Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

7.3. Возможные риски внутреннего развития ИнКО

 

7.3.1. Вероятная враждебность школьного коллектива к педагогу-участнику ИнКО как к «одиночке-выскочке», вдруг незаслуженно получившему какие-то льготы. Дополнительное напряжение, возникающее из-за опасений, что «теперь всех так будут заставлять работать», зависти и т.п.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Планируемая ознакомительная и «успокаивающая» работа сотрудников ИнКО с руководством образовательного учреждения и членами педагогического коллектива.
  • Вовлечение отдельных педагогов школы (и различных детских коллективов) в те или иные проекты, связанные с ИнКО.
  • Налаживание контактов с родителями класса или группы педагога-экспериментатора, их использование в качестве «адвокатов» и «посредников» в отношениях конфликтующих учителей.
  • Демонстрация отдельных элементов новой практики, которая может быть использована без больших усилий в текущей работе обычных учителей и решала бы насущные проблемы.
 

7.3.2. Возможное «зазнайство» педагогов, включённых в ИнКО, демонстрация ими своей «избранности», требование для себя различных привилегий и т.д.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Здоровая общая атмосфера коллектива ИнКО. Если он создан на базе тех ценностей, которые рекомендованы в данной Разработке, то акцент в его рабочей идеологии должен стоять не на том, что «мы объединяем педагогов, работающих не так, как все», а на том, что «мы ищем способы добиться того, чтобы все желающие могли так работать». В этом смысле, культивируется не «элитная», а нормальная педагогика, объединяются не «образцово-показательные», а нормальные, увлечённые и стремящиеся к профессиональной грамотности учителя или воспитатели.
  • Опыт подключения к деятельности ИнКО новых педагогов из числа внешне самых обычных. Поддержка и одобрение их успехов.
 

7.3.3. Быстрый перенос акцента на количественную внедренческую работу, выхолащивающую главные задачи деятельности ИнКО.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Сохранение учредителями, спонсорами, партнёрами ИнКО понимания непреходящей важности сохранения его базовых основ деятельности: исследовательской стороны, работы по поддержанию взаимодействия в рамках сообщества, работы экспертной и консультационной, работы методической, авторской и редакторской, работы по «штучному» воспитанию учёных, педагогов-экспериментаторов, менеджеров педагогических проектов и т.д. Сохранение стабильности в финансировании этих родов деятельности.
  • При разворачивании программ инновационно-внедренческой направленности переходу к широкому распространению практики должно предшествовать создание специальных структур и новых «рабочих мест» (или заметное усиление имеющихся), чтобы масштаб соответствующих забот не сломал всю структуру работы ИнКО.
 

7.3.4. Вероятный «кризис роста»: усложнение и приумножение задач, возможностей ИнКО, числа его проектов и сотрудников ведёт к потребностям в структурной перестройке, трудно прогнозируемой заранее; к необходимости изменения процедур принятия решений, возможно, к изменению характера собственности.

Всё это чревато разрушительными конфликтами.

К этому надо добавить противоречия при выборе приоритетов между новыми деловыми перспективами развития и педагогическими задачами, между педагогами, желающими спокойной и предсказуемой жизни с детьми, и теми, кто всецело устремлён к новым творческим проектам; между теми, кто озабочен сохранением «чистоты педагогической идеологии» и теми, кто стремится к сближению, активному взаимодействию с другими направлениями.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Спокойное отношение к такой угрозе как к неизбежно возникающему рабочему противоречию, которое можно и нужно переводить в позитивное русло.
  • Этапность планирования норм жизни ИнКО. Понимание всеми ожидаемых сроков, когда можно будет пересматривать сегодняшние правила жизни, вносить свои предложения и т.д.
  • Формирование внутри и вокруг ИнКО круга авторитетных лиц, способных выполнять роль экспертов, признаваемых арбитров, разработчиков моделей общеприемлемых выходов из кризиса. Формальное или неформальное закрепление их роли как людей, способных искать выходы из кризисов, ориентируясь на базовые ценности, ради которых создан ИнКО.
 

7.3.5. Опасность региональной замкнутости, связанной с фактом регионального учредительства, финансирования и т.д.

Это объективное противоречие для большинства региональных ИнКО: их конкретные цели и задачи чаще всего будут связаны со своим регионом, хотя инновационная практика, сохраняемая и развиваемая здесь, заведомо носит гораздо более широкий характер.

Привлечение специалистов из других регионов, и, наоборот, готовность поделиться результатами своей работы будут играть значительную роль. Более того, именно распределённая между несколькими региональными ИнКО исследовательская и разработческая работа может придать их результатам по-настоящему высокое качество и продуктивность.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Понимание этого противоречия; минимизация «регионально-патриотических» ограничений в деятельности ИнКО со стороны учредителей.
  • Готовность включать в разные сферы деятельности регионального ИнКО специалистов из других регионов. Поддержка межрегиональных контактов, приглашение через ИнКО специалистов из других регионов для лекций, семинаров, экспертной работы и т.д.
  • Формирование в самом ИнКО людей и структур, ориентированных на тесное взаимодействие с коллегами по всей стране, формирование совместных исследовательских, издательских, педагогических проектов.
  • Поддержка межрегиональных программ педагогического образования (тех же «летучих университетов» и т.п.)
  • Превращение региональных ИнКО в межрегиональные.
  • Использование региональных ИнКО в качестве филиалов общенациональных или же выращивание общенациональных ИнКО на базе одного-двух-трёх региональных.
 

7.3.6. Опасность прекращения (или резкого сокращения) финансирования и других форм поддержки ИнКО, несмотря на его успешную деятельность.

Это может объясняться (и объяснялось на практике) многими соображениями, оправдывающими административную безответственность: «Эти учителя и так хорошо работают, зачем им какие-то дополнительные условия?», «От этих исследователей в нашем регионе мы уже взяли, что могли», «Мы устали от этого конфликтного человека», «Бюджет нужно рационализировать, и все второстепенные расходы сокращать», «Мы не понимаем, как в новой бюджетной логике возможно продолжить такое финансирование» и т.д. Этой опасности не избежать, но можно к ней подготовиться заранее.

Рекомендации по уменьшению риска:

  • Наличие определённых оформленных договорённостей о поддержке ИнКО на значительный срок.
  • Оформление дополнительных договорённостей по конкретным разделам системы поддержки педагогов (например, по профсоюзной линии, через договора с конкретными образовательными учреждениями и муниципальными структурами управления и т.д.)
  • «Воспитание» среди сотрудников и сторонников ИнКО людей, выступающих в роли административных лоббистов, пропагандистов и т.п. Умение подключить в кризисной ситуации «административное давление» сверху, родительское мнение, общественное давление, юридическую поддержку.
  • Постепенное выстраивание структур «педагогической индустрии», позволяющей финансировать хотя бы часть деятельности ИнКО на основе самоокупаемости, и, в случае необходимости, продержаться в кризисный период.
  • Поиск иных каналов финансирования.
  • Подключение к деятельности общенациональных ИнКО, иных масштабных педагогических проектов, обладающих собственными источниками финансирования.
 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 47 48 49 50 (51) 52 53 54 55 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?