Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

6.5. Поддержка и координация «спонтанных воспитательных очагов» как основа развития местного образования

 

Идея поддержки и координации «спонтанных воспитательных очагов» предложена и рассмотрена киевским учёным и педагогом, д.п.н. Верой Николаевной Зоц.

 

Известно, что вокруг учителей-энтузиастов спонтанно формируются очаги по-настоящему эффективного воспитания. Такие учителя найдутся едва ли не в каждой школе. Они не так часто связаны с конкретной инновационной традицией и определённой методикой – обычно их практика носит характер компилятивный, стихийно сложившийся в силу особенностей личного жизненного пути. Тем не менее, их педагогическая деятельность неоценима.

Обычно попытки организационного взаимодействия с такими «воспитательными очагами» ограничиваются ракурсом «передачи передового педагогического опыта».

Такой подход, на наш взгляд, бесперспективен (сам по себе «опыт» не передаётся; для восприятия другими он должен быть отрефлексирован, систематизирован, переработан с точки зрения понимания других, ответов на их вопросы и т.д. – т.е. превращён в методику). А перевод самодеятельного творчества учителей в жанры парадно-показательных выступлений и «разработки конспектов оригинальных занятий» лишь увеличивает уровень фальши в профессиональных отношениях и уровень «засорённости информационного пространства».

Тем не менее, средством инновационного развития школы (или местной системы образования в целом) может выступать не только освоение привносимых извне инновационных подходов, не только её развитие как концептуально продуманной единой модели (в жанре «авторской инновационной школы»), но и достижение «синергетических эффектов» от поддержки и организации взаимодействия имеющихся «спонтанных» воспитательных практик.

Что для этого требуется?
 

6.5.1. Цели и задачи по поддержке «спонтанных воспитательных очагов» и переводу их в режим взаимодействия через различные формы проектирования:

  • Рассмотрение «спонтанных воспитательных очагов» в качестве одной из ключевых «структурных единиц» образовательного развития, его планирования и проектирования.
  • Выработка форм и методов моральной, организационной, в меру сил – материальной поддержки начинаний педагогов-энтузиастов.
  • Придание спонтанным воспитательным очагам, кружкам, сообществам (в случае достижения соответствующих договорённостей) формы воспитательных проектов. В таком проекте потребуется сформулировать цель, основные этапы развития на близкую, среднюю и дальнюю перспективы, определить способы, необходимые для осуществления задуманного. Проектный подход к педагогическим инициативам создаёт возможности для соединения свободы творчества и организационных начал целенаправленных действий.
  • Преодоление самодостаточности, замкнутости таких проектов. Подключение к ним внешних ресурсов и участников; формирование совместных проектов различных «воспитательных очагов».
  • Возникновение плана «больших педагогических событий», опирающихся на спонтанные воспитательные очаги, в масштабах школы, сообщества учебных заведений, города, района. Подведение инфраструктуры и системы обеспечения под стабильное совершенствование таких форм осуществления и развития образования.
  • Использование взаимодействия воспитательных очагов для возникновения общей картины образовательных возможностей для детей: для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий старшеклассников, формирования групп самообразования по интересам, помощи в самоопределении и т.д.
  • Использование проектов, зарождающихся во взаимодействии «спонтанных воспитательных очагов» для педагогического образования и самообразования людей разных возрастов и профессий (речь идёт именно о самообразовании «на фоне» учителя-энтузиаста, а не о «передаче опыта»), для повышения престижа образовательной сферы в местном сообществе, для включения в неё новых людей.
 

6.5.2. Комментарии-рекомендации в связи с работой по поддержке «спонтанных воспитательных очагов»

– Координация может быть полезна не только для школы, но и для самих локальных «воспитательных сред». Воспитательные очаги способствуют самореализации личности – выстраивание же внешних элементов их организации включает их творческую линию в общественные измерения, социализирует её, даёт подросткам опыт находить согласие между поисками самоусовершенствования и ценностями общества, в котором они живут.

 

– Подчеркнём, что речь идёт об изначальной установке на внимание и поддержку как бы «необязательных» учительских усилий. Однако предложения по «интенсификации» такой работы, её углублению, переводу в проектный режим не должны оставаться неоплачиваемыми; эпоха бесконечной эксплуатации учительского труда завершается.

 

– Существует и обратная сторона разговора про оплачиваемость или безвозмездность педагогических усилий. Тем учителям, кто относится к своей работе в школе не только как к профессиональной деятельности, но и как к духовной миссии, – важна не только, а порой и не столько оплата, сколько признание и поддержка. Для них потребность в неформальном общении с учениками не только учительская, но и личностная. Минимальные затраты на моральную и организационную поддержку таких людей (освобождение их от раздражающего груза мелких административных конфликтов, бюрократических неувязок, невозможности помочь детям в копеечных, но важных расходах и т.д.) окупаются для образования сторицей.

 

– Разумеется, разговор о людях, оказывающих глубокое педагогическое влияние на подрастающее поколение, не ограничивается школьными учителями. Талантливые люди, вокруг которых собираются и стихийно воспитываются дети, найдутся в музеях и библиотеках, в мастерских и турклубах, среди отставных военнослужащих и представителей бизнеса – а зачастую и среди местных «чудаков-самородков», не очень адаптированных к порядкам социальной жизни, но прекрасно находящих творческое взаимопонимание с детьми. Многие из них будут благодарны за поддержку и предложения сотрудничества, если они будут высказываться разумно и деликатно.

 

6.5.3. Варианты взаимодействия «спонтанных воспитательных очагов» с ИнКО и их педагогическими площадками.

  • Участие в педагогических проектах ИнКО и участие специалистов ИнКО в педагогических проектах «воспитательных очагов».
  • Взаимное подключение учащихся на педагогических площадках ИнКО и вокруг педагогов-энтузиастов «воспитательных очагов» к образовательным практикам, проектам, событиям, реализуемым той или другой стороной.
  • Комплексное использование «воспитательных очагов» и педагогических площадок ИнКО для различных форм педагогического образования.
  • Совместное участие представителей «спонтанных воспитательных очагов» и педагогических площадок ИнКО в «проблемных группах», разрабатывающих проекты по решению тех или иных узловых проблем местного образования.
 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 43 44 45 46 (47) 48 49 50 51 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?