены местных сообществ могут использовать «Стандарты», чтобы стимулировать обсуждение того,что представляет собой качественное обучение. «Педагогические стандарты ISSA» могут быть представлены на неформальных собраниях для родителей и членов местных сообществ. Они могут быть использованы в университетах и педагогических институтах для того, чтобы проиллюстрировать взаимосвязь между теорией и практикой. Негосударственные организации могут использовать «Стандарты» как рамки для профессионального обучения. Менеджеры программ могут использовать «Стандарты» в качестве основы для оценки программ.

Конечно, главными пользователями «Стандартов» будут педагоги, стремящиеся улучшить практику своей работы, а также их руководители и профессиональные наставники. Педагоги могут использовать «Стандарты», чтобы самостоятельно оценивать практику своей работы с учащимися и наблюдать за практикой работы других педагогов, используя результаты наблюдений для стимулирования интересных обсуждений с коллегами. Профессиональные наставники могут проводить наблюдения в д/с группах /классах, используя «Стандарты», а затем использовать эту информацию в качестве основы для своей работы с педагогами по выработке целей профессионального роста и разработке плана по улучшению качества.

Важно пояснить использование здесь термина «наставник». В рамках инициативы ISSA «За качество в образовании детей младшего возраста» пропагандируется использование специально обученных профессиональных наставников, чтобы помогать педагогам расширить свой репертуар навыков, методов и знаний – для того чтобы они могли реагировать на различные ситуации и обстоятельства в процессе преподавания. Основная роль наставника заключается в том, чтобы развивать потенциал педагогов на протяжении времени для того, чтобы они могли принимать свои собственные взвешенные решения на основе владения информацией, обогащать свои собственные знания, оттачивать свои навыки и учиться полагаться на самих себя. Педагог (а не наставник!) оценивает, что «работает» эффективно на занятии или оказывается приемлемым и делает соответствующие рекомендации для улучшения. Наставник предоставляет обратную связь для того, чтобы направлять педагога к более эффективным решениям и планированию. Наставник осуществляет это, задавая вопросы и беседуя с педагогом, а не давая конкретные советы.

«Педагогические стандарты ISSA», опубликованные в этой брошюре, являются частью всеохватывающей системы профессионального развития, которая включает в себя:

  • Пособия и обучение (тренинги) для педагогов.
  • Пособия и обучение (тренинги) для наставников.
  • Пособия и обучение (тренинги) для сертификаторов.
 
ОПИСАНИЕ СТАНДАРТОВ

Педагогические стандарты ISSA предназначены для того, чтобы служить рекомендациями по достижению и поддержанию качества для педагогов, работающих с детьми младшего возраста и стремящихся к тому, чтобы в процессе обучения дети и их семьи получили максимум возможного. Эти стандарты репрезентируют те важнейшие знания, навыки, методы, отношения и преданность делу, которые характеризуют педагогов, поддерживающих философию и цели программы «Step by Step».

Во всех областях «Стандарты» стремятся к совершенствованию ориентированной на ребёнка практики обучения, которая оптимизирует и направляет обучение детей таким образом, что учитываются особенности детей и их развитие. Реализация «Стандартов» в целом может потребовать изменения практики обучения в долгосрочном аспекте, однако, даже если «принимать на вооружение» только некоторые из стандартов, то это может воодушевить педагогов на всех уровнях на внесение небольших, но эффективных изменений в свою работу.

Оценочный компонент, встроенный в «Стандарты», может помочь документально зафиксировать выполнение тех стандартов, которых конкретному педагогу уже удается достигнуть, а также тех, к достижению которых он стремится. Опытные педагоги, работающие в программе «Step by Step» на уровне требований всех этих стандартов, обладают потенциалом, чтобы радикально повысить качество образования детей и оказать позитивное влияние на будущее общества.

 
Индивидуализация

Стандарт: Педагоги используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе/классе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребёнка.

 

Дети существенно отличаются друг от друга в отношении особенностей и темпов своего роста, мышления, языка и социальных навыков, что обусловлено индивидуальными и культурными особенностями, а также особыми потребностями в области обучения и развития. Опытные педагоги понимают процессы развития и обучения маленьких детей, знают особенности каждого ребёнка, с которым они работают, знакомятся с культурой, историей и ценностями тех семей, которые они обслуживают. Посредством регулярного, позитивного взаимодействия с детьми педагоги устанавливают с ними взаимоотношения поддержки и открывают для себя многие уникальные качества каждого воспитанника, как в плане обучения, так и личные. Педагоги демонстрируют, что они ценят эти различия, признавая их право на существование и, учитывая их соответствующим образом при адаптации среды д/с группы или класса.

 
Учебная среда

Стандарт: Педагоги способствуют тому, чтобы их классы/группы детсада были инклюзивными, со стимулирующей атмосферой взаимной заботы, организуя среду таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности в процессе обучения не бояться идти на риск, практиковать демократию и работать как в сотрудничестве с другими детьми, так и самостоятельно.

 

Характер учебной среды оказывает большое влияние на то, что каждый ребёнок испытывает в процессе обучения. Педагоги тщательно обдумывают, как спланировать и организовать физическое пространство таким образом, чтобы дети могли безопасно передвигаться во время групповых и индивидуальных занятий. При необходимости, это пространство и учебные материалы адаптируются применительно к потребностям различных возрастных групп и/или отдельных детей. Социальный и эмоциональный климат в классе создается на основе демократических ценностей посредством активного вовлечения детей в процесс выработки ясных и понятных требований, определения правил и их последствий. Кроме того, педагоги постоянно воспитывают у детей умение делать выбор и самостоятельно работать в процессе обучения, а также создают детям условия для работы сообща, выполнения чего-либо по очереди, а также оказания друг другу помощи в достижении положительного результата.

 
Участие семьи

Стандарт: Педагоги выстраивают партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.

 

Для опытного педагога участие родителей и других членов семей в образовании их детей имеет огромную ценность. Такие педагоги рассматривают семьи своих учащихся в качестве партнеров по работе. Они регулярно и в различной форме общаются с ними для того, чтобы держать их в курсе событий и приглашать их к оказанию помощи в обучении их детей. Кроме того, членов семей приглашают вносить свой вклад в процесс работы с детьми в классе или д/с группе, предлагая им делиться своими интересами, увлечениями, культурными традициями и особыми умениями – чтобы оказать педагогам помощь в выполнении стоящих перед ними задач. Вне класса педагоги оказывают семьям помощь в обучении и развитии детей дома. Они также помогают родителям в получении услуг и ресурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей детей.

 

Методы преподавания, обеспечивающие обучение, имеющее для детей смысл

Стандарт: Педагоги разрабатывают и используют различные методы, которые способствуют осмыслению понятий детьми, поощряют инновации, творчество, самостоятельное изучение, социальное сотрудничество и процесс «исследования» как в рамках отдельных предметов, так и на междисциплинарном уровне.

 

Педагоги признают необходимость использования разнообразных учебных методов с учетом различных стилей обучения (восприятия), темперамента и личности отдельных детей. Адаптируя учебные материалы для использования их по-новому, поддерживая самостоятельный выбор детей в процессе обучения в д/с группе /классе, педагоги учитывают потребности, интересы и особенности каждого ребёнка. Используя различные варианты объединения детей в группы, педагоги создают занятия и задания, которые основаны на обучении сообща и призваны обеспечить детям более высокий уровень понимания, способствовать поддержанию отношений сотрудничества между сверстниками, а также воспитанию у них навыков межличностного общения. Кроме того, педагоги используют широкий диапазон заданий и занятий, практических упражнений и материалов, соответствующих уровню развития детей для того, чтобы дать им возможность выстраивать – «конструировать» – собственные знания и представления об окружающем мире.

 
Планирование и оценивание

Стандарт: Педагоги разрабатывают планы на основании национальных стандартов, тех целей, которые ставит учебное заведение /программа, и индивидуальных потребностей детей, а также используют систематический подход при наблюдении и оценке развития и успехов каждого ребёнка.

 

При разработке продуманных учебных планов, отражающих как учебные цели, так и интересы, отдельных детей и групп детей в д/с группе или классе, педагоги учитывают стандарты, изложенные в национальной учебной программе. Посредством долгосрочного и краткосрочного планирования педагоги стремятся предусмотреть в планах повседневной работы разнообразные виды занятий, которые учитывают многообразие стилей обучения (восприятия) и способности отдельных детей, а также с готовностью идут на то, чтобы, при необходимости, вносить изменения в повседневные занятия. Педагоги регулярно проводят наблюдения, ведут записи, документируют и оценивают результаты прогресса каждого ребёнка, делая это индивидуально или работая командой. В дальнейшем эта информация используется при разработке учебных планов для отдельных детей и для группы в целом.

 
Профессиональное развитие

Стандарт: Педагоги регулярно оценивают и повышают качество и эффективность своей работы, а также сотрудничают с коллегами, стараясь улучшить учебное заведение / программу и практику работы с детьми и их семьями.

 

Опытные педагоги постоянно размышляют, занимаются самооценкой и оценкой эффективности своей практической работы. Они учатся использовать свои сильные стороны и планируют улучшения, где это необходимо. Для продолжения профессионального роста в своей области педагоги должны активно использовать все возможности получения новых знаний через литературу, различные организации, ресурсы и обучение. Дети получают огромную пользу, когда педагоги работают совместно друг с другом, повышая общее качество преподавания и эффективность своей работы.

 
Социальная инклюзия (включение)

Стандарт: Педагоги моделируют и поощряют ценности и модели поведения, которые поддерживают права человека, социальную инклюзию и создание открытого демократического гражданского общества, включая защиту прав всех меньшинств.

 

Педагоги развивают у детей привычки, способности, чувства и знания, которые необходимы в открытом демократическом гражданском обществе. Они моделируют для детей и приучают их проявлять заботу о правах всех учащихся, независимо от их пола, расы, этнического происхождения, родного языка, религии, структуры семьи, социально-экономического класса, возраста, а также физических и умственных способностей. Педагоги помогают детям научиться уважать себя и других. Педагоги разрабатывают занятия, которые поощряют детей размышлять об этических вопросах и конфликтах, рассматривая их с различных точек зрения. Педагоги развивают у своих учеников способность думать критически, работать в сотрудничестве с другими, а также выражать свои различия, проявляя уважение к другим. Педагоги учат детей видеть дискриминацию, предрассудки и стереотипы, когда они с ними сталкиваются, и активно искоренять их в своем учебном заведении и местном сообществе.

 

(Полная публикация «Педагогических стандартов ISSА для детских садов и начальных школ» на русском языке – газета «Детский сад. Управление» №3, 2006).

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 68 69 70 71 (72) 73 74 75 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?