Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Научно-методические рекомендации к созданию инновационных комплексов в сфере образования


← ОГЛАВЛЕНИЕ

 

6.3. Экспертные группы социокультурных исследований в образовании

 

6.3.1. Общие положения

Эта инновационная модель может быть охарактеризована как своего рода «картографическая служба» в образовании.

Принципы, модели, алгоритмы социокультурной экспертизы образования подробно рассмотрены в работах А.М.Цирульникова. См. список рекомендуемой литературы,  Приложения, а также раздел 9.4.

Структурно модель экспертной группы может строиться подобно ИнКО, но с иными целями: выяснения особых образовательных ресурсов и возможностей в тех или иных местностях, моделей взаимосвязи конкретной социокультурной ситуации и путей выживания, приживания на ней той или иной «инновационной практики», способов учёта и использования местных педагогических и социокультурных «ресурсов» для порождения «инновационных практик».

Такого рода деятельность во многих случаях должна предшествовать запуску работы «Проблемных ВНИКов», региональных и местных ИнКО, программ развития образования, различных проектов инновационной-внедренческой работы – подобно тому, как географическая, геодезическая и т.п. экспертиза предшествует любому масштабному строительству.

Без «образовательно-картографической» экспертизы выбор тематики, задач, этапов развития региональных ИнКО будет зачастую весьма произвольным, а эффективность «Проблемных ВНИКов» вообще может оказаться сомнительной.

Конечно, подобные решения могут приниматься, как и принимаются – «на глазок». Но если относиться к созданию ИнКО не как к отдельным «штучным» экспериментам, а ожидать системных эффектов – то в этом случае потребность в организации социокультурной экспертизы в образовании как профессиональной культуры, управленческих норм, системной практики будет чрезвычайно ощутима.

Кроме того, надо учитывать, что на сегодняшний день в стране число специалистов в области социокультурной экспертизы в образовании можно пересчитать по пальцам одной руки. Пополнение их рядов, воспитание новых специалистов рядом с опытными остро необходимо и его всё опаснее откладывать на потом.

 

6.3.2. Смысл и задачи деятельности:

  1. Социокультурные и школоведческие исследования различного масштаба и характера.
  2. Анализ адекватности для социокультурной ситуации различных вариантов инновационного инструментария, стратегий и моделей развития образования.
  3. Обратная задача: выбор перспективных «точек приложения» для культивирования тех или иных инновационных практик.
  4. Социокультурная экспертиза различного рода проектов. Экспертиза, дополнение, корректировка инновационных проектов с точки зрения этнорегиональной, школоведческой, историко-культурной, хозяйственно-экономической, социологической.
  5. Разработка локальных «прорывных» проектов, связанных с инновационным развитием конкретных школ, местных систем образования, территорий (совместно с потенциальными участниками проектов и органами управления).
  6. Участие в выборе, проектировании, становлении различных инновационных структур на региональном и местном уровне (в т.ч. ИнКО, «Проблемных ВНИКов» и т.д.)
  7. Выявление «узловых точек» существующего культурного и образовательного ландшафта, наиболее ярких людей и сообществ, создающих реальную ткань педагогической и культурной жизни.
  8. Налаживание различного рода контактов между инновационными структурами и местными сообществами.
  9. Привлечение к участию в решении комплексных проблем образования и территориального развития специалистов из различных гуманитарных наук, представителей родительского сообщества, работодателей, представителей других социально-профессиональных групп.
  10. Организация баз данных, сайтов, информационных и консультационных служб.
  11. Обобщение опыта социокультурных исследований, культивирование специалистов в данной сфере, расширение их круга.
 

6.3.3. «Заказчики» программ:

  • Министерство образования и науки, подведомственные ему институты, программы, проекты.
  • Министерства здравоохранения, культуры, социального обеспечения и другие федеральные ведомства.
  • РАН, РАО и другие научные структуры
  • Российские, международные и частные фонды
  • Специальные федеральные программы
  • Региональные органы управления
  • Муниципальные органы управления
  • Отраслевые министерства
  • Предприятия как спонсоры (заботящиеся о развитии и благополучии территорий)
  • Предприятия, группы предприятий как бизнес-структуры (заботящиеся о подготовке и привлечении кадров)
 

6.3.4. Особенности деятельности в связи с ИнКО:

  • Вероятная соорганизация одной или нескольких ведущих Экспертных групп социокультурных исследований по типу ИнКО.
  • Широкое привлечение специалистов различных ИнКО для участия в исследованиях Экспертных групп, формирование у них понимания, опыта, умений для такой работы.
  • Использование инфраструктуры различных ИнКО для идейного, методического, информационного обеспечения деятельности Экспертных групп.
  • Широкое (в меру возможности) привлечение к деятельности Экспертных групп видных специалистов и перспективной научной молодёжи из сферы внепедагогической: географов, социологов, философов, культурологов и т.д. Втягивание их в дальнейшем в околопедагогическую деятельность.
 
Подзаголовки
  1. обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования
Страницы: « 1 ... 41 42 43 44 (45) 46 47 48 49 ... 76 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/249
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/249
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?