Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

9.5. Проектная разработка по созданию Проблемной группы (лаборатории) по разработке моделей деятельности подростковой школы (на базе образовательного центра «Участие», г. Санкт-Петербург)

 
 

9.5.1. Актуальность создания Проблемной группы

 

Большая часть проблем современной средней школы кроется в несоответствии способов и содержания работы в массовой школе возрастным особенностям подростков.

Можно выделить два подхода к организации жизни в подростковой школе.

Первый говорит, дети ДОЛЖНЫ учиться, а взрослые МОГУТ (или не могут) обеспечить их обучение. В этом случае отдельная модель подростковой школы практически и не предполагается («должны учиться – и пусть учатся»).

Второй подход утверждает: подростковый возраст – особый в жизни человека, дети и взрослые ДОЛЖНЫ ДОГОВАРИВАТЬСЯ. В этом случае взрослым важно попробовать понять, как выстраивать жизнь в школе адекватно потребностям и возможностям подросткового возраста.

В этом случае предполагается, что нужны какие-то особые модели школы для подростков, но пока они представлены скорее в гипотезах, чем в реальной жизни петербургских школ.

Целостных, систематизированных моделей иной организации жизни подростков в школе, отличающихся от массово принятой ныне, в городе практически нет.

Что есть? Результаты определённых психологических и педагогических исследований, определённые гипотезы, многообразный успешный частный опыт педагогов и некоторых школ, некоторое число учёных, учителей, директоров школ, профессионально исследующих проблемы образования подростков.

 

9.5.2. Цели и задачи первого этапа (3-5 лет)

 

Цель – разработка целостной модели (моделей) работы общеобразовательной школы с подростками (школьниками 10-11-14-15 лет).

 
Задачи:
  • проведение анализа имеющегося в стране продуктивного опыта «подростковой школы»;
  • организация публичного представления и обсуждения имеющегося опыта (специализированный журнал, публикации в общепедагогических СМИ, книжная серия «Школа для всех»);
  • организация опытно–экспериментальной работы нескольких педагогических площадок;
  • организация исследовательской и редакционно-методической работы совместно с работающими педагогами;
  • подготовка экспериментальных учебных планов и комплектов учебных материалов, используемых в работе «подростковой школы»;
  • реализация минимум на одной площадке (лучше на нескольких разноплановых: малая школа – большая школа, городская школа – сельская школа) достаточно целостной модели «подростковой школы»;
  • разработка механизмов поддержки дальнейшего развития и расширения сообщества педагогов, исследователей, методистов, включившихся в процесс разработки моделей школы для подростков.
 

9.5.3. База для экспериментальной и исследовательской работы

 

Базой для организационной, экспериментальной и исследовательской работы в рамках деятельности Проблемной группы предполагается АНО «Образовательный центр «Участие» (г. Санкт-Петербург).

У «Образовательного центра «Участие» и сотрудничающих с ним специалистов:

  • есть опыт работы с подростками (различные образовательные программы, ориентированные на подростков, частная общеобразовательная школа, действующая уже более 15 лет);
  • есть опыт исследовательской работы в образовании, в частности, связанной с тематикой «подростковой школы»;
  • есть опубликованные тексты по данной тематике в педагогических СМИ и опыт регулярного выпуска специализированного журнала «На стороне подростка»;
  • есть опыт организации и проведения семинаров, конференций, в т.ч. всероссийских и международных;
  • есть дружеские и деловые связи со многими российскими и зарубежными исследователями и педагогами, работающими с подростками.
 

Основная сложность – отсутствие ресурсов на поддержку исследовательской, методической, опытно-экспериментальной, редакционной работы и другого взаимодействия участников деятельности Проблемной группы.

 

9.5.4. Необходимые ресурсы

 

Средства и условия обеспечения, выделяемые АНО «Образовательный центр «Участие» (и другими площадками, включающимися в общую работу)

 

1. Основное обеспечение текущей педагогической деятельности, в том числе связанной с экспериментальной работой.

2. Подключение к экспериментально-исследовательской деятельности части педагогического коллектива.

3. Организационная поддержка в проведении встреч, семинаров, конференций, учебных курсов.

4. Взаимодействие с педагогическими коллективами и исследовательскими группами в Санкт-Петербурге (и других городах).

5. Консультации и обмен материалами с различными образовательными учреждениями, педагогами.

6. Обсуждение нарабатываемых материалов, их экспериментальная апробация в различных образовательных учреждениях.

7. Частичное компенсирование командировочных расходов.

8. Информационное обеспечение; ведение Интернет-сайтов.

 

Средства и условия, необходимые в качестве внешней поддержки

 
Оплата работы на протяжении 3-5 лет:
  • научного руководителя,
  • руководителя-менеджера Проблемной группы,
  • секретаря,
  • оплата работы 8-10 участников Проблемной группы (постоянная или сдельная на разных этапах в зависимости от плана выполнения работ; в Санкт-Петербурге и не только),
  • доплаты за экспериментальную деятельность учителям,
  • оплата разовых работ консультантов-специалистов.
 
Оплата встреч:

Оплата командировочных расходов, проезда и проживания исследователей и других участвующих в работе Проблемной группы специалистов.

 
Публикации:

Оплата выпуска регулярного журнала, издаваемого с целью информационной поддержки проекта и распространения результатов экспериментальной работы, разрабатываемых методических рекомендаций.

Публикация рабочих материалов, издание книг и брошюр.
 

9.5.5. Возможные задачи второго и последующих этапов деятельности Проблемной группы:

 

Эти этапы могут начинать реализовываться через год, два или три после начала первого этапа – в зависимости от режима деятельности Проблемной группы, возможностей исследователей и доступных ресурсов.

Представим возможные направления дальнейшей деятельности в связи с функциональной структурой Инновационного комплекса:

 

Учебный центр и исследовательская группа: отработка моделей разного уровня учебных курсов по обучению педагогов, групп педагогов, работающих с подростками; оптимальных механизмов педагогического сопровождения педагогов в их самообразовании.

 

Педагогическое сообщество, исследовательская группа и центр педагогических проектов: разработка системы общих дел, проектов, событий, в которые могут включаться дети и педагоги с разных площадок, включённых в деятельность сообщества.

 

Исследовательская группа, базовые экспериментальные школы и редакционно-издательская группа:

а) выявление в практике педагогов, включённых в работу Проблемной группы, тех педагогических инструментов, которые могут быть использованы в широкой практике педагогов и образовательных учреждений;

б) выявление, анализ и экспериментальная апробация методик и пособий, созданных специалистами, не включёнными в работу Проблемной группы, но актуальных для использования в практике подростковых школ.

 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 55 56 57 58 (59) 60 61 62 63 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?